Семинар-практикум для воспитателей «Развитие чувства ритма через музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и танец»
учебно-методический материал (старшая группа)

Кривоногова Ольга Васильевна

Полезен дял воспитателй, работающих с детьми ТНР и в направлении по развитию чувства ритма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_vospitatelyami_2022_kopiya.docx38.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие чувства ритма через музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и танец»

Дошкольное образование является важной ступенью в развитии и становлении личности. Именно в дошкольном возрасте дети эффективно впитывают все, что им дают. Поэтому от педагогов дошкольных организаций зависит немало, с какими людьми, с какими талантами будет наша планета.

 Главная черта современного общества – это ускоренный темп жизни, в котором люди сталкиваются с аритмичностью жизни, социальными и бытовыми проблемами, придающими хаотичность и диссонанс в общении друг с другом и с ребенком. А дети, в свою очередь, несут данную проблему в свой мир, где они общаются друг с другом, с социумом.

Хаотичность и аритмичность влекут за собой дисгармонию в жизнь ребенка-дошкольника. Ребенок в возрасте до семи лет испытывает трудности с ориентацией в пространстве, координацией движений, моторикой рук и т.д. Не обладая чувством ритма, у дошкольника дольше обычного будет формироваться речь, т.к. при разговоре мы сначала берем дыхание, затем на выдохе произносим слова, и ни в коем случае ни наоборот. Затем весь процесс повторяется, это своеобразный ритм речи. В методике развития речи дошкольников известен факт формирования чувства ритма и его влияния на становление развернутой (слитной) речи. Ритм присутствует во всем: смена дня и ночи, смена времен года, биение сердца человека, наша речь, все названные явления имеют отношение к музыкальному термину «ритм». Таким образом, можно утверждать, что развитое чувство ритма в дошкольном возрасте – это прямой путь к обретению гармонии при общении с миром и с социумом. 

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста – важнейшая задача музыкальной педагогики, и наиболее сложная, так как плохо поддается развитию. Проблемой развития чувства ритма интересовались многие ученые и педагоги, она широко освещена в музыковедческой, музыкально-педагогической и психолого-педагогической литературе таких ученых, как Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Д.К. Кирнарская, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов и др.
В программах музыкального воспитания дошкольников также большое внимание развитию чувства ритма уделяют Т.Н. Сауко и А.И. Буренина в программе по музыкально-ритмическому воспитанию детей «Топ, хлоп, малыши», рассчитанных на младший дошкольный возраст, С.Л. Слуцкая в программе по хореографии «Танцевальная мозаика», Т.И. Суворова в программе «Танцевальная ритмика для детей» и др.

Чувство ритма развивается в различных видах музыкальной деятельности: при выполнении музыкально-ритмических упражнений, в пении, игре на музыкальных инструментах, при слушании музыкального произведения и т.д.

Для успешного развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста, музыкальному руководителю и воспитателю необходимо владеть методическими приемами, игровыми технологиями, которые эффективно способствуют решению задач на развитие и формирование чувства ритма, причем, доступными ребенку дошкольного возраста. Игра – форма сотрудничества ребенка и педагога, в процессе которой ребенок не чувствует себя обучающимся, а чувствует себя партнером, товарищем, поэтому обучение проходит эмоционально, позитивно, и успешно.

Музыкальные игры – такой материал, который развивает все виды музыкальных способностей: восприятие (так как мы слушаем музыку, незаметно для себя анализируя ее), пение (игры с пением), танцевальные движения (во всех играх они присутствуют), чувство ритма (движение в игре выполняется под определенную музыку, а музыка нераздельно связана с ритмом). Стараюсь играть с детьми на каждом занятии, так как это:

  1. подведение итога занятию (объясняю детям, что если осталось время для игры, значит, мы все успели, значит, сегодня дети молодцы)
  2. Необходимость расслабиться, переключиться, получить удовольствие
  3. Закрепление различных навыков, развитие музыкальных и творческих способностей, коммуникация и социализация.

На занятиях использую различные музыкальные игры:

«Черная курица» - мл.гр.

Задачи: Ритмично ходить по кругу, ритмично выполнять взмахи руками и шагать, чувствовать окончание музыкальной фразы.

Дети стоят в кругу, курица идет внутри круга около ребят, машет крыльями, ноги поднимает. Сторож стоит за кругом. Дети поют песню, после этого сторож догоняет курицу. Игра повторяется.

Желтые сапожки – средняя группа

Задачи: ритмично выполнять пружинку и подпрыгивания с ноги на ногу.

Дети стоят в кругу поют: скачут по дорожке желтые сапожки. Это не сапожки, Имя нашей ножки». После этого названный ребенок становится в круг, скачет с ноги на ногу.

Белка

Задачи: развивать чувство ритма через различные ритмические рисунки, закрепление звукоизвлечения на музыкальных инструментах

Ребята стоят в кругу, белка сидит в центре круга на стуле, на коленях держит корзинку с орехами. Дети поют:

Сидит белка на тележке

Продает орешки

Чтоб мы не скучали

Весело играли

Подходим к белке, берем орешки, стучим ритмично

Старшая группа

«Игра с бубном»

Задачи: закрепить двухчастную форму произведения, чувствовать ритм, играть на бубне ритмично, уметь придумывать свои танцевальные движения.

Дети стоят в кругу, 4 человека в центре круга с бубнами. Под музыку все дети танцуют (придумывают свои движения), у кого бубны в руках, играют на них. С изменением музыки стоящие в кругу, садятся на корточки, закрывают глаза, дети с бубнами осторожно кладут бубны за ребят на пол. Кто нашел позади у себя бубен, берет его в руки, встает в центр круга, танцует, остальные хлопают в ладоши.

Подготовительная группа

Игра «Сапожник»

Задачи: Уметь слышать музыкальную фразу, закреплять вокальные навыки, Развитие чувства ритма Сапожник сидит напротив детей, держит в руках молоток и туфельку. Остальные дети под музыку встают и ритмично под музыку подходят к сапожнику с песней.

-Дети, дети, вы куда идете?

-Ой, сапожник, мы идем на площадь, ой, сапожник, мы идем на площадь

-Дети, дети, башмаки порвете. Дети, дети, башмаки порвете

-Ой, Сапожник, ты их залатаешь. Ой, Сапожник, ты их залатаешь (выставляют ногу на носок, дразнят Сапожника)

-Дети, дети, кто же мне заплатит? Дети, дети, кто же мне заплатит?

-Ой, Сапожник, тот, кого поймаешь. Ой, Сапожник, тот, кого поймаешь

Сапожник кладет туфельку, догоняет детей как можно большее количество, ударяя их молоточком по плечу. Игра повторяется

Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865— 1950). Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.

Музыкально-ритмические движения и танец в детском саду решают многие задачи воспитания детей, развития их координации, осанки, являются очень актуальными в сфере здоровье-сберегающих технологий.

Все мы знакомы с отечественными специалистами по ритмике: М.А. Румер, Т. С. Бабаджанян, Н.А. Метлов, Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман и другие.

Обучение музыкально-ритмическим движениям на занятиях включает три этапа: знакомство с новым упражнением, разучивание, закрепление упражнения.

На первом этапе мы знакомимся с музыкальным произведением, которое будем разучивать, делимся впечатлением о музыке, дети высказывают свое мнение, предлагают свои движения, которые можно включить в пляску или танец.

Знакомство детей с новой музыкально-ритмической композицией лучше начинать в опоре на способность детей к подражанию, которая очень ярко выражается у детей дошкольного возраста. Подражая взрослому, ребенок запоминает различные танцевальные движения и постепенно практикует их в самостоятельной деятельности (в процессе игры, танцевальных импровизациях). Такой «вовлекающий показ» помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения. Совместное исполнение движений взрослого с ребенком способствует созданию общего приподнятого настроения, единое ритмичное дыхание под музыку регулирует психофизиологические процессы, максимально концентрирует внимание. Мы выделяем следующие приемы подражания:

•        прием заражения (процесс передачи эмоционального состояния от педагога к детям)

•        прием «эмоционального поглаживания» в музыкальных играх – танцах реализуется как тактильный контакт для установления доброжелательных, позитивных отношений: поздороваться друг с другом частями тела, обнять друг друга, поиграть в «ладушки». Эти и другие приемы направлены на поощрения ребенка, концентрацию внимания на успешность его действий;

•        гипнотическое воздействие, сила которого зависит от музыки и от того, насколько выразителен, артистичен показ педагога. Показ должен быть «опережающим», то есть на доли секунды движения опережают музыку. Это необходимо для того, чтобы дети успели «перевести» зрительное восприятие в двигательную реакцию. Всегда стараемся демонстрировать показ в «зеркальном» отражении, поскольку дети повторяют все движения автоматически. В процессе подражания у детей легче формируются разнообразные двигательные навыки и умения

На втором этапе мы разучиваем данное упражнение или танец, уточняем его элементы и стараемся создать целостный образ музыкального произведения. Педагог показывает новые движения, разъясняет их последовательность, отрабатывает движения с теми детьми, у кого не получается, обращает внимание на ребят, которые легко исполняют те или иные движения, старается похвалить всех ребят, даже за незначительные результаты. На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осознанно выполняли движения. Для этого педагог задает вопросы о характере музыки и движения, предлагает вкратце пересказать сюжет танца или композиции хоровода и т. д. Эти приемы помогают детям глубже прочувствовать музыку, запомнить последовательность движений, найти соответствующий образ.

На данном этапе целесообразно использовать такие приемы обучения, как:

•        показ исполнения композиций детьми (выбор ведущих вместо педагога – по очереди или по желанию);

•        показ упражнения условными жестами, мимикой; словесные указания;

•        «провокации», то есть специальные ошибки педагога при показе с целью активизации внимания детей и побуждения к тому, чтобы они заметили и исправили ошибку

На третьем этапе происходит завершение разучивания танца или упражнения, закрепление представления о музыке и движении. На данном этапе дети вместе с педагогом работают над качеством движения. С помощью педагога ребята рассказывают последовательность танцевальной композиции, педагог предупреждает о возможных неудачах, нацеливает детей на эмоциональное исполнение. После разучивания, когда все дети прекрасно справляются со всеми движениями пляски, можно предложить детям придумать или дополнить танец своими движениями, таким образом поощрить творческие способности детей, их заинтересованность музыкально-ритмическими движениями.

Упражнения перед упражнением

Бег на носочках

Огуречик, огуречик

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет

Ходьба, бег, галоп

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор:

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках

«Ручки и головка»

Цель:  развитие внимания  детей,  фиксирование поочередных движений правой и левой рук, включение в их метроритмические действия комплексного участия кивков головы.

Ручка правая у нас

 пальчики сжимает,

Этой ручке точно в такт

голова кивает.

Ручка левая у нас

пальчики сжимает,

Этой ручке точно в такт

голова кивает.

Две руки теперь у нас

пальчики сжимают,

И обеим ручкам в такт

голова кивает.        

Для  упражнения в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, сужения и расширения круга:

        

                Скок, поскок молодой дроздок,

                По водичку пошел, молодичку нашел.

                Молодиченька - невиличенька

                Сама с вершок, голова с горшок.

Для упражнения в движении «ковырялочка»:

                       Андрей-воробей,

                        Не гоняй голубей!

                        Гоняй галочек

                   Из-под палочек.

Для упражнения в ритмичных  притопах:

                Тара-тара-тарара

                Выезжают трактора.

                Будем землю пахать,

                Будем рожь засевать,

                Будем хлеб молотить,

               Малых детушек кормить               

        

Все эти упражнения помогают дошкольникам уловить ритм упражнения, сопоставить его с движением, а затем перенести в танец. Хочу представить на ваш суд алгоритм обучения детей танцу:

  1. Подбор музыки для танца (тематика: русский народный, классический, игровой и т.д.)
  2.  Составив танец под определенную музыку, расписываю движения
  3. Вычленяю сложные движения, подбираю для них упражнения.
  4. Знакомлю детей с танцем
  5. Отрабатываем с детьми упражнения, затем соединяем движения с музыкой.
  6. Разучиваем порядок танца
  7. Отрабатываем танец в целом

Музицирование на музыкальных инструментах

В ансамбли и оркестры мы включаем различные музыкальные инструменты: ударные, шумовые, с диатоническим и хроматическим звукорядом, дудочки и т.д., на которых дошкольники исполняют простейшие мелодии. Игра в оркестре очень нравится воспитанникам ДОО, извлекаемые звуки инструментов возбуждают воображение детей, будоражат их фантазию, увлекают в мир музыки, дети чувствуют себя настоящими музыкантами.  

Обучение игре на музыкальных инструментах происходит во время музыкальных занятий, а также во время индивидуальной работы. При знакомстве детей с понятием ритм, рассказываем воспитанникам о звуках музыки (высокие-низкие, долгие-короткие). Изучив методику Карла Орфа, используем с детьми названия долгих звуков ТА-ТА, а коротких ТИ-ТИ. С воспитанниками старшего дошкольного возраста активно играем в музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма:

Игра в оркестре на детских музыкальных инструментах помогает развитию музыкального слуха и чувства ритма, формирует умение работать в команде, учит слушать себя, товарищей, а это развивает аналитическое мышление. При создании инструментального ансамбля или оркестра необходимо включать все виды инструментов (инструменты с диатоническим звукорядом, инструменты одинаковой высоты, ударные и т.д.) Кроме смешанных оркестров, пользуются популярностью у детей «оркестр ложкарей», «оркестр колокольчиков», при озвучивании некоторых песен, используем «оркестр треугольников». Использование только одного вида инструментов для сопровождения инструментального музыкального произведения или песни позволяет детям проявить творческие способности на различных ритмоформулах, динамике, способах звукоизвлечения. Особой любовью у дошкольников пользуется оркестр ложкарей. Для истинно народных инструментов стараемся подбирать музыкальный материал, основанный на русских народных мелодиях. Как показывает практика, воспитанники с удовольствием справляются с любым ритмическим рисунком, наверное, благодаря русскому музыкальному задору и колориту деревянных ложек. Благодаря игре на ложках удается привлекать детей к знакомству и сохранению русских традиций, знакомить детей с русскими народными ремеслами и промыслами.

Вовлекая детей в оркестр, необходимо соблюдать определенные правила и следить за тем, чтобы дети им следовали. Детей необходимо приучать к определенным местам в оркестре (на занятиях, на репетициях дошкольники должны сидеть каждый на своем месте). Дети должны хорошо слышать и видеть руководителя, т.к. педагог часто использует наглядные методы: показ определенного приема звукоизвлечения, мимика, жесты при исполнении.

В репертуар оркестра старших дошкольников необходимо включать простые мелодии с несложным ритмическим рисунком, а на первых стадиях обучения исполнять произведения в медленном темпе. После того как дети научатся без ошибок исполнять музыкальное произведение в медленном темпе, можно увеличить темп исполнения, добавить интересные приемы игры на каком-то инструменте, разнообразить мелодию, добавив распевы или форшлаг.

Развитие чувства ритма процесс сложный, трудоемкий. Начинать с детьми работу по формированию и развитию чувства ритма необходимо с детьми младшего дошкольного возраста, постепенно вводя интересные запоминающиеся игры и упражнения, знакомя с музыкальными инструментами, обучая правильному звукоизвлечению. Такую работу следует проводить систематически на каждом занятии, постепенно усложняя материал, выбирая в репертуар начинающего оркестра простые по ритмическому рисунку музыкальные произведения.

Музыкальному руководителю следует на собственном примере показывать детям свою заинтересованность, профессионализм и умение играть на всех музыкальных инструментах. Общаясь с эмоциональным творческим педагогом, дети с удовольствием будут заниматься игрой в оркестре или ансамбле, тем самым развивая свое чувства ритма.

Игры на развитие чувства ритма:

«Это я!»

Цель: Развивает внимательность.

Педагог поет - задает вопрос, дети хором пропевают ответ, играя на муз инструментах

- Кто с ребятами играет? -Это я! Это я!

- Все игрушки собирает? -Это я! Это я!

- Кто всю кашу доедает?  -Это я! Это я!

- Кто цветочки поливает? –Это я! Это я!

- Кто здесь любит шоколадку? -Это я! Это я!

- Кто ложиться спать в кроватку? -Это я! Это я!

- Кто на улице гуляет? – Этя я! Это я!

- Кто игрушки все ломает?  -Нет не я! Нет не я!)

Последнюю фразу можно вставлять в любом месте песенки, чтобы дети не привыкали к последовательности слов.

Средняя группа

Игра в стаканчики – ср.гр

Чтобы в группе не скучать, буду я в стакан играть

Буду я в него кричать (чать)

Буду я рукой стучать

Тук-тук- тук (стучим по стакану)

Ток-ток-ток

Раз хлопок, два хлопок

Тук-тук- тук (стучим по стакану)

Ток-ток-ток

Раз хлопок, два хлопок

Я возьму стакан рукой, крикну я в него «ой-ой»

Покручу стакан в руках

Покричу в него «ах-ах»

Тук-тук- тук (стучим по стакану)

Ток-ток-ток

Правой-левой и хлопок

Тук-тук- тук (стучим по стакану)

Ток-ток-ток

Правой-левой и хлопок

Старшая группа

  1. Ритмическая игра «Лошадка»

Под песню «Игра с лошадкой» у педагога и детей ксиллофоны на коленях и лошадки деревянные. Педагог отстукивает ритм, дети повторяют

Подготовительная группа

  1. Ритмические цепочки – большие предметы и маленькие (озвучивание в ладоши и на инструментах)
  2. Выкладывание ритмической цепочки кружочками

Интерактивная игра «Оркестр»

 (ложки, погремушки, бубны, колокольчики)

Интерактивная игра «Оркестр» – игра, в которой дети, выбрав музыкальный инструмент, исполняют заданный ритмический рисунок под показ видеоролика, который сопровождается музыкальной мелодией, разнообразными ритмическими цепочками и показом инструментов.

Оркестр (показ видео подг группы)

Мастер-класс игра на ложках

Оркестр «Светит месяц»

  1. Рука-колено медленно 2 раза
  2. Рука 2-колено2 – 2 раза
  3. Рука2-лн2-пн2-сосед2 -2 раза
  4. Рука2-лн2-пн2-нога2 – 2 раза
  5. Рука2-лн2-пн2-сосед2 -2 раза
  6. По кругу влево
  7. По кругу вправо
  8. Пн1-лн1-рука4-лн2-пн2-сосед 2
  9. Тремоло лн- тремоло пн – 2 раза
  10. Тремоло вся нога лн-тремоло вся нога
  11.  Рука2-лн2-пн2!

Литература:

  1. Емельянова, Э. Расскажите детям о музыкальных инструментах [Текст] / Э. Емельянова. – М. : Мозаика-Синтез, 2013. – 21 с.
  2. Зацепина, М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду для занятий с детьми 2-7 лет [Текст] : учеб.-метод. комплект к программе / М.Б. Зацепина. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 93 с.
  3. Иванова, О.В. Новый музыкальный букварь [Текст] : учеб.-метод. пособие / О.В. Иванова. – Рн/Д. : Феникс, 2019. – 48 с.
  4. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.М. Теплов. – М. : Наука, 2003. – 379 с.
  5. Трубникова, М.А. Детский оркестр. Программа и методические рекомендации по обучению дошкольников игре по слуху [Текст] / М.А. Трубникова. – М. : Просвещение, 1994. – 114 с.
  6. Тютюнникова, Т.Э. Шумовой оркестр снаружи и изнутри [Текст] / Т.Э. Тютюнникова // Музыкальная палитра. – 2006. – № 6. – С.13-14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие чувства ритма через музыкально-ритмическую деятельность у детей 3-4 лет

У младшего дошкольника ритмическое чувство развивается независимо от общения с музыкой. Случайные несовпадения движения с моментами наступления долей в музыке оставляет многих детей равнодушными. При ...

«РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»

Что такое ритм и чувство ритма?Ритм – это чередование различных длительностей звуков в музыке.Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музы...

Консультация для педагогов «РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»

Консультация для педагогов на тему: «РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»...

Консультация для воспитателей "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе иггры на детских музыкальных инструментах"

Ритм - это чередование каких либо звуов в определённой последовательности. Ритмы есть везде : в природе. быту, музыке и тюд. Учим детей слышать их и различать. с...

Консультация для воспитателей: "Развитие чувства ритма посредством музыкально-ритмических упражнений у детей старшего дошкольного возраста"

        Музыкальное воспитание начинается со знакомства с музыкальными произведениями, но оно не будет полноценным, если дети ограничатся лишь пением или прослушиванием музы...