Мастер-класс «Игра на ложках»
методическая разработка

       Деревянные ложки – русский народный ударный инструмент, выделяющийся своей самобытностью. Они и по сей день остаются очень популярными. А в фольклорных и инструментальных ансамблях ложки являются

обязательными. Этот инструмент способствует развитию не только чувства ритма, но и артистизма, умения играть в ансамбле, слышать не только себя, но и друг друга. Так как спектр приемов игры на деревянных ложках не ограничен, ребенок может проявить фантазию и придумать свои способы исполнения того или иного музыкального произведения.

      Знакомство с русской народной музыкой исполнение фольклора позволяет расширить кругозор ребенка, а приобретение нового навыка игры на одном из множества музыкальных инструментов способствует

обретению уверенности в своем творческом начале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_kass_igra_na_lozhkah_smirnova.docx65.75 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Дружба» р.п. Дергачи Саратовской области

Районное методическое объединение воспитателей «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основы духовно- нравственного воспитания через построение целостного педагогического процесса»

Мастер-класс  «Игра на ложках»

музыкальный руководитель МДОУ Смирнова Любовь Петровна

Декабрь, 2022г.

Актуальность.

       Деревянные ложки – русский народный ударный инструмент, выделяющийся своей самобытностью. Они и по сей день остаются очень популярными. А в фольклорных и инструментальных ансамблях ложки являются

обязательными. Этот инструмент способствует развитию не только чувства ритма, но и артистизма, умения играть в ансамбле, слышать не только себя, но и друг друга. Так как спектр приемов игры на деревянных ложках не ограничен, ребенок может проявить фантазию и придумать свои способы исполнения того или иного музыкального произведения.

      Знакомство с русской народной музыкой исполнение фольклора позволяет расширить кругозор ребенка, а приобретение нового навыка игры на одном из множества музыкальных инструментов способствует

обретению уверенности в своем творческом начале.

Цель: создание условий для ознакомления педагогов с образовательной технологией обучения игре на ложках как на музыкальных инструментах для музыкального развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса с ложками, как с народным музыкальным инструментом;

- изучить историю возникновения ложек;

- познакомить участников с приёмами игры на ложках;

- воспитывать интерес к ложкам как к музыкальному инструменту;

повысить уровень мастерства педагогов

Вводная часть 

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Скажите, любите ли вы чудеса и сюрпризы? Давайте мы с вами попробуем сотворить маленькое чудо. Для того чтобы оно произошло …

– Вы три раза должны хлопнуть,

И пять раз ногами топнуть,

Рядом другу улыбнитесь:

Дружно за руки возьмитесь,

Устремите взгляды ввысь

«Чудо, чудо появись!» (звучит волшебная музыка)

Посмотрите, какой чудесный сундучок у меня есть. А как вы думаете, что находится в моем волшебном сундучке? А поможет вам в этом вам моя загадка.

- Деревянная подружка,

Без неё мы, как без рук.

На досуге – веселушка,

И накормит все вокруг.

Кашу прямо носит в рот,

И обжечься не даёт. (Ложка)

- Правильно, отгадали, это ложка, но не простая ложка, а деревянная, расписная.

(Открываете сундучок, достаете ложки и раздаете участникам мастер-класса)

- Применение музыкальных инструментов в образовательной деятельности и в повседневной жизни обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.

Из самобытных народных ударных инструментов на Руси применялись ложки. В старину народные песни и пляски часто сопровождались игрой на ложках, которые издавали четкий, «сухой» звук. Иногда к ложкам привязывались бубенчики.

Деревянные ложки имелись в каждой семье и являлись предметом обеденного стола. Ложки изготавливали из бересты, ольхи, липы. Сначала заготавливали небольшие брусочки – баклуши. Эту простую работу выполнял самый ленивый подмастерье. Поэтому сегодня, когда кто-то бездельничает, говорят: «Бьёт баклуши!». Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной. Затем украшали резьбой, росписью, выжиганием и покрывали их лаком.

        Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно.

       Но пока родители расписывали ложки, они давали детям их поиграть. Услышав стук ложки об ложку, так и пошла игра на ложках, а сообразительный русский народ придумал разные приёмы игры.

Игра на ложках влияет на развитие координации движений и быстроту реакции, координируют работу мозга и мышц, полученные навыки закрепляются в памяти.

Формирует навыки вербального и невербального общения

Развивает чувство ритма, музыкальную память и внимание

Развивает навыки крупной и мелкой моторики

Развивает дисциплинированность, целеустремленность, внимательность, ответственность

Итак: сегодня мы будем учиться играть на ложках. Чтобы создать творческую атмосферу нашей мастерской, я прошу вас надеть на себя эти кокошники.

- Давайте рассмотрим  из чего  состоит ложка.

Ложка состоит из черпака, черенка и коковки. Черпак также называют лопасть, ковшик. Черенок - это ручка, а коковка - это утолщение на конце черенка, оно позволяет лучше удержать ложку в руках.

Чтобы играть на ложках надо их правильно взять в руки.

Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук.

Сегодня, я хочу познакомить Вас с некоторыми приёмами игры на этом простом и незамысловатом народном инструменте. И Вы сразу же поймёте, что играть на деревянных ложках не так уж легко, как кажется.

Как вы думаете, какое количество ложек необходимо для игры?

В игровой комплект ложек могут входить 2, 3или 4 ложки.

А играть сегодня мы будем на двух ложках, потому что этот способ самый распространенный и в тоже время самый сложный и разнообразный по игровым приемам.

Ну, а для того, чтобы ложки «привыкли» к вашим ручкам, поиграем в «Музыкальную разминку»

Итак, переходим к изучению игровых приемов:

«Рукой левой мы возьмём

Рукой правой мы возьмём

Стукнем раз, стукнем два

Получается игра»

1-ый приём «Часики». Ударяем возле правого и левого уха двумя ложками с небольшим интервалом. (показ).

2-й приём «Хлопушки». Этот приём подобен «часикам», но без интервала. (Показ).

3-й приём «Блинчики». Скользящие движения правой ложкой по левой. Ложки держат горизонтально (показ).

4-й приём «Тарелочки». Скользящие движении вертикально правой и левой ложкой (показ).

5-приём «Солнышко». Ложки на вытянутых руках, стуча двигаются по кругу, изображая круг или полукруг «солнышко».

А теперь под музыку. Молодцы!

2. А теперь мы будем учиться играть вторым приёмом.

«По ладошкам мы стучим

Весело играем.

По коленочкам стучим

Дружно повторяем»

Взяли ложки, держим правильно, сильно не сжимаем.

Приготовились, начали. 2 раза по ладошкам, 2 раза по коленкам.

Раз, два. Раз, два.

приём «Трещётка» - держимладонь над коленом в горизонтальном положении и ударяем ложкой по колену и по ладони.

А теперь под музыку. Правильно, молодцы!

III часть Заключительная

Вот мы и разучили три приёма игры на ложках.

А сейчас мы соберемся, и будем дружно играть на ложках вместе,

Значит играем ансамблем.

Сначала играем 1 приёмом, 2.

Начинаем играть после вступления. Приготовились. Начали.

Итог: Вот видите, как мы вместе и дружно научились играть на ложках.

Деревянные ложки самый лучший сувенир, который напоминает о русских традициях. Самый простой и распространённый инструмент русского народа. И, может быть, пока наши дети играют на ложках, гадают на ромашке, просят божью коровку «улететь на небушко», не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа.

Уважаемые коллеги! Свой мастер класс хочется закончить словами:

Наша цель: развивать и воспитывать,

И частичку души своей вкладывать.

Если дети поют и танцуют,

Музицируют или рисуют,

Значит дети счастливее стали

Им мы в этом чуть-чуть помогали.

Если дети смеются, играют,

С удовольствием сад посещают,

Значит, трудимся мы не напрасно

И профессия наша прекрасна!

Рефлексия.

А теперь прошу вас оценить мой мастер-класс. Кому понравился мой мастер-класс пусть поднимут ложки вверх и постучат, а кому не понравился оставят ложки на коленках.

Пусть ваш дом будет полная чаша, а ложка кормилица ваша. Всего вам доброго.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Мастер – класс «Играй всегда, играй везде!»

     Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления российского дошкольного образования и требованиями гос...

Мастер-класс: « ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО»

1. Мастер-класс для педагогов ДОУ: Организационная часть Педагог: — Сегодня мы поговорим о том, как организовать игровую деятельность ребенка. Кажется, очень просто: дал ребенку игрушку, и он может ...

Мастер-класс "Игры взрослых, игры детей"

Тема: «Игры-путешествие на участке детского сада»Цель: Повысить уровень компетентности педагогов в практических вопросах организации игр-путешествий в дошкольном образовательном учреждении...

«Мастер-класс игры на музыкальных деревянных ложках»

В статье представлен мастер – класс игры на музыкальных деревянных ложках, предназначенный для  музыкальных руководителейобразовательных организаций.В методическом материале описывается пер...

Мастер-класс "Играем с детьми в подвижные и малоподвижные игры"

Систематизировать представления педагогов о подвижных и малоподвижных играх....

Мастер-класс "Игра на ложках"

Проблемы сегодняшнего дня зачастую соприкасаются с проблемами нравственного воспитания детей, поэтому мы – педагоги ищем свои пути решения. Обращения к истокам народной педагогики...

Мастер класс игра на Ложках

Мастер класс игра на Ложках...