"Проблема приобщения ребёнка дошкольного возраста к чтению"
консультация

Соловьёва Ольга Анатольевна
Сегодня много говорят о чтении. Заставить читать нельзя, чтением надо увлечь! Пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых. Своё участие в этом процессе я, как воспитатель, вижу в создании благоприятных условий для духовного становления юного читателя, приобщения его к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_vystupleniya.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Проблема приобщения ребёнка дошкольного возраста

 к чтению»  

                                                                                     Детские книги пишутся для воспитания,

а воспитание – великое дело,

им решается участь человека.

Белинский В. Г.

На Земле есть три главные ценности – это хлеб, чтобы народ всегда был здоров и силен, женщина, чтобы не обрывалась нить жизни, и книга, чтобы не заканчивалась связь времен.

Во все времена книга была и остаётся одним из лучших средств воспитания человека. Сегодняшний мир иной. В современной России меняется способ приобщения людей к культуре: идёт вытеснение чтения электронными средствами массовой коммуникации.

В наше время, когда телевизионная и компьютерная техника продолжает бурно развиваться, проблема формирования у детей интереса к художественной литературе стала особенно актуальной. В современном мире книги уступают место телевизору, интернету, компьютерным играм, мобильному телефону, рекламе. В результате у детей стал пропадать интерес к книге. Не все дети хотят слушать художественные произведения.

 В.А. Сухомлинский писал: «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся плохое». 

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели.

Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Процесс общения ребенка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности.  Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий.  Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.

Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствует постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

Необходимо воспринимать детскую литературу как самостоятельный вид искусства, специально создаваемый для ребенка, имеющий свою художественную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов с текстом, кроме вдумчивого, выразительного чтения литературного произведения и его анализа.

Как-то со мной поделилась своими впечатлениями знакомый библиотекарь, которая пришла в первый класс, чтобы рассказать детям об Агнии Барто. Предварить свой рассказ она решила игрой «Начинаю – продолжайте». С полной уверенностью, что школьники хорошо знают стихи Барто и будут отвечать хором, она начала: «Наша Таня громко плачет…». Но вопреки

ожиданиям, хора не последовало. Недоумевая, библиотекарь произнесла строчку другого стихотворения: «Уронили Мишку на пол…». Класс продолжал молчать. «Идёт бычок, качается, вздыхает на ходу…». Никто не подхватил и эти строки.

А ведь беда не в том, что ребёнок, доживший до семи лет, не знает строк Барто, а в том, что он не пережил вместе с этими четверостишиями жалости к упавшему Мишке, у него не возникло нравственного импульса вылечить его, прижать к себе, утешить. Он не испытал того, что испытала я, вспоминая свои первые читательские впечатления, связанные со стихами Агнии Барто.

Сегодня много говорят о чтении. Заставить читать нельзя, чтением надо увлечь! Пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых. Своё участие в этом процессе я, как воспитатель, вижу в создании благоприятных условий для духовного становления юного читателя, приобщения его к чтению.

В связи с особой ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. 
Осознав важность вопроса о формировании интереса к художественной литературе и необходимости подбора эффективных форм работы, мы начали углублённо работать по данной теме.

Одна из главных задач нашей педагогической деятельности:

- воспитание в ребенке читателя, любви к книге и приобщение детей к чтению.

Определили цель образовательной деятельности - способствовать формированию у детей интереса к произведениям художественной литературы, используя эффективные формы и методы работы.

Задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

С этой целью, в нашей группе проводится ряд мероприятий по приобщению ребёнка к чтению:

  • Книжный уголок соответственно возрасту детей.
  • Проводятся тематические выставки книг (книги обновляются в соответствии с тематикой (неделя сказки; неделя домашних животных, неделя, посвящённая Великой Отечественной войне и т.д.)
  • Организация выставки детских рисунков по мотивам прочитанных произведений;
  • Изготовление книжек-малышек (совместно с родителями);
  • Организация мини-библиотеки в раздевалке «Обменяйся книгой»; 
  • Стало традицией ежегодное проведение «Театральной недели». Дети принимают участие в спектаклях, показе кукольных, настольных театров;
  • Проведение конкурса чтецов не только на уровне детского сада, но и города.
  • Встречи с писателями, детскими журналами.
  • Посещение детской библиотеки, которая стала первым помощником в приобщении моих воспитанников к чтению. Много лет мы сотрудничаем с библиотекой им. А.В.Потаниной

Мы посещаем различные книжные выставки в библиотеке и сами принимаем участие в оформлении выставок. Родители и дети с большим удовольствием  создают поделки, рисунки для различных тематических выставок.

Мы часто принимаем участие в литературных праздниках, которые проходят в библиотеке.  Начиная со старшего возраста, мы периодически посещаем мероприятия библиотеки.

В младшем дошкольном возрасте библиотекари приходят в детский сад. В это время  мы начинаем готовить наших детей к тесному взаимодействию с библиотекой, с книгой.

Формируем у детей интерес к библиотеке, способствуем зарождению традиций семейного чтения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Приобщение детей дошкольного возраста к чтению"

Неплохая консультация, будет полезна для обей информации...

Проблемы приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе

Проблемы приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе...

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным мн...

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению книг

Познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками, с поэтами, писателями, художниками -...

Приемы работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению

В данном материале описаны основные рекомендации, соблюдение которых позволит привить любовь детей дошкольного возраста к книге. Думаю, статья будет интересна как педагогам, так и родителям....

Проблемы приобщения детей дошкольного возраста к нравственным ценностям

Актуальность проблемы связана с необходимостью воспитания  духовно - нравственных чувств и представлений ребёнка....