Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста с ЗПР средствами изобразительной деятельности».
консультация

Елена Игоревна Ворбьева

 

 

 

Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста     с    ЗПР средствами изобразительной деятельности»

   В современном мире растет число детей, имеющих нарушения в развитии и нуждающихся в специальной помощи со стороны специалистов, поэтому так важно обеспечить таким детям доступ к специальной, особым образом организованной и построенной, системе образования. По отношению к ребенку с нарушениями перестают действовать традиционные способы решения образовательных задач на каждом возрастном этапе.

   Особого внимания требует к себе дошкольный возраст, т. к. организм очень несовершенен и каждый день промедления в своевременной диагностике и начале коррекционной работы грозит обернуться бедой. В связи с особенностями развития проблемные дети особенно нуждаются в целенаправленном обучении.

   Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен. Каким образом помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающего мира? Необходимо помочь им раскрыть его и полноценно ввести в окружающую действительность. Одним из таких средств является изобразительное искусство, которое используется не только как средство художественного развития, но может являться и средством коррекции нарушений развития у детей.

   Актуальность: отечественная практика специального обучения не раз убедительно доказывала, что вовремя начатая и грамотно построенная коррекционная работа с детьми с нарушениями в развитии средствами изобразительного искусства позволяет предупредить появление дальнейших отклонений, скорригировать уже имеющиеся нарушения и достичь максимально возможного для ребенка уровня развития, образования, социальной интеграции.

   Итак, проанализировав психологические исследования, мы можем наблюдать у детей с ЗПР следующие особенности:

-вниманиенеустойчивое, неравномерная работоспособность; ребенка трудно собрать, сконцентрировать внимание и удержать на протяжении той или иной деятельности; недостаточная целенаправленность деятельности, они импульсивны, часто отвлекаются, с трудом переключаются с одного задания на другое.

-многие из детей испытывают трудности в восприятии и (зрительного, слухового, тактильного); дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности; мало испытывают затруднения в практическом различении свойств предметов, однако, их сенсорный опыт долгое время не закрепляется и не обобщается вербально; особые трудности испытывают при овладении представлениями о величине; затруднен процесс анализирующего восприятия: не умеют выделить основные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали, что не позволяет сформировать целостный образ предмета и это находит отражение в изобразительной деятельности.

-у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания; характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации; произвольность запоминания практически отсутствует;

-отставание отмечается на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов- представлений; детям сложно создать целое из частей и выделить части из целого, трудности в пространственном оперировании образами; не формируется уровень словесно-логического мышления: не выделяют существенные признаки при обобщении, обобщают по ситуативным или функциональным признакам; трудности при сравнении.

-нарушения  речипреимущественно системного характера; детям присущи недостатки звукопроизношения и фонематического развития; отмечаются трудности в понимании инструкции, содержании сказок, стихов; ограничен словарный запас, словообразование; проблемы в связной, сопровождающей деятельность, грамматической стороне речи.

   Таким образом, в силу разнообразия и множественности нарушений коррекционная работа с детьми с ЗПР требует привлечения разнообразных технологий, методов и приемов.

   Художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, руки, коммуникации.

   Исследования в области художественной педагогики показывают, что искусство позволяет ребенку с нарушениями в развитии ощутить мир во всем его многообразии и через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать.

   Коррекционные возможности ИЗОдеятельности по отношению к ребенку с нарушениями связаны, прежде всего с тем, что она является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, развивают познавательные процессы. А активация потенциальных возможностей в практической художественной деятельности -  это и есть реализация социально-педагогической функции искусства.

   Участие ребенка с нарушениями в изобразительной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит взаимодействию в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений.

  Коррекционно-развивающие возможности ИЗО деятельности связаны с предоставлением ребенку с нарушениями практически неограниченных возможностей  для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими поделок и рисунков повышает самооценку, самопознание.

  В последние годы использование изобразительной деятельности все больше включается в коррекционно-развивающий педагогический процесс в специальных образовательных учреждениях и дает положительные результаты.

  В детском саду занятия рисованием, лепкой, аппликацией интересны для ребенка с ЗПР. Он радуется результату своей работы. Свой рисунок или поделку он может подарить маме, бабушке, близким, друзьям, а также использовать в игре. И поэтому, занятия изобразительной деятельностью занимают особое место в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития.

  Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР обусловлены структурой имеющихся у них нарушений. Сенсорные нарушения влияют на формирование навыков изображения в лепке, рисовании, аппликации.

  Так, при задержке психического развития наблюдается несовершенство цветоразличения (узнавание промежуточных цветов) и таких компонентов восприятия, как дифференцированность, избирательность, целостность, осмысленность, точность. Эти нарушения в развитии не обеспечивают полноценную изобразительную деятельность детей. Нарушение пространственных ориентировок сказывается на рисовании, наклеивании предметов, человека и их расположение на листе. Ограниченность образов, представлений затрудняет сюжетное и предметное рисование, лепку, аппликацию. Несформированность самоконтроля не позволяет уточнять и сравнивать свое изображение с образцом и давать вербальную оценку. Нарушение в общей и мелкой моторике затрудняют использование и правильное владение инструментами изобразительной деятельности (кистью, стекой, ножницами).

  Также хотелось бы отметить, что без внимания и поощрения со стороны взрослых дети очень быстро утрачивают интерес к действиям с изобразительными материалами. А это значит, что не будет реализовано их возрастное стремление к самостоятельности, активности, направленное на познание окружающего мира и потому что от степени элементарной подготовленности детей в изобразительной деятельности зависит своевременное начало развития их творчества на следующих возрастных этапах.

  Основными формами обучения навыкам изобразительной деятельности мы избрали занятия, игры, коллективное творчество. Отличительной чертой таких занятий с детьми является то, что они решают как образовательные, воспитательные, так и коррекционно-развивающие задачи.

Средствами коррекционно-развивающего обучения мы определили:

-рисование с использованием различных материалов (цветные карандаши, гуашь, восковые мелки, фломастеры, мел);

-лепка (пластилин, соленое тесто, глина);

-аппликация (бумага, ткань,природный материал).

Определили технологии изобразительной деятельности:

-рисование по точкам,

-волшебные пятна (кляксография),

-рисование  на обоях, на асфальте, на стекле,

-пластилиновая живопись,

-графическая музыка (рисование под музыку),

-печатки, трафареты, раскраски,

-экспериментирование с материалами,

-работа с пластилином, глиной, цветным соленым тестом с использованием природного материала,

-работа с бумагой (различной текстуры), тканью, природным материалом

-коллажи с разными материалами.

Для развития изобразительных навыков, эстетического восприятия на занятиях, в совместной деятельности используем следующие методы и приемы:

  • рассматривание образцов (картины, иллюстрации, фигурки);

  • чтение художественной литературы, пение песен, слушание           музыки

  • показ способов изображения, поэтапный показ действий;

  • индивидуальная работа с полным и частичным показом способов изображения;

  • игры, танцевальные паузы, физкультминутки;

  • поощрение, показ удачно начатой работы, советы, пояснения;

  • выставки детских работ, поделки для малышей, подарки для сотрудников и близких людей.

    Таким образом, в процессе обучения рисованию, лепке и аппликации мы осуществляем развитие и коррекцию восприятия (цвет, фактура форма, величина), памяти (объем, длительность, устойчивость), внимания(концентрация, переключаемость, произвольность), мышления(мыслительные операции- анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение), речи (активация и обогащение словаря, развитие сопровождающей речи), воображения (перенос представлений в самостоятельную деятельность),  моторики (координация, переключаемость, автоматизация движений), личности (эмоциональное благополучие, мотивация, коммуникабельность).

     Изучение и анализ научно-методической литературе по проблеме исследования  показывает, что вовлечение ребенка с проблемами в развитии в изобразительную деятельность способствует развитию и коррекции нарушений, а также развивает интерес к творчеству. Изобразительное творчество позволяет развивать не только психическую, но и физическую, и эмоциональную сферу ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_korrektsiya_narusheniy_zpr.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

«КоррекциянарушенийудетейдошкольноговозрастасЗПРсредствамиизобразительнойдеятельности»

   В современном мире растет число детей, имеющих нарушения в развитии и нуждающихся в специальной помощи со стороны специалистов, поэтому так важно обеспечить таким детям доступ к специальной, особым образом организованной и построенной, системе образования. По отношению к ребенку с нарушениями перестают действовать традиционные способы решения образовательных задач на каждом возрастном этапе.

   Особого внимания требует к себе дошкольный возраст, т. к. организм очень несовершенен и каждый день промедления в своевременной диагностике и начале коррекционной работы грозит обернуться бедой. В связи с особенностями развития проблемные дети особенно нуждаются в целенаправленном обучении.

   Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен. Каким образом помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающего мира? Необходимо помочь им раскрыть его и полноценно ввести в окружающую действительность. Одним из таких средств является изобразительное искусство, которое используется не только как средство художественного развития, но может являться и средством коррекции нарушений развития у детей.

   Актуальность: отечественная практика специального обучения не раз убедительно доказывала, что вовремя начатая и грамотно построенная коррекционная работа с детьми с нарушениями в развитии средствами изобразительного искусства позволяет предупредить появление дальнейших отклонений, скорригировать уже имеющиеся нарушения и достичь максимально возможного для ребенка уровня развития, образования, социальной интеграции.

   Итак, проанализировав психологические исследования, мы можем наблюдать у детей с ЗПР следующие особенности:

-вниманиенеустойчивое, неравномерная работоспособность; ребенка трудно собрать, сконцентрировать внимание и удержать на протяжении той или иной деятельности; недостаточная целенаправленность деятельности, они импульсивны, часто отвлекаются, с трудом переключаются с одного задания на другое.

-многие из детей испытывают трудности в восприятии и (зрительного, слухового, тактильного); дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности; мало испытывают затруднения в практическом различении свойств предметов, однако, их сенсорный опыт долгое время не закрепляется и не обобщается вербально; особые трудности испытывают при овладении представлениями о величине; затруднен процесс анализирующего восприятия: не умеют выделить основные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали, что не позволяет сформировать целостный образ предмета и это находит отражение в изобразительной деятельности.

-у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания; характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации; произвольность запоминания практически отсутствует;

-отставание отмечается на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов- представлений; детям сложно создать целое из частей и выделить части из целого, трудности в пространственном оперировании образами; не формируется уровень словесно-логического мышления: не выделяют существенные признаки при обобщении, обобщают по ситуативным или функциональным признакам; трудности при сравнении.

-нарушения  речипреимущественно системного характера; детям присущи недостатки звукопроизношения и фонематического развития; отмечаются трудности в понимании инструкции, содержании сказок, стихов; ограничен словарный запас, словообразование; проблемы в связной, сопровождающей деятельность, грамматической стороне речи.

   Таким образом, в силу разнообразия и множественности нарушений коррекционная работа с детьми с ЗПР требует привлечения разнообразных технологий, методов и приемов.

   Художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, руки, коммуникации.

   Исследования в области художественной педагогики показывают, что искусство позволяет ребенку с нарушениями в развитии ощутить мир во всем его многообразии и через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать.

   Коррекционные возможности ИЗОдеятельности по отношению к ребенку с нарушениями связаны, прежде всего с тем, что она является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, развивают познавательные процессы. А активация потенциальных возможностей в практической художественной деятельности -  это и есть реализация социально-педагогической функции искусства.

   Участие ребенка с нарушениями в изобразительной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит взаимодействию в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений.

  Коррекционно-развивающие возможности ИЗО деятельности связаны с предоставлением ребенку с нарушениями практически неограниченных возможностей  для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими поделок и рисунков повышает самооценку, самопознание.

  В последние годы использование изобразительной деятельности все больше включается в коррекционно-развивающий педагогический процесс в специальных образовательных учреждениях и дает положительные результаты.

  В детском саду занятия рисованием, лепкой, аппликацией интересны для ребенка с ЗПР. Он радуется результату своей работы. Свой рисунок или поделку он может подарить маме, бабушке, близким, друзьям, а также использовать в игре. И поэтому, занятия изобразительной деятельностью занимают особое место в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития.

  Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР обусловлены структурой имеющихся у них нарушений. Сенсорные нарушения влияют на формирование навыков изображения в лепке, рисовании, аппликации.

  Так, при задержке психического развития наблюдается несовершенство цветоразличения (узнавание промежуточных цветов) и таких компонентов восприятия, как дифференцированность, избирательность, целостность, осмысленность, точность. Эти нарушения в развитии не обеспечивают полноценную изобразительную деятельность детей. Нарушение пространственных ориентировок сказывается на рисовании, наклеивании предметов, человека и их расположение на листе. Ограниченность образов, представлений затрудняет сюжетное и предметное рисование, лепку, аппликацию. Несформированность самоконтроля не позволяет уточнять и сравнивать свое изображение с образцом и давать вербальную оценку. Нарушение в общей и мелкой моторике затрудняют использование и правильное владение инструментами изобразительной деятельности (кистью, стекой, ножницами).

  Также хотелось бы отметить, что без внимания и поощрения со стороны взрослых дети очень быстро утрачивают интерес к действиям с изобразительными материалами. А это значит, что не будет реализовано их возрастное стремление к самостоятельности, активности, направленное на познание окружающего мира и потому что от степени элементарной подготовленности детей в изобразительной деятельности зависит своевременное начало развития их творчества на следующих возрастных этапах.

  Основными формами обучения навыкам изобразительной деятельности мы избрали занятия, игры, коллективное творчество. Отличительной чертой таких занятий с детьми является то, что они решают как образовательные, воспитательные, так и коррекционно-развивающие задачи.

Средствами коррекционно-развивающего обучения мы определили:

-рисование с использованием различных материалов (цветные карандаши, гуашь, восковые мелки, фломастеры, мел);

-лепка (пластилин, соленое тесто, глина);

-аппликация (бумага, ткань,природный материал).

Определили технологии изобразительной деятельности:

-рисование по точкам,

-волшебные пятна (кляксография),

-рисование  на обоях, на асфальте, на стекле,

-пластилиновая живопись,

-графическая музыка (рисование под музыку),

-печатки, трафареты, раскраски,

-экспериментирование с материалами,

-работа с пластилином, глиной, цветным соленым тестом с использованием природного материала,

-работа с бумагой (различной текстуры), тканью, природным материалом

-коллажи с разными материалами.

Для развития изобразительных навыков, эстетического восприятия на занятиях, в совместной деятельности используем следующие методы и приемы:

  • рассматривание образцов (картины, иллюстрации, фигурки);
  • чтение художественной литературы, пение песен, слушание           музыки
  • показ способов изображения, поэтапный показ действий;
  • индивидуальная работа с полным и частичным показом способов изображения;
  • игры, танцевальные паузы, физкультминутки;
  • поощрение, показ удачно начатой работы, советы, пояснения;
  • выставки детских работ, поделки для малышей, подарки для сотрудников и близких людей.

    Таким образом, в процессе обучения рисованию, лепке и аппликации мы осуществляем развитие и коррекцию восприятия (цвет, фактура форма, величина), памяти (объем, длительность, устойчивость), внимания(концентрация, переключаемость, произвольность), мышления(мыслительные операции- анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение), речи (активация и обогащение словаря, развитие сопровождающей речи), воображения (перенос представлений в самостоятельную деятельность),  моторики (координация, переключаемость, автоматизация движений), личности (эмоциональное благополучие, мотивация, коммуникабельность).

     Изучение и анализ научно-методической литературе по проблеме исследования  показывает, что вовлечение ребенка с проблемами в развитии в изобразительную деятельность способствует развитию и коррекции нарушений, а также развивает интерес к творчеству. Изобразительное творчество позволяет развивать не только психическую, но и физическую, и эмоциональную сферу ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами изобразительной деятельности(ВИР на курсы ХРИПк и ПРО)

АктуальностьОтечественная практика специального обучения не раз убедительно доказывала, что вовремя начатая и грамотно построенная коррекционная работа с детьми с нарушениями в развитии средства...

Материалы по коррекции нарушений речи детей дошкольного возраста

Комплексные занятия для детей с нарушениями речи...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Способы коррекции нарушения поведения детей дошкольного возраста».

Рассмотрены причины, типы и виды нарушений поведения детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов и родителей «Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста с ЗПР средствами изобразительной деятельности».

Консультация для педагогов и родителей «Коррекция нарушений  у детей дошкольного возраста с ЗПР средствами изобразительной деятельности»....

«Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста с ЗПР средствами изобразительной деятельности».

В современном мире растет число детей, имеющих нарушения в развитии и нуждающихся в специальной помощи со стороны специалистов, поэтому так важно обеспечить таким детям доступ к специальной, особым об...

Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста с ЗПР средствами изобразительной деятельности

В современном мире растет число детей, имеющих нарушения в развитии и нуждающихся в специальной помощи со стороны специалистов, поэтому так важно обеспечить таким детям доступ к специальной, особым об...

«Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста с ЗПР средствами изобразительной деятельности».

В современном мире растет число детей, имеющих нарушения в развитии и нуждающихся в специальной помощи со стороны специалистов, поэтому так важно обеспечить таким детям доступ к специальной, особым об...