Функции среды в развитии человека
учебно-методический материал

Жерихова Ольга Викторовна

Функции среды в развитии человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsii_sredy_v_razvitii.docx31.14 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Департамент психологии

Реферат по дисциплине: «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды»

на тему: «Функции среды в развитии человека»

Выполнил: студентка 2 курса

Направление подготовки: 44.04.02

 Психолого-педагогическое образование

Направленность (профиль) образовательной программы:

 Педагогика и психология образования

Группа: ППО - 211 мв

Жерихова О.В.

Проверил: Алисов В.А.

Москва

2022


ВВЕДЕНИЕ

Развитие человека - это процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Развитие представляет собой процесс физического, умственного и нравственного роста человека и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств. Развитие человека как процесс физического, умственного и нравственного созревания, по существу, означает превращение ребенка, биологического индивида, обладающего задатками человека как представителя биологического рода, в человека как личность, члена человеческого общества. Развитие человека не может быть сведено лишь к количественному изменению унаследованных и заложенных в нем от рождения признаков. Развитие - это, прежде всего, качественные изменения в организме и психике человека. Эти изменения происходят в условиях определенной домашней и социальной среды, воздействия окружающих его людей. В процессе развития человек вовлекается в различные виды деятельности, проявляя внутренне присущую ему активность в игре, труде, учении. Эта деятельность обогащает его жизненный опыт, сталкивает с различными людьми, общение с которыми также способствует его развитию, приобретению опыта социальных контактов.

        Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Человек развивается только в среде. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяются ближняя и дальняя среда. Степени влияние этих сред оценивается по-разному на развитие человека, но всеми признается то, что человек развивается только в среде.

        Цель данной работы – изучить функции среды в развитии человека.


ФУНКЦИИ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА

1. Понятие среды

В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова понятие «среда» раскрывается как «окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов»; «окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий» [6, с. 749].

Слово «среда» в современном русском языке употребляется в трех значениях: «заполняющая субстанция», «окружающие условия», «социальная группа». У всех трех значений есть общая составляющая: среда понимается как нечто, находящееся между объектами или между субъектом и объектом; это своего рода посредник, осуществляющий определенные функции [3].

Среда – это единство объективно существующих и субъективно воспринимаемых стимулов, сопровождающих человека на протяжении его жизни и задающих все виды его активности.

Относительно структуры среды нет единого мнения. Все чаще она рассматривается как неделимое единство, как целостность, внутри которой условно можно выделить разные составляющие.

Во-первых, говорят о физической среде, включающей природные объекты, искусственно созданные объекты (вещи) и собственное тело человека. Природная среда содержит климат, растительность и другие географические условия. Она влияет на развитие человека как организма, а опосредствованно – и на его психические особенности (дети охотников играют не в те игры, что дети шахтеров). В развитии психики отчетливо прослеживается географический детерминизм (связь географии – температуры, рельефа, пейзажа – и особенностей характера). Другой составляющей физических средовых воздействий является тело человека, в котором локализованы во времени и пространстве психологические события. Третья составляющая – это другие объекты (личные вещи, предметы, в случае социального отчуждения – другие люди). Будучи явлениями материальной культуры, они относятся также и к культурной среде. Природная среда, вещи и собственное тело задают измерение пространственности в человеческом бытии.

Во-вторых, используют понятие «социальная среда» – это семейное и общественное окружение. Выделяют большой и малый социумы; опыт, приобретенный в малом социуме, определяет особенности поведения в большом. На разных этапах развития жизненная среда изменяет свою значимость: в младенчестве важна природная среда и малый социум, затем (с подросткового возраста) начинает доминировать влияние большого социума, в пожилом возрасте вновь становится важным семейное окружение. Социальную среду Е.Н. Приступа определяет, как «необходимое условие социализации человека, поскольку в эту среду включены все социальные условия жизнедеятельности человека, которые оказывают значительное влияние на его сознание и поведение» [8, с. 157].

В-третьих, выделяют культурную среду, которая содержит систему ценностей, идеологию (указания на то, как нужно и как воспрещается себя вести), закрепленную в значениях, социальных предметах и знаках. Культурная среда - совокупность социальных институтов, идей, ценностей, других социальных факторов, которые способствуют формированию и восприятию ценностей, вкусов, правил и норм потребительского поведения различных групп общества [9]. По мнению Флиера А.Я. культурная среда представляет собой саму культуру во всей ее полноте функций и процессов, форм и содержаний, но рассматриваемую под определенным углом, с акцентом на ее пространственном воплощении. Культурная среда - это комплекс культурных предпочтений населения, локализованного в границах определенного пространства. Причем эти культурные предпочтения в основном выражаются в нормах социального поведения людей, фактически материализуются в них [10].

В последнее время появился термин цифровая среда. Собственно цифровая среда (digital web) - это материально-техническая сторона мультимедийно-цифровой информационной революции XXI века, технологическая база и инструментарий всех процессов глобализации [1].

В.А. Петровский с соавторами ввел термин «развивающая среда», которым этот ученый определяет то «окружение, которое влияет на развитие всех сторон личности ребенка – интеллектуальную, мотивационно -потребностную, эмоционально-волевую и другие» [7, с. 14].  Предметно-пространственная развивающая среда определяется современными учеными по-разному. Так, например, Т.Н. Доронова и Н.А. Короткова считают, что эта среда представлена «совокупностью социальных и культурных предметных средств, которые определяют зоны ближайшего и перспективного развития ребенка, обеспечивают разнообразие видов детской деятельности и влияют на становление творческих способностей» [5, с. 11].

Образовательная среда, по определению Ю.С. Мануйлова, – это «обязательный компонент социальной среды, обеспечивающий человеку условия для получения качественного общего и профессионального образования» [4, с. 44]

Развивающая предметно-пространственная среда – совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Совокупность сред, в которые включен человек и которые оказывают влияние на его развитие, формирование его мировоззрения, ценностей, установок, взглядов, а также на поведение и деятельность.

2. Функции среды

К функциям окружающей (природной) среды относят: предоставление человеку мест обитания; обеспечение человека пищей; предоставление человеку ресурсов, требуемых для развития и размножения; обеспечение благоприятных для жизни климатических условий; реализация эстетической функции (человек может любоваться природой).

Социализирующая функция среды. Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Социализирующая функция среды -  познание и организация передачи социального опыта и духовных ценностей от поколения к поколению. В социальной среде человек социализируется - усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, активно привлекается к системе социальных связей, самостоятельно находит пути эффективного самоопределения в обществе.

Ближняя (домашняя) среда – семья, родственники, друзья. Эта среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Как правило, именно в семье проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Семья во многом определяет круг интересов ребенка и его потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. В семье закладываются нравственные и социальные качества.  Эффективно осваиваются социальные нормы поведения и культурные ценности под влиянием авторитетного взрослого. Социальное взаимодействие с ним ведет к интернационализации (присвоению) социального опыта путем актуализации (воспроизведения) культурных потребностей, желаний, сопровождаемых соображениями престижа, выгоды, необходимости повиновения.

Одним из самых действенных факторов социализации является целенаправленное воспитание. Такое воспитание происходит в образовательных учреждениях, в предметно-пространственной среде.         Функции предметно-развивающей среды образовательного учреждения:

Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.

Информационная функция. Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.

Функция сохранения психологического здоровья. Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние.

Воспитывающая функция среды не требует особой расшифровки. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

Развивающая функция среды является ведущей. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие. Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.

Процесс организации образовательной среды обеспечивается устойчивостью только благодаря своей функциональности. Основными функциями организационной культуры являются:

Охранная функция. Суть ее заключается в том, что каждая организация имеет устоявшиеся нормы, ценности и особенности поведения. Они мешают проникновению в структуру деструктивных элементов.

Интегрирующая функция, суть которой заключается в том, что, благодаря сложившейся системе, каждый человек чувствует коллективную ответственность. При этом формируется чувство общности, сплачивающее людей.

Регулирующая функция, суть которой проявляется в своде правил, которые относятся как к писанным, так и не к писанным, что приводит к тому, что складываются своеобразные законы и традиции, которые характерны для конкретного коллектива.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Среда человека охватывает совокупность природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей. Также для человека среда – это мир, который существует в его общении, взаимодействии, взаимосвязи, коммуникации и других процессах. Среда человека – это его естественное и социальное окружение, обладающее комплексом влияний, условий и возможностей.

Развитие человека происходит только в среде. Человек становится личностью только при взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Выделяют физическую среду (природную), социальную среду, культурную среду, культурную среду, цифровую среду, образовательную среду.  Как подсистему выделяют развивающую среду, предметно-пространственную среду.

Функции среды многообразны. Это и жизненно важные функции (функции природной среды), так и необходимые для развития личности человека. Среда выполняет следующие функции: социализирующую функцию, воспитывающую функции, информационную функцию, стимулирующую функцию, развивающую функцию, регулирующую функцию и другие.

Развитие человека - это очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием среды, окружающей человека.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Беляев Г. Ю. Социально-цифровая среда как источник новых возможностей и новых рисков для современного образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 4 (69). С. 109-123.

2. Демина О. С. Образовательная среда школы в аспекте требований ФГОС, Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2021

3.  Калюжный К.А. Информационная среда и информационная среда науки: сущность и назначение, Управление наукой и наукометрия, 2015

4. Мануйлов, Ю. С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании [Текст] / Ю. С. Мануйлов // Вестник УРАО. – 2013. – № 1. – С. 42–49.

5. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих / Под ред. Т. Н. Дороновой и Н. А. Коротковой. – М.: ЗАО «Элти–Кудиц», 2003 – 160 с.

6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c.

7. Петровский, В. А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова. – М.: Новая школа, 1993. – 230 с.

8. Приступа Е.Н. Социально-педагогическая профилактика девиаций социального здоровья школьника: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Е.Н. Приступа. М., 2008. 490 с.

9. Сметанина М. Д. Феномен культурной среды, Общество: философия, история, культура, 2019

10. Флиер А. Я. Культурная среда и ее социальные черты, Знание. Понимание. Умение, №2 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Художественно-эстетическое развитие."

В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Развитие речи."

Развивающая речевая среда.  Способствовать развитию речи как  средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загл...

Проектно-исследовательские работы: «Окружающая среда и здоровье человека». Тема: Наш огородик.

На протяжении многих лет, в нашем саду, а именно на участке для прогулок, мы, воспитатели, организовали огород. Нашей задачей была зародить свой собственный огород, приучать детей к труду и к бережном...

Методика «Квадрат функций» как основа развития педагогов в условиях реализации ФГОС ДО

Что можно предпринять в дошкольной образовательной организации для развития перечисленных качеств? Насколько готовы педагогические работники к реализации Стандарта? Как спланировать методическую...

Методическая разработка.Конспект ООД в старшей группе: Тема: «Окружающая среда и здоровье человека»

Конспект ООД  в старшей группе: Тема:  «Окружающая среда и здоровье человека»...

Физическое занятие в подготовительной группе. Цель: Совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, интереса к участию в физических упражнениях. Формировать у детей способность к устойчивому вниманию и собранности.

Физическое занятие в подготовительной группе.Цель: Совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, интереса к участию в физических упражнениях. Формировать у детей с...