Диагностический инструментарий "ПиктоМир: программируем будущее"
методическая разработка (старшая группа)

Дроздецкая Анна Викторовна

Диагностический инструментарий для определения уровня сформированности алгоритмических навыков и «гибких навыков», в том числе предпосылок формирования критического мышления у старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_piktomir.doc645.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №15

Колпинского района Санкт-Петербурга»

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

«ПИКТОМИР: ПРОГРАММИРУЕМ БУДУЩЕЕ»

Авторы:

Помещенко Юлия Александровна, заместитель заведующего по УВР

Дроздецкая Анна Викторовна, воспитатель

Санкт-Петербург, 2023

Пояснительная записка

Педагогическая диагностика – это совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференцированного подхода к учащимся и совершенствования методов педагогического воздействия. Педагогическая диагностика является основой для разработки рабочей программы по реализации образовательной программы  дошкольного образования и программ дополнительного образования.

С  2022 года ГАДОУ «Детский сад № 15 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга» является сетевой инновационной площадкой по теме «Апробация и внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников и младших школьников в цифровой образовательной среде (далее – ЦОС) ПиктоМир». Начав с сентября 2022 года реализацию программы дополнительного образования «Алгоритмика для дошкольников с использованием робототехнического образовательного набора и ЦОС ПиктоМир» (далее – «Алгоритмика»), мы столкнулись с необходимостью разработки педагогической диагностики сформированности алгоритмических навыков и «гибких навыков» старших дошкольников, в том числе предпосылок формирования критического мышления. Ведь для того, чтобы современные дети стали успешны во взрослой жизни, уже сейчас необходимо создавать предпосылки для формирования у них компетенций XXI века: критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации. Именно 4К-компетенции (Приложение № 1) помогут им в дальнейшем ориентироваться в постоянно меняющемся мире, больших потоках информации и обеспечат умением учиться на протяжении всей жизни. За основу был взят инструмент «4К», разработанный в Высшей школе экономики.

        Целью данной работы является разработка диагностического инструментария для определения уровня сформированности алгоритмических навыков и «гибких навыков», в том числе предпосылок формирования критического мышления у старших дошкольников.

К основным задачам относятся:

  1. Диагностика алгоритмических умений воспитанников, умений ориентироваться  и выполнять учебные задачи в цифровой образовательной среде ПиктоМир.
  2. Диагностика сформированности  «гибких навыков» по критериям: выделение основной мысли, выявление противоречий, выявление нехватки информации, формулировка собственного вывода.
  3. Разработка способа фиксация результатов проведённой диагностики.
  4. Формулировка ожидаемых результатов диагностики.

        В качестве основного метода педагогической диагностики нами был использован метод получения ответов детей (в процессе беседы по заранее подготовленным вопросам и настольных игр). Направлен данный метод на получение конкретных ответов на заданные воспитателем вопросы. Важным при проведении такого рода педагогической диагностики является правильная форма постановки вопроса и создание ситуации, при которой он поставлен ребенку. Ни в коем случае не допускается торопить ребенка с ответом.

Разработанный диагностический инструментарий предназначен для детей старшей возрастной группы (5-6 лет), завершающей первый год обучения по программе дополнительного образования «Алгоритмика».

Для фиксации уровня сформированности алгоритмических навыков и «гибких навыков», в том числе предпосылок формирования критического мышления у старших дошкольников (Приложение № 2) предлагаем использовать следующие критерии:

1. Выявление основной мысли

2. Выявление противоречий

3. Выявление нехватки информации        

4. Формулировка собственного вывода

Итоговые показатели измеряются тремя уровнями:

  • высокий уровень усвоения – это получение правильных ответов ребенка без использования наводящих вопросов;
  • средний уровень – это получение правильных ответов ребенка после использования наводящих вопросов;
  • низкий уровень – это отсутствие правильных ответов ребенка.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ

Критерий 1: выявление основной мысли

Воспитатель зачитывает ребенку один из предложенных текстов:

  1. На экране планшета (компьютера) живет виртуальный робот. Он создан искусственно и очень похож на настоящего робота, но потрогать его нельзя. Мы можем увидеть его на экране планшета (компьютера) и управлять им, нажимая на кнопки с командами. Также этим роботом может управлять компьютер по программе, составленной программистом по уже определенным правилам и уже находящейся в памяти компьютера.

Вопрос: О чём этот текст?

Приблизительный ответ: Этот текст о виртуальном роботе.

  1. Человек-командир отдаёт команды Исполнителям команд, например, роботам. Он может командовать роботом по программе  или давать команды «из головы». А реальным роботом Ползуном Командир может командовать по программе с помощью Пульта или с помощью «полочки» с командами.

Вопрос: О чём этот текст?

Приблизительный ответ: Этот текст о человеке-Командире.

Критерий 2: выявление противоречий 

Воспитатель зачитывает ребенку один из предложенных текстов:

  1. Робот Вертун «живет» на платформе-космодроме, откуда стартуют и куда возвращаются космические корабли. Платформа-космодром выложена плитами-клетками голубого цвета, на которых растут прекрасные сады для космонавтов. Проходя по дорожкам, робот зажигает и тушит фонари в саду.

Если ребенок не сразу выявляет противоречие в тексте, воспитатель может задать ему наводящий вопрос: Всё ли верно в легенде о роботе Вертуне?

Приблизительный ответ: первая половина текста – это легенда о роботе Вертуне, а вторая половина – легенда о роботе Зажигуне.

  1. Робот Двигун «живёт» на платформе-складе космодрома. Путешествуя между планетами, грузовые космические корабли перевозят с космодрома на космодром грузы. Для наведения порядка роботу Двигуну необходимо отремонтировать все клетки космодрома, поврежденные при взлёте ракет.

Если ребенок не сразу выявляет противоречие в тексте, воспитатель может задать ему наводящий вопрос: Всё ли верно в легенде о роботе Двигуне?

Приблизительный ответ: первая половина текста – это легенда о роботе Двигуне, а вторая половина – легенда о роботе Вертуне.

Критерий 3: выявление нехватки информации 

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть одну из предложенных схем игровых полей (Приложение № 3):

  1. Задание к игровому полю № 1: составь и нарисуй программу для робота Двигуна при помощи стрелок-указателей направления движения робота.

Наводящие вопросы: Сможет ли робот выполнить программу? Если нет, то почему?

Ответы: Нет. Потому что на поле отсутствует элемент «место для бочки».

Дорисуй элемент «место для бочки» в верхнем левом углу поля и закончи составление программы для робота.

  1. Задание к игровому полю № 2 составь и нарисуй программу для робота Двигуна при помощи стрелок-указателей направления движения робота.

Наводящие вопросы: Сможет ли робот выполнить программу? Если нет, то почему?

Ответы: Нет. Потому что на поле отсутствует элемент «исходное положение ящика».

Дорисуй элемент «исходное положение ящика» справа от элемента поля «место для ящика» и закончи составление программы для робота.

Критерий 4: формулировка собственного вывода Воспитатель формулирует задание: «Представь, что ты вырос(ла) и стал(а) космонавтом. Ты получил задание отправиться в космос и произвести ремонт спутника. И вот, находясь в ракете где-то в далёком космосе, твой бортовой компьютер сообщает тебе о том, что у ракеты заканчивается топливо и тебе необходимо срочно вернуться на Землю. А на экране бортового компьютера появляется вот такая картинка (см. Приложение № 4).  Что ты будешь делать?

Приблизительный ответ: Я создам программу полёта ракеты для того, чтобы быстрее вернуться на Землю.

Наводящий вопрос: Что тебе нужно сделать, чтобы ракета добралась до Земли?

Составь программу при помощи имеющихся на столе пиктограмм: вперед, направо, налево, повторитель (от 1 до 6).

        Таким образом, разработанный нами диагностический инструментарий позволит не только определить уровень сформированности навыков критического (алгоритмического) мышления, но и определить степень усвоения ребенком знаний, полученных в результате прохождения программы дополнительного образования «Алгоритмика». Например, таких как: понимание понятийного аппарата ЦОС ПиктоМир, знание легенд виртуальных роботов и элементов игровых полей, а так же умение составлять простые программы и программы с повторителями.  

Приложение № 1

Приложение № 2

Таблица для фиксации результатов диагностики

№ п/п

ФИО воспитанника

 1. Выявление основной мысли

 2. Выявление противоречий

3. Выявление нехватки информации

4. Формулировка собственного вывода

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

1

Иванов Иван Иванович

˅

˅

˅

˅

2

3

4

Приложение № 3

Схема игрового поля № 1

Схема игрового поля № 2

                        

Приложение № 4

Планета Земля для детей — рассказ о планете Земля для ...

         

Список литературы

  1. Навигатор к учебно-методическому комплекту «Алгоритмика для дошкольников и учащихся начальных классов с использованием робототехнического образовательного набора и цифровой образовательной среды «ПиктоМир» / под ред. А.Г.Кушниренко. – Самара: издательство «Инсома-пресс», 2021. – 69с.
  2. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/monitoring/4k (дата обращения: 31.01.2023)
  3. Петрова Е.А., Козлова Г.Г. Педагогическая диагностика социально-личностного развития дошкольников в условиях ФГОС ДО: Методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баяревой, 2015. – 64с.
  4. Шаршакова Л.Б. Педагогическая диагностика образовательного процесса. Методическое пособие для педагогов дополнительного образования — СПб.: ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества «У Вознесенского моста», 2013. — 52 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как программировать ребенка на удачу

Открытость, ранимость и внушаемость детей делают их очень чувствительными к негативным воздействиям мира и общества.Чтобы помочь ребенку, родители должны чаще использовать позитивные установки, которы...

Советы психолога "Как программировать ребёнка на удачу"

Данный материал содержит полезную информацию для родителей детей всех возрастов и поколений...

Как программировать ребенка на удачу

Беседы психолога о возрастных особенностях детей, о наиболее распространенных  ошибках родителей и о том, как эти ошибки избежать....

Как мы программируем детей!

КАК МЫ ПРОГРАММИРУЕМ ДЕТЕЙСорокалетняя женщина рассказывала мне, как однажды в детстве ее строгая мама нарядила ее в новое платье и, отправляя гулять на улицу, строгим голосом сказала: «Придешь грязна...

Консультация для родителей "Как программировать ребенка на удачу"

Консультация для родителей "Как программировать ребенка на удачу"...

10 ЦИТАТ ЗНАМЕНИТОГО ПСИХОЛОГА ЭРИКА БЕРНА О ТОМ, КАК ПРОГРАММИРУЕТСЯ НАШ МОЗГ

Эрик Берн — автор знаменитой концепции сценарного программирования и теории игр. В их основе лежит трансактный анализ, который сейчас изучают во всем мире. Берн уверен, что жизнь каждого человек...

Как программировать ребенка на удачу?

Информация для родителей...