Тема: Влияние сюжетно ролевой, подвижной, дидактической, театрализованной игры на развитие компетентности детей дошкольного возраста
материал

Волкова Галина Николаевна

Тема: Влияние сюжетно ролевой, подвижной, дидактической, театрализованной игры на развитие компетентности детей дошкольного возраста

 

Цель: Определение проблем, путей и способов улучшения работы педагогического коллектива по социально- коммуникативной области развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Влияние сюжетно ролевой, подвижной, дидактической, театрализованной игры на развитие компетентности детей дошкольного возраста

Цель: Определение проблем, путей и способов улучшения работы педагогического коллектива по социально- коммуникативной области развития детей.

Дошкольный возраст — это сензитивный период развития личности, становления ее базовых характеристик. Кроме того, в этом возрасте закладываются основы отношения человека к миру предметов, природы, миру людей, это благоприятный период для формирования компетентностей дошкольника.

Компетентность – сплав знаний, умений, опыта, отношений; всегда проявляется в деятельности; успешное действие в конкретной ситуации; способность эффективно решать проблемы в условиях неопределенности.

Компетентность как комплексная характеристика складывается из компетенций. Их 7:

  • Функциональная грамотность
  • Социальная компетенция
  • Организационная компетенция
  • Коммуникативная компетенция
  • Креативная компетенция
  • Общекультурная компетенция
  • Поликультурная компетенция.

Первые шесть компетенций начинают формироваться в дошкольном детстве – это базовые компетенции дошкольника.

Одним из наиболее перспективных пространств развития ключевых компетенций старшего дошкольника выступает пространство активной игровой деятельности, как ведущей в дошкольном детстве.

Любая игра учит ребенка действовать по правилу, по образцу. Даже в творческих играх есть правила. Они заключаются в самом содержании игры — в роли, сюжете. Приняв на себя роль взрослого, ребенок действует в соответствии с логикой его поведения в тех или иных обстоятельствах.

Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности –умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции – это еще одно качество, составляющее функциональную грамотность ребенка.

В игре дети учатся соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Именно игра учит ребёнка управлять своим поведением, планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.

Ребенок воспринимает социальное окружение через игру, она раскрывает ему смысл человеческих отношений в различных жизненных ситуациях. Модели социальных отношений воспроизводятся им в сюжетно-ролевой игре, которая возникает в силу того, что ребенок, с одной стороны, стремится выполнять действия взрослых, а, с другой стороны, в силу ограниченности возможностей, его желание подражать взрослому еще не может быть реализовано.

Таким образом, именно в игре ребенок закрепляет первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу.

Сюжетно-ролевая игра учит ребенка планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Эти интегративные качества напрямую формируются в игровой деятельности и составляют организационную ключевую компетенцию.

Сюжетно-ролевая игра – это всегда ситуация общения участников игры: взрослых, детей в роли взрослых и детей. Принимая на себя роль взрослого ребенок старательно копирует его речь и поведение, тем самым переводя в активный план целые речевые конструкции (диалог врача и больного, мамы и папы, продавца и покупателя). В коллективной игре речь ребенка наиболее мотивированна и активна, потому что она выступает как средство взаимодействия в процессе игры, она носитель информации и условности в игре.

В старшем дошкольном возрасте дети приобретают умение договариваться о теме и содержании игры, распределять роли, в известной степени планировать свою игровую деятельность.

То есть игра оптимальная форма практического овладения воспитанниками элементарными средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, что является основой коммуникативной компетенции ребенка.

В старшем дошкольном возрасте игра имеет самодеятельный характер

Поэтому дети являются творцами игры, ее создателями. Они, как уже отмечалось, могут отражать в ней свои знания об известных им жизненных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним.

Подвижные игры, в старшем дошкольном возрасте являются наиболее эффективным условием разностороннего развития детей. Являясь практической деятельностью, они с одной стороны, помогают детям развиваться физически, а с другой, в них создаются благоприятные условия для развития внимания, памяти, мышления. При этом правила, заложенные в подвижных играх, закрепляют в сознании играющих представления о существующих в обществе отношениях между людьми, о поведении в реальной жизни.

Вопрос физического (телесного) и личностного взаимодействия чрезвычайно важен в период дошкольного детства, когда у ребенка появляется оценочное отношение к себе и другим, что в значительной степени влияет на успешность их деятельности, способность приобретать друзей и выступать активным действующим лицом в познании внешнего мира. Решение данной проблемы возможно лишь за счет комплексного воздействия средств физического воспитания, затрагивающего одновременно физическую и личностную составляющую данного процесса. Поэтому воздействие подвижных игр на развитие взаимоотношений детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками является актуальной задачей дошкольного воспитания.

Отбор и систематизация подвижных игр, содержащих в себе условия для физического и социально-коммуникативного развития позволил выделить три группы игр.

Первую группу составили игры, имеющие индивидуальный характер деятельности в них детей, то есть каждый ребенок отвечает сам за совершенные им неточности в игре.

Во вторую группу вошли игры, характер игровых действий в которых ставил детей в условия, в которых им необходимо было не только самостоятельно выбирать вариант своего поведения, но и уметь договариваться о согласованном выполнении игрового задания и совместно решать простейшие тактические задачи с выбранным соведущим. Подобные игры способствуют формированию чувства «открытости» по отношению к партнеру, то есть дают возможность чувствовать и понимать его.

В третью группу вошли подвижные игры, в которых игровые задания, выполняются небольшой группой-командой. Основное влияние на характер проявления контактов детей в таких играх оказывают игровые правила. Они определяют последовательность выполнения действий, способы их выполнения, необходимость проявления определенных физических качеств. Указывая детям способы выполнения действий, правила побуждают играющих регулировать свое поведение. Являясь для всех участников обязательными, они требуют от каждого ребенка наличие умений соблюдать и подчиняться определенным требованиям, способствуя тем самым формированию опыта регуляции поведения.

Физическая и психическая составляющая в них взаимосвязаны и дети в таких играх не только учатся владеть собой, согласовывать свои действия с действиями других игроков, но и совершенствуют основные двигательные навыки.

Во время прогулок применяю игры индивидуального характера и парные подвижные игры. В них, прежде всего, включаются дети с низким уровнем развития коммуникативных способностей. Их основная направленность — создать условия, чтобы дети могли договориться в малых группах (в парах, тройках) о том, в какую игру они будут играть, и определить игровые правила и роли.

Задача подвижных игр состоит в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среде, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дети приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

С помощью подвижных игр у дошкольников формируются следующие социально-коммуникативные качества:

  • Умение слушать и слышать друг друга («Словесный волейбол», «Услышь свое имя», «Ваньки – встаньки»)
  • Умение согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться («Нос к носу», «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке»,

«Ухо к уху», «Невод», «Поймай рыбку», «Дружба начинается с улыбки», «Змея», «Гусеница», «Найди пару»)

  • Игры, направленные на формирование чувства дружбы, взаимопомощи, взаимовыручки, коллективизма («Гонка мячей по кругу», «Передал — садись», «Вороны и воробьи», «Защищай ворота», Игры-эстафеты)

Участие учащихся в игровой деятельности стимулирует мотивацию к повышению уровня универсальных учебных действий, учебных и личностных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Кроме того, учащиеся приобретают опыт общения, организации взаимодействия в команде, распределять роли, договариваться друг с другом, усовершенствуют способность точно выражать свои мысли. Значит, можно смело утверждать, что применение подвижных игр способствуют развитию коммуникативной компетентности школьников.

В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Она просто незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений детей. Она формирует навыки общественного поведения - общие действия и цели, качества личности - смелость, правдивость. В ходе игры есть возможность добиватся проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Чем содержательнее игровое действие и правила, тем активнее действует ребенок, что дает возможность педагогу формировать взаимоотношения детей, умение действовать по очереди, в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях.

Следует отметить высокий интерес детей к настольно - печатным дидактическим играм, оказывающим существенное влияние на формирование детского коллектива. Дети в основном вечером обьединяются в небольшие групки для игр, где мы можем наблюдать частое возникновение конфликтов между детьми из-за выбора водящего, нарушения правил игры и неумение самостоятельно уладить возникший конфликт. Необходимо предлагать детям игры, содержание которых направлено на формирование нравственных качеств ребенка, развитие доброжелательного отношения к окружающим.

В процессе сюжетно- дидактических игр дети учатся общаться, действовать с определенной ролью, озвучивать эту роль, выражать свое мнение в ходе игры.

Особенно ценны словесные игры- предположения - они дают возможность ребенку логически рассуждать о взаимоотношениях людей, и их поступках ( а что было бы если бы?)

Развитие детских взаимоотношений довольно таки сложный и многогранный процесс, в котором свое непосредственное участие принимают и дидактические игры, использование которых с целью формирования дружеских взаимоотношений между детьми, должно быть не единично, а системно, и при умелых действиях педагога, способно сделать процесс формирования дружеских взаимоотношений старших дошкольников более эффективным.

Театрализованная игра – это творческая игра. Она представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, специально написанных инсценировок).

Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни – сюжетом игры.

Задачи театрализованной деятельности

  • Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность.
  • Учиться снимать зажатость, скованность.
  • Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми и сверстниками в различных ситуациях.
  • Учиться согласовывать свои действия с действиями других детей.
  • Развивать умение произвольно реагировать на команду.
  • Развивать находчивость, воображение и фантазию.
  • Развивать навыки действия с воображаемыми предметами.
  • Развивать способность верить в воображаемую ситуацию.

Особенности театрализованной игры

  • Действия детей с кукольными персонажами;
  • Непосредственные действия детей по ролям;
  • Литературная деятельность через диалоги и монологи;
  • Изобразительная деятельность носит характер пространственно-изобразительной или оформительской деятельности;
  • Исполняют знакомые песни от лица персонажей, их инсценирование, приплясывание и т.д.

Виды театрализованных игр

  • Игры-драматизации, где каждый ребёнок выполняет свою роль. Детям эмоционально прочитывают произведение (2-4 раза); для обыгрывания более сложных произведений подбираются иллюстрации, слайды, грамзаписи.
  • Игры с настольным театром. Действия с предметами, дети озвучивают роли, повторяют или сочиняют сюжет.
  • Игры детей с различными видами театров – фланелеграф, пальчиковый, «петрушек», бибабо, марионетки. Необходимо научить детей действовать фигурками, сочинять движения и речь героев.

Условия для развития театрализованных игр

  • Необходимо учить детей с раннего возраста вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него.
  • Развивать интерес и представления к различным видам театров, театрализованной деятельности.
  • Оснащать театрализованные игры разнообразными костюмами, игрушками и другим оборудованием.
  • Использовать хорошо известные детям произведения с моральной идеей.
  • Для театрализованных игр необходимо наличие уголка ряженья с элементами костюмов (шапочки-ушки, хвостики).
  • Для развития интереса нужно использовать пальчиковые игры, где используют речь и имитацию движений.

Занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

Формирование ключевых компетентностей у воспитанников является приоритетной задачей дошкольного образования на современном этапе. Введение компетентностно-ориентированного подхода в систему дошкольного образования – способ прагматизировать систему образования в соответствии с заказом общества. Овладение детьми ключевыми компетентностями обеспечивает дошкольникам ориентацию в многообразии окружающей действительности, понимании того, что мир богат и может быть осмыслен с разных сторон, а также дальнейшее успешное обучение в школе.


Используемая литература:

  1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам – М: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Антонова Т. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели и методы выявления // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 5.
  3. Кряжева H. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. — Ярославль: Академия развития, 2001.
  4. Лютова, Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб.: Речь, 2001..
  5. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О. В. Дыбиной – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностью ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей дошкольного возраста".

Игровая деятельность - это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Являясь таковой,именно игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, развитию его психических...

Влияние сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных, дидактических игр на развитие компетентностей детей дошкольного возраста

Дошкольное детство – это пора жизни, когда перед ребенком открывается окружающий его мир человеческой действительности. Игра способствует развитию вкуса, воображения и фантазии, таких важных качеств л...

Консультация на тему: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей дошкольного возраста»

Игровая деятельность – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Являясь таковой, именно игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, развитию его псих...

Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра - средство развития воображения детей дошкольного возраста»

Свободная сюжетно-ролевая игра - самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста....

Консультация на тему: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей дошкольного возраста»

Игровая деятельность – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Являясь таковой, именно игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, развитию его псих...

Консультация на тему: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей дошкольного возраста»

Консультации для родителей - это форма работы педагога с родителями детей дошкольного возраста. Цель консультаций - повышение педагогической грамотности...

Консультация для родителей "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей дошкольного возраста"

Игровая деятельность – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Являясь таковой, именно игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, развитию его псих...