План-конспект родительского собрания в средней группе "Испокон века - книга растит человека"
методическая разработка (средняя группа)

Елена Николаевна Лысова

Предварительный просмотр:

ПЛАН - КОНСПЕКТ

РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

«Испокон века - книга растит человека»

Средняя группа

Цель: Убедить родителей в важности семейного литературного образования и воспитания у детей интереса к чтению и любви к книге.

Задачи: 

  • Приобщать родителей к участию в образовательном процессе;
  • Способствовать поддержанию традиций семейного чтения;
  • Познакомить с литературными играми, как средством вовлечения детей в чтение художественных произведений;
  • Наметить пути дальнейшей совместной работы по организации литературного образования дошкольников.

Предварительная работа:

  1. Анкетирование родителей «Приобщение детей к чтению».
  2. Приготовить для родителей открытки – приглашения с указанием темы собрания.
  3. Подготовить презентацию «Хорошая книга – воспитатель, учитель, советчик и друг».
  4. Подготовить конверты, в которых будут лежать небольшие листочки с частью стихотворения.
  5. Подготовить советы  и рекомендации для родителей.
  6. Подготовить пословицы по теме собрания.
  7. Выставка рисунков  детей «Наши любимые книги».
  8. Выставка книг «Детская художественная литература».

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование,  детские художественные книги, фишки красные и синие, конверты, листы бумаги, где расположены точки по порядку, картинки с изображением детских художественных произведений.

Участники: педагоги, родители.

Форма проведения: Родительский клуб с элементами КВН.

Место проведения: музыкальный зал.

Время проведения: 4 квартал

Продолжительность: 1,5 час.

План собрания:

I. Вступительная часть

  1. Вступительное слово воспитателя.
  2. Дискуссия.

II. Основная часть

  1. Литературная викторина для родителей.
  2. Просмотр презентации «Хорошая книга – воспитатель, учитель, советчик и друг».
  3. Литературная  игра: «Чтение  стихотворения «Волк и лиса» по ролям».
  4. Просмотр выставки детских рисунков «Наши любимые книги».
  5. Выставка книг «Детская художественная литература».
  6. Литературное соревнование.

III. Заключительная часть

  1. Подведение итогов. Вручение памяток родителям.
  2. Решение собрания.
  3. Рефлексия.

Ход мероприятия

I. Вступительная часть

1. Организационный момент

Вступительное слово воспитателя:

Мы рады приветствовать всех Вас. Нашу встречу хочется начать со слов Антона Павловича Чехова “Чтобы воспитать, тут нужен беспрерывный  дневной и ночной труд, вечное чтение” Нам хочется, чтобы эта встреча стала настоящим праздником книги, так как хорошая книга – воспитатель, учитель, советчик и друг. Желание провести собрание на эту тему возникло неслучайно. К сожалению сегодня, детям читают не так часто, некоторым вообще не читают, а немногим читают от случая к случаю. Современные дети чаще смотрят мультфильмы или играют в компьютерные игры, чем читают. Наша главная задача – вывести детей на средний уровень речевого общения. Вместе с тем мы считаем необходимым привить им любовь к книге и чтению. Нужно не только читать книги, но и беседовать по прочитанному, обращать внимание на бережное отношение к книгам. А без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир книги. Дети, получившие "книжную прививку" в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном занятии, хорошо говорят.

Мы (педагоги детских садов), используем различные методы и приёмы при ознакомлении детей с художественной литературой. После чтения произведения:

1. Беседы по его содержанию.

2. Пересказывание текста или отрывки из него.

3. Прослушивание аудиозаписи литературных произведений.

4. Выразительное чтение стихов.

5. Участие в инсценировках, играх-драматизациях.

6. Рассматривание рисунков художников – иллюстраторов.

7. Выполнение творческих работ по мотивам сюжетов книг.

Воспитатель: Предварительно мы проводили анкетирование родителей то теме «Приобщение детей к чтению», сейчас я кратко познакомлю Вас с результатами. (Воспитатель зачитывает итоги анкетирования, делает обобщения, выводы).

Воспитатель: У многих из вас возникают вопросы: как найти время для чтения? Как выбрать книгу? Как заинтересовать ребёнка процессом чтения? Ответить на некоторые из этих вопросов мы постараемся вместе с вами. В детстве Вам читали книги и вы наверняка помните их. Расскажите, что вам запомнилось.

Родители называют любимые книги своего детства. ("Мойдодыр", "Золушка", "Три поросенка", "Муха-цокотуха" и т.д.)

Воспитатель: Уважаемые родители, сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос: какое место в воспитании ребенка принадлежит книге?

2. Дискуссия «Роль книги в семейном воспитании» 

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас принять участие в дискуссии на тему «Роль книги в семейном воспитании». Существуют два противоположных взгляда на воспитательную роль книги:

1. одни родители считают, что книга — средство развлечения и забава;

2. другие — что это полезное занятие для всестороннего воспитания ребенка.

Как считаете вы? Если вы за первое утверждение-поднимите красную фишку, если за второе-синюю. Докажите свою точку зрения, с примерами из жизни.

Чтение рассказа В.Осеева «Лекарство»:

У маленькой девочки заболела мама. Пришел доктор и видит - одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит на своем стульчике и командует:

- Принеси мне кубики!

Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.

- А куклу? Где моя кукла? - кричит опять девочка.

Посмотрел на это доктор и сказал:

- Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет!

Воспитатель: Как вы думаете, какие задачи можно решить с помощью этого произведения? (Ответы родителей).

Воспитатель: А теперь покажите любимые книги ваших детей. Расскажите, почему они любят именно эти книги. Кто читает детям в вашей семье? (Ответы родителей).

Воспитатель: «Ребенок не хочет слушать чтение». Расскажите, пожалуйста, желающие, как Вы поступаете, если ребенок отказывается слушать. (Родители высказываются, делятся опытом).

Воспитатель: Дорогие родители сегодня мы посоревнуемся в знании детской литературы. Итак, разминка.

II. Основная часть

3. Литературная викторина для родителей

-Как звали юношу из сказки "Кот в сапогах"?

-Когда заканчивалось волшебство в сказке "Золушка"? (В 24 час.)

-Какой литературный герой отличался небывалым ростом и работал милиционером? (Дядя Степа)

-Как звали сестер в сказке "Хаврошечка"?

Воспитатель: Молодцы! А мы продолжаем.

Воспитатель предлагает родителям взять с подноса конверт, в котором лежит листок с частью стихотворения. Взрослый должен прочесть концовку стихотворения. (Родители по порядку берут конверт и читают четверостишия).

4. Просмотр презентации «Хорошая книга – воспитатель, учитель, советчик и друг»

А теперь мы представляем вашему вниманию презентацию «Хорошая книга – воспитатель, учитель, советчик и друг»

В завершении показа презентации, воспитатель: Уважаемые родители, а сейчас обратите внимание на несколько последних слайдов,  я предлагаю Вам прочитать по ролям стихотворение, обозначить каждый персонаж.

5. Литературная  игра: «Чтение  стихотворения по ролям»:

С. Я. Маршак «Волк и лиса»:

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую лису.

- Лизавета, здравствуй!

- Как дела, зубастый?

- Ничего идут дела.

Голова еще цела.

- Где ты был?

- На рынке.

- Что купил?

- Свининки.

- Сколько взяли?

- Шерсти клок,

Ободрали

Правый бок,

Хвост отгрызли в драке!

- Кто отгрыз?

- Собаки!

- Сыт ли, милый куманек?

- Еле ноги уволок!

Воспитатель: Молодцы!

6. Просмотр выставки детских рисунков «Наши любимые книги»

Воспитатель: Уважаемые родители,  наш зал украшен выставкой детских рисунков по теме «Наши любимые книги», прошу Вас обратить внимание на любимые книги ваших детей. Возможно, дети жду прочтения именно этих книг. Спросите своих ребят, почему они любят эту книгу, за что они уважают героев и т.д.?

7. Выставка книг «Детская художественная литература»

Воспитатель: Уважаемые родители, в данный момент у нас в зале действует выставка книг детской литературы. У Вас есть возможность посмотреть книги, поближе познакомится с этими произведениями.

Воспитатель: А теперь небольшое литературное соревнование.

8. Литературное соревнование:

Конкурс №1.«Кто здесь был и что забыл?»

Родители делятся на две команды. Каждая команда получает по две вещи (или картинки) и старается в течение двух минут определить произведения, из которых они взяты, а также ответить, кто является автором этих произведений.

1. Телефон («Телефон» К. Чуковского).

2. Мыло, полотенце («Мойдодыр» К. Чуковского).

3. Письмо («Почта» С. Маршака).

4. Мячик («Игрушки» А. Барто).

5. Туфелька («Золушка» Ш. Перро).

6. Сапог («Кот в сапогах» Ш. Перро).

7. Красная шапочка («Красная Шапочка» Ш. Перро).

8. Горошина («Принцесса на горошине» Г. Х. Андерсена).

Воспитатель: Молодцы! С заданием справились, отлично!

Конкурс №2. «Угадайте из какой сказки» 

Воспитатель: Из какой сказки или произведения эти слова:

1. Крот, нора, ласточка, скорлупа, мышь. (Дюймовочка)

2. Снег, розы, зима, зеркало, сани, метель. (Снежная королева)

3. Солома, волк, ветер, лес, поросята. (Три поросёнка)

4. Дровосеки, волк, пирожки, дом, бабушка. (Красная Шапочка)

Конкурс №3. «Соедини точки по порядку им угадай героя сказки» 

Воспитатель: Сейчас для каждой команды я раздам листочки, где расположены точки по порядку. Каждый член команды соединяет точки по порядку до тех пор, пока не появиться герой произведения. Кто это?

Воспитатель: Замечательно, вы опять справились с заданием, значит, вы читаете книги и много знаете, сказки умеете отгадывать, знаете сказку от начала до конца.

III. Заключительная часть

9. Подведение итогов:

Воспитатель: Долг каждого взрослого - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её.

Помните, что ежедневное чтение:

  • Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка
  • Развивает речь, память и воображение
  • Учит думать, улучшает концентрацию
  • Укрепляет чувство собственного достоинства ребенка
  •  Расширяет общие знания
  • Облегчает обучение, помогает добиться успеха в школе
  • Учит моральным ценностям, помогает в воспитании
  • Предотвращает зависимость от телевидения и компьютеров
  • Защищает от опасности массовой культуры
  • Формирует привычку читать и учиться на всю жизнь

Воспитатель: Наше собрание подходит к концу, поэтому  я порекомендую Вам несколько советов:

"Как выбрать книгу":

1. Яркая обложка

2. Яркие картинки.

3. Книга должна соответствовать возрасту.

«Как завлечь ребенка к чтению»:

1. Интонационно-окрашенное чтение

2. Яркие картинки в книге

3. Таинственный голос

4. Использование персонажа

5. Мотивация (расскажем бабушке, друзьям)

6. Взрослый сам рассматривает детскую книгу.

Место для чтения . Выбрать постоянное место, где будет удобно и уютно, подальше от телевизора.

Где хранить. Для книг должно быть отведено специальное место. Это может быть специальная полочка или полка в общем шкафу. Взрослые ремонтируют книги вместе с ребенком. Можно прочитать такое стихотворение:

-Заболела эта книжка, изорвал ее мальчишка,

-Я больную пожалею, я возьму ее и склею"

Когда читать?

1. Перед сном (традиция "Сказки на ночь")

2. В свободное время. Ребенок должен сидеть рядом. Объяснять по ходу чтения непонятные слова.

После чтения можно слепить или нарисовать персонажи, разыграть спектакль.

Воспитатель: Развитие таких качеств, как творчество, креативность, высоко ценится в современном мире. Но все эти качества развиваются в детстве благодаря чтению книг. Также чтение способствует быстрому улучшению языковых навыков у детей. Чтение сказки позволяет ребенку изучить правила правильного построения предложений, знакомит его с правилами орфографии. Кроме того, вечером чтение позволяет вашему ребенку успокоиться и расслабиться. Книги также позволят ребенку лучше понять мир. Подавайте своему ребенку хороший пример - читайте сами.

Читайте книги с ребенком по очереди, рассматривайте картинки, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы. Очень хорошо просматривать с детьми диафильмы. Помните, что чтение является основой всего обучения в школе. Надеемся, что подготовленные нами памятки помогут Вам преодолеть возникающие трудности в работе ребенка с книгой.

Вручение родителям памяток: "Семейное чтение", "Девять важных причин, почему дети должны "читать книги".

10. Решение собрания:

- рассказать детям о детской библиотеке, записаться в неё и регулярно брать книги для семейного чтения.

- читать ежедневно с ребенком детские книги;

- обсуждать с ним прочитанное;

- помогать детям составлять по иллюстрации рассказы;

- посмотреть телевизионные программы о создании книг;

- регулярно разучивать с детьми стихотворения.

- в каждой семье найти время для организации семейного чтения.

- для успешного овладения навыками чтения без принуждения, руководствоваться советами и рекомендациями педагогов, психологов и опытных родителей.

11. Рефлексия:

Воспитатель. А сейчас я попрошу Вас написать "телеграмму" тому, кто не был на собрании. Коротко напишите, что вам понравилось, что вы узнали нового, чтобы хотели бы ещё узнать. Спасибо! Благодарю всех!

Приложение 1.

Анкета для родителей «Приобщение детей к чтению»

Уважаемые родители!

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. Во многом благодаря чтению книг происходит формирование духовной культуры личности, нравственное воспитание, обогащение человека знаниями. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Исходя из этого очень важно, чтобы в семье были созданы условия для привития любви и интереса к книге, открытия в ребенке "таланта читателя".

Цель данной анкеты: определить место и значение книги в жизни и развитии ребенка, получить представления об организации домашнего чтения.

Прочтите вопросы и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению. Если соответствующего ответа нет, допишите его.

Заранее благодарим Вас за сотрудничество.

Ваши Ф.И.О. _________________________________________________

Ф.И.О. ребёнка ________________________________________________

1. Волнует ли Вас проблема детского чтения?

а) да (почему?) ________________________________________________

б) нет (почему?) _______________________________________________

2. Нужно ли проводить тематические консультации, семинары для родителей по проблеме детского чтения?

а) да;

б) нет.

3. На Ваш взгляд, семейное чтение – это:

а) литература, интересующая всех членов семьи или её часть;

б) обсуждение прочитанного всей семьей или её частью;

в) чтение вслух для всех членов семьи;

г) когда все члены семьи заняты чтением;

д) другое ____________________________________________________.

4. Читаете ли Вы сами литературу? Если да, то, что предпочитаете?

а) да, периодическую литературу (журналы, газеты), познавательную литературу, художественную литературу (нужное подчеркнуть).

б) нет.

5. Читаете ли Вы ребёнку, книги? Если да, то, как часто? Если нет, то, что Вам мешает?

а) да, ежедневно, несколько раз в неделю, когда просит ребёнок, когда есть время (подчеркните нужное), другое (что именно) ___________________

_____________________________________________________________

б) нет, не хватает времени, моему ребёнку это не интересно, не вижу в этом необходимости (подчеркните нужное), другое (что именно) __________

_____________________________________________________________

6. Кто преимущественно в Вашей семье читает книги ребёнку?

а) мать;

б) отец;

в) другие члены семьи (указать кто) ______________________________

г) все вместе.

7. Беседуете ли вы с ребёнком о прочитанном произведении?

а) да, после каждого чтения;

б) не всегда;

в) нет.

8. Читаете ли Вы с ребёнком произведения для длительного чтения? Если да, то какое последнее произведение Вы прочитали?

а) да, ________________________________________________________.

б) нет.

9. Какие книги предпочитает Ваш ребёнок?

а) сказки;

б) стихи;

в) литературу о природе;

г) энциклопедии, книги познавательного содержания;

д) нет определенных предпочтений.

10. Назовите, пожалуйста, 3 самые любимые книги Вашего ребёнка:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

11. Знает ли Ваш ребёнок имена поэтов и писателей? Если да, то перечислите, каких:

а) да, ________________________________________________________

б) нет.

12. Есть ли у Вас домашняя библиотека? Если да, то назовите, пожалуйста, несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи.

а) да, ________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

б) нет.

13. Ходите ли Вы с ребёнком в библиотеку? Если да, то указать в какую:

а) да, ________________________________________________________.

б) нет.

14. Рассказывает ли Ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?

а) да, очень часто;

б) да, иногда;

в) очень редко;

г) никогда.

15. Вы считаете, что чтение – это:

а) хорошее средство развлечения, время препровождения;

б) полезное занятие;

в) Ваш вариант _______________________________________________.

16. Как Вам кажется, правы ли те, кто считает семейной чтение ценностью национальной культуры?

а) да, эта точка зрения совпадает с моим мнением;

б) нет, я считаю это преувеличение;

в) затрудняюсь ответить.

17. Как Вы думаете, может ли компьютер заменить книгу?

а) да, компьютер удобнее и даёт больше информации, за ним будущее;

б) когда как;

в) нет, книгу ничто не заменит.

18. Как Вы считаете, в каком возрасте ребёнок должен научиться читать?

а) в дошкольном возрасте;

б) в школе;

в) затрудняюсь ответить.

19. Ваши просьбы, пожелания воспитателям по организации детского чтения в группе  _________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Спасибо за искренние ответы!

Приложение 2.

Советы  и рекомендации для родителей

Девять самых важных причин, почему "дети должны читать книги":

1. Чтение вслух стимулирует развитие детского мозга.

2. Чтение вызывает любопытство и помогает ребенку понять себя и других.

3. Дети быстро учатся на примере - имитируя.

4. Чтение стимулирует развитие речи и улучшает память.

5. Чтение формирует моральную чувствительность ребенка. Таким образом, вы инвестируете      

в моральное и интеллектуальное развитие ребенка.

6. Книги формируют положительный образ .

7. Чтение также отвечает за создание особого вида эмоциональной связи между родителями и  

детьми.

8. Чтение это способ проведения времени с ребенком.

9. Чтение вслух с ребенком поможет ему преодолеть многие проблемы подросткового            

возраста.

Пословицы

1. Испокон века книга растит человека.

2. Книга учит жит, книгой надо дорожить.

3. Будешь книги читать, будешь много знать.

4. Золото добывают из земли, а знания из книг.

5. Береги книгу, она поможет тебе в труде, выручит в беде.

6. Хорошая книга-лучший друг.

Приложение 3.

Почитайте! «Семейное чтение»

Литературные произведения для детей от 4 до 5 лет

      Русский фольклор:

      Песенки, потешки, заклички. 

  • «Зайчишка-трусишка…»;
  •  «Ножки, ножки, где вы были?..»,
  • «Идет лисичка по мосту…»,
  • «Солнышко-ведрышко…»,
  • «Иди, весна, иди, красна…».                                              

Сказки: 

  • «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького;
  • «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля;
  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. А. Н. Толстого;
  •  «Жихарка», обр. И. Карнауховой;
  •  «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова;
  • «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова;
  •  «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы.
  •  «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова;
  • «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе;
  • Братья Гримм. «Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.

Произведения поэтов и писателей Росси:

     Поэзия. 

  • А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат…»;
  • А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин»);
  • С. Есенин. «Поет зима — аукает…»;
  • И. Суриков. «Зима»;
  • С. Маршак. «Багаж», «Вот какой рассеянный»;
  • С. Михалков. «Дядя Степа»;

Проза. 

  • Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»;
  • В. Бианки. «Подкидыш»;

Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»;

  • К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»;
  •  Н. Носов.«Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги);
  • В. Бианки. «Первая охота»;

Басни. 

  • Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям…», «Мальчик стерег
  • овец…», «Хотела галка пить…».

Произведения поэтов и писателей разных стран

  • Поэзия. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Ту-
  • вим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского»,
  • пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Соло-
  • новича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ — капитан
  • корабля»), пер. с молд. В. Берестова.

Литературные сказки.

  • А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из
  • книги), пер. с англ. Б. Заходера;

Произведения для заучивания наизусть

  • «Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?», рус. нар.
  • песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой ца-
  • ревне и о семи богатырях»); З. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю,
  • что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»;
  • В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитате-
  • ля); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»);
  • «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.

Эти книги учат детей быть смелыми, добрыми, правдивыми, любознательными, дружными, милосердными, справедливыми. Знакомят детей с окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проведения родительского собрания в средней группе "Здоровье-всему голова, всего дороже"

Одна из форм работы с родителями по сохранению и укреплению здоровья воспитанников...

Испокон века книга растит человека.

Чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. В. Сухомлинский Актуальность: Детская болезнь XXI века — проп...

План – конспект проведения родительского собрания в средней группе.

           Конспект родительского собрания в средней группе по теме:       «Изготовление самодельных шумовых музыкальных инструментов»Цель...

«Испокон века книга растит человека»- книга в развитии личности современного ребенка-дошкольника.

На результатах анкетирования среди родителей дошкольников проведен анализ выбора родителями книг для своих детей. Нужно ли читать в современном мире ребенку книги и какие?...

Конспект познавательной беседы «Книги – лучшие друзья » в рамках реализации общесадовского проекта «Испокон века книга растит человека»

Цель: Воспитывать любовь и бережное отношение к книге. Формировать понимание необходимости книг и их значения.Задачи: Закрепление знаний детей о книгах;-уточнение знаний детей о предназ...