Мастер класс игра на Ложках
консультация по музыке

Чуева Венера Дамировна

Мастер класс игра на Ложках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _master.k_igra_na_lozhkah.docx30.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Игра на ложках. Средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: изучение участниками мастер-класса вопроса использования русского народного инструмента – деревянных ложек в обучении детей дошкольного возраста в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Задачи:

-познакомить участников мастер-класса с использованием деревянных ложек в процессе музыкального воспитания в ДОУ.

-познакомить участников с методами приёмами игры на ложках.

-повысить уровень профессиональной компетентности педагогов их мотивацию на системное использование в практике.

Добрый день. Уважаемые коллеги!

Ритм, как известно, имеет эмоциональную природу, поэтому любая ритмическая деятельность ребенка прекрасно соотносится с его возрастным психо-эмоциональным состоянием. В процесс музыкального воспитания детей дошкольного возраста включаем большой спектр различных шумовых инструментов, и, конечно же, колористический яркий инструмент - деревянные ложкиИгра на обычных ложках помогает решить целый комплекс задач музыкального воспитания дошкольника. Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ударных инструментов - ложек позволяет ребенку накопить и развить первоначальный опыт слухового восприятия. Напрягая органы слуха для восприятия и повторения разнообразных ритмов, ребенок постепенно получает представление и о других видах музыкальных соотношений: динамических, темповых, тембровых.

Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях:

-в непосредственной образовательной деятельности;

-в театральной деятельности;

- выступления на праздниках;

- кружковая работа;

В разных видах деятельности:

-пение;

-слушание музыки;

-музыкально – ритмическое движение.

Сегодня я хочу вас научить некоторым приемам игры на деревянных ложках. Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Но то, что это самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа, бесспорный факт.

Деревянные ложки имелись в каждой семье и являлись предметом обеденного стола. Ложки изготавливали из бересты, ольхи, липы, украшали резьбой, росписью, выжиганием и покрывали лаком. Пока родителя расписывали ложки, они давали детям их поиграть. Услышав стук ложки об ложку, так и пошла игра на ложках, а сообразительный русский народ придумал разные приёмы игры.

Начинать обучение приёмам игры на ложках желательно с разминки кистей рук.

«Замок»

Руки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

- На двери висит замок.

- Кто его открыть бы мог?

- Постучали,

На этом слове ритмично стучите друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы.

- Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

- Потянули.

Тянете руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но, не отпуская замок полностью.

- И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

Эти упражнения помогают приготовить исполнительский аппарат, тренируют мышечную память, не позволяя в дальнейшем зажиматься мышцам кистей рук при быстрой игре.

Ложка состоит из черенка и черпака (для детей корешок и шапочка). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Предлагая детям попробовать тот или иной приём игры, обязательно нужно развивать их умение анализировать, поэтому характеризуя звук, попутно беседуем с детьми, задавая наводящие вопросы, тем самым мы дополнительно пополняем словарный запас ребёнка фонематический слух.

Поскольку наша задача ещё и обогащение духовной культуры детей через игру на народных музыкальных инструментах нужно использовать малые фольклорные формы – потешки, прибаутки, тексты песен, сказки.

Ритмическое упражнение:

1.2.3. – ты на ложки посмотри,

1,2,3,4, - вот мы ложечки купили.

1,2,3,4,5 – будем мы на них игратьЕСТЬ МНОЖЕСТВО способов и приемов игры на ложках

В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большей величины. Оттого что размеры ложек разные возникает впечатление чередования звуков по высоте.  сегодня я Вам покажу способы игры на двух ложках

Игру на двух ложках можно поделить на два этапа, всегда пользоваться правилом, переходя от простого к сложному.

1. Ребенок учится играть, взяв в каждую руку по ложке.

2. Ребенок соединяет две ложки в правой руке.

1 этап.

«Лошадка» - ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт.

*Удар 'шапочками" перед грудью.

* Удар "шапочками" над головой, руки при этом должны быть либо согнуты, либо полностью выпрямлены у всех детей.

* Удар "шапочками" попеременно, то у правого уха, то у левого. Это

движение выглядит более красиво, если за движением рук следует движение туловища, то есть оно немного покачивается, то в одну сторону, то в другую.

* Переменный удар правой ложкой то по "шапочке", то по «корешку" левой ложки. При этом "шапочка'' левой ложки зажимается в ладони. Звучание ложки при таком ударе меняется. А если одновременно с ударом менять положение ладошки левой руки, то будет меняться тон ложек.

Приём «Игра парами». Дети поворачиваются лицом друг к другу и играют так : удар перед грудью, удар правой ложкой о правую ложку товарища, опять удар перед грудью, удар левой ложкой о левую ложку товарища.

Прием "Ножницы". Руки вытянуты вперед. Затем одна рука опускается вниз, другая поднимается вверх. Затем руки меняют свое положение. В тот момент, когда руки соединяются, "шапочки" скользящим движением ударяются друг о друга. Движение будет смотреться более красиво, если амплитуда рук будет большой.

2 этап.

Следующий этап более сложный. Две ложки вкладываются в правую руку таким образом, чтобы указательный палец правой руки находился между «корешками». Большой палец прижимает сверху правую ложку, а три нижних пальца поддерживают снизу вторую ложку. Таким образом, ложки как бы зажимаются в тисках, окончания «корешков» плотно удерживаются в ладошке. В начале обучения можно выбрать такие ложки, у которых "корешки" не круглые, а плоские. Такие ложки легче удержать в маленькой ручке. Иногда ложки скрепляют за «корешки», в этом случае ложки просто держат в ладошке, не ставя пальчик между «корешками». Вот ложки в руках у маленького музыканта и теперь добиваемся такого удара, чтобы от ложек получался хлопок. Это будет не сразу, и от педагога потребуется не мало терпения, чтобы научить ребенка выдать такой хлопок.

Приём «Мячик». На 1,2,3 ударяют ложкой по левому коленуложки как мячик отскакивают от колена. Затем этот приём усложняют. Добавляют удар по правому колену, груди.

Прием «Солнышко». Начинается с удара над головой и затем перед собой очерчивается полный круг, сначала вправо, затем влево. Правая рука делает уже 8 ударов по ладони левой руки.

Прием «Трещотка» самый распространенный исполнительский прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью.

Прием «Малая дробь»«Большая дробь». Ударяют скользящий удар по левой ладони и левому колену. Выполняется сидя. К «большой дроби» добавляется еще точка для удара – правое колено.

Предлагаю повторить все приемы игры на ложках под мелодию белорусской народной песни «Савка и Гришка».

Вопросы для рефлексии:

Возник ли у вас интерес к использованию элементарного музицирования детей в самостоятельной деятельности детей.

Деревянные ложки самый лучший сувенир, который напоминает о наших русских традициях. Самый простой и распространённый инструмент русского народа. И, может быть, пока наши дети играют на ложках, не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа.

Пусть ваш дом будет полная чаша, а ложка кормилица ваша. Всего вам доброго!

Список использованной литературы:

1. Каминская Е. А. Некоторые сведения из истории игры на ложках // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 11-1. – С. 90-91;

2. Осипов А. Н. «Как у наших у ворот». Методическое пособие по работе с ансамблем ложкарей в ДМШ и ДШИАвтор: преподаватель Губинской ДШИ, заслуженный работник культуры России А. Н. Осипов. 2007 http://istoki.muzkult.ru/img/upload/887/documents/Iskusstwo_igri_na_loydka.pdf

3. Рытов Д. А. «Искусство игры на ложках» http://www.perluna-detyam.com.ua/index.php?option=com_content&view=section&id=6&Itemid=112

4. Рытов Д. А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс « Логопедический массаж ложками как средство эффективной коррекции речевых нарушений дошкольников"

1.     опыт работы на тему:«Логопедический массаж  ложками,как средство эффективной коррекции речевых нарушений дошкольников»....

Мастер-класс "Роспись хохломской ложки".

Мастер класс " роспись хохломской ложки" будет интересен воспитателям старших возрастных групп....

Мастер-класс "Роспись хохломской ложки".

Мастер класс " роспись хохломской ложки" будет интересен воспитателям старших возрастных групп....

Сценарий мастер-класса «Кукла на ложке» для детей младшего дошкольного возраста и их родителей в рамках работы детско-родительского клуба «Сказочные посиделки»

Сценарий мастер-класса содержит интересную познавательную информацию о традициях русского народа и его фольклоре, где в игровой форме представлена творческая работа детей младшего дошкольного возраста...

«Мастер-класс игры на музыкальных деревянных ложках»

В статье представлен мастер – класс игры на музыкальных деревянных ложках, предназначенный для  музыкальных руководителейобразовательных организаций.В методическом материале описывается пер...

Мастер-класс "Игра на ложках"

Проблемы сегодняшнего дня зачастую соприкасаются с проблемами нравственного воспитания детей, поэтому мы – педагоги ищем свои пути решения. Обращения к истокам народной педагогики...

Мастер-класс «Игра на ложках»

     Деревянные ложки – русский народный ударный инструмент, выделяющийся своей самобытностью. Они и по сей день остаются очень популярными. А в фольклорных и инс...