Методика «Квадрат функций» как основа развития педагогов в условиях реализации ФГОС ДО
консультация на тему

Башлыкова Татьяна Ивановна

 Что можно предпринять в дошкольной образовательной организации для развития перечисленных качеств? Насколько готовы педагогические работники к реализации Стандарта? Как спланировать методическую работу в дошкольной образовательной организации так, чтобы она служила средством развития педагогов, способствуя успешной реализации ФГОС дошкольного образования?

 Эти задачи призвана решить предлагаемая методика "Квадрат функций". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_kvadrat_funkcii.doc25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Методика «Квадрат функций» как основа развития педагогов в условиях реализации ФГОС ДО

Изменения содержания дошкольного образования, а также процесса управления дошкольной образовательной организацией в настоящее время обусловлены новой нормативной  базой: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.11.2013 № 1155 (далее –  ФГОС дошкольного образования, Стандарт).

 Эти новшества повлияли и на подходы к работе с педагогическими кадрами в ДОО. Так, Стандарт устанавливает ряд требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, прежде всего к психолого- педагогическим и кадровым. Ключевым фактором успешной реализации очередного новшества в системе дошкольного образования под названием "ФГОС дошкольного образования» по-прежнему является педагог (его профессиональные и личностные качества, лояльность и преданность организации, в которой он работает).

 Что можно предпринять в дошкольной образовательной организации для развития перечисленных качеств? Насколько готовы педагогические работники к реализации Стандарта? Как спланировать методическую работу в дошкольной образовательной организации так, чтобы она служила средством развития педагогов, способствуя успешной реализации ФГОС дошкольного образования?

 Эти задачи призвана решить предлагаемая методика "Квадрат функций". Данная методика не является новой в системе образования. Наиболее известен ее вариант для педагогических работников школ, а также ее модификация для администрации образовательных организаций. Для системы дошкольного образования в условиях реализации Стандарта она предлагается впервые (Методика "Квадрат функций" апробирована на базе дошкольных образовательных организаций,являющихся региональными инновационными площадками Ивановской области. – Примеч. авт.)

 Назначение методики: определить индивидуальные профессиональные затруднения у педагогов дошкольной образовательной организации при реализации ФГОС дошкольного образования.

 Почему именно "квадрат функций"? Квадрат – геометрическая фигура, в форме которой представлена основная матрица данной методики. Функции в нашем случае – это пять образовательных областей согласно ФГОС дошкольного образования. Их содержание приводится в Стандарте (п. 2.6 приказа Минобрнауки России от 17.11.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").

 Наша задача состоит в том, чтобы перепроектировать содержание образовательных областей в деятельностную основу, т. е. показать, что должен делать педагог в процессе непосредственно образовательной деятельности с детьми.

 Таким образом, "функции" в данной методике – это деятельность педагога по реализации образовательных областей в соответствии со Стандартом. Поскольку ФГОС дошкольного образования устанавливает пять образовательных областей, каждая из них должна характеризоваться пятью компонентами (для того, чтобы получился "квадрат": 5 × 5 = 25). Пять видов деятельности педагогов по каждому компоненту мы поместили в квадрат по диагонали. Так появилась основная матрица данной методики, с которой и начинается работа.

Алгоритм работы с методикой «Квадрат функций»

 

Для эффективной работы с рассматриваемой методикой предлагается следующий алгоритм:

ШАГ 1  В предложенной «Матрице функций» (приложение 1) по вертикали педагог ранжирует конкретные действия в ходе непосредственно образовательной деятельности от 1 до 5 (не повторяясь): «Что у меня получается лучше всего?». Результат записывается в левом нижнем углу.

ШАГ 2 То же самое предлагается выполнить по горизонтали, результат записывается в правом верхнем углу. ШАГ 3 Таким образом, в каждом квадрате будет по две цифры. Они суммируются для каждого квадрата, сумма вписывается в соответствующие ячейки таблицы 1, которая является «ключом» предлагаемой методики.

ШАГ 3 Таким образом, в каждом квадрате будет по две цифры. Они суммируются для каждого квадрата, сумма вписывается в соответствующие ячейки таблицы 1, которая является «ключом» предлагаемой методики.

ШАГ 4 По этой же таблице считается сумма (общее количество баллов) предложенных функций (по диагоналям), результаты заносятся в соответствующие ячейки таблицы 2. Если работа выполнена правильно, сумма в строке «Количество баллов» будет равна 150. Если сумма получилась другая, то работа выполнена некачественно и ее стоит переделать.

ШАГ 5 По сумме полученных баллов в таблице 2 определяется место (от 1 до 5) по значению каждой функции. Функция, набравшая наибольшее количество баллов, получает первое место, наименьшее - пятое.

ШАГ 6 Расшифровывается содержательная часть функций (не обязательно всех, а только интересующих, например первого места и последнего).

ШАГ 7 Заполнив и обработав анкету, педагоги дошкольной образовательной организации могут сделать для себя вывод, какая из необходимых функций у них реализуется наиболее успешно, какая наименее, определить содержательный характер затруднений, наметить пути дальнейшего профессионального самосовершенствования.

ШАГ 8 Проектируется беседа с каждым педагогом. Возможны два варианта. Первый предусматривает исправление наиболее «слабых» функций, т. е. получивших наименьшее значение. В этом случае совместно с педагогом может быть выбрана соответствующая тема для самообразования (индивидуальная методическая тема) на ближайший период. Второй вариант предусматривает дальнейшую работу с функцией, показавшей наивысший результат, т. е. это образовательная область, в которой у данного педагога накоплен наибольший положительный опыт.

Бланк ответов к методике «Квадрат функций»

(по ФГОС дошкольного образования)

Ф-

ХЭ-

Р-

П-

СК-

ХЭ-

Р-

П-

СК-

Ф-

Р-

П-

СК-

Ф-

ХЭ-

П-

СК-

Ф-

ХЭ-

Р-

СК-

Ф-

ХЭ-

Р-

П-

Ф-

ХЭ-

Р-

П-

СК-

ХЭ-

Р-

П-

СК-

Ф-

Р-

П-

СК-

Ф-

ХЭ-

П-

СК-

Ф-

ХЭ-

Р-

СК-

Ф-

ХЭ-

Р-

П-

Ф-

ХЭ-

Р-

П-

СК-

ХЭ-

Р-

П-

СК-

Ф-

Р-

П-

СК-

Ф-

ХЭ-

П-

СК-

Ф-

ХЭ-

Р-

СК-

Ф-

ХЭ-

Р-

П-

Итоговая таблица по результатам обработки методики

«Квадрат функций»

Функции

СК

П

Р

ХЭ

Ф

Сумма баллов

Кол-во баллов

=150

Место по значению

Итоговая таблица по результатам обработки методики

«Квадрат функций»

Функции

СК

П

Р

ХЭ

Ф

Сумма баллов

Кол-во баллов

=150

Место по значению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОО КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Профессия воспитателя – одна из самых сложных и ответственных.  Найти подход к каждому ребёнку, познакомить его с окружающим миром, помочь раскрыть его способности, найти общий язык со сверс...

«Методическая работа как средство профессионального развития педагога в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Всероссийская профессиональная олимпиадаработников дошкольного образования«Методическая работа как средство профессионального развития педагога в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

Управление профессиональным развитием педагогов в условиях реализации ФГОС в учреждении дошкольного образования

Высокие темпы технологии, технических систем, которые применяются на производстве, в быту, в сфере досуга человека являются отличительной чертой современного мира. Сегодня дети обладают широкой информ...

Управление профессиональным развитием педагогов в условиях реализации ФГОС в учреждении дошкольного образования

Высокие темпы технологии, технических систем, которые применяются на производстве, в быту, в сфере досуга человека являются отличительной чертой современного мира. Сегодня дети обладают широкой информ...

Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...

Консультация для педагогов "Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"

Речевой средой в дошкольные годы является, прежде всего, речь взрослых и детей в семье и детском саду. В нее входит и целенаправленное обучение родной речи, которое осуществляется в разных формах в...