Статья «Приобщение детей к здоровому образу жизни в рамках дошкольного образовательного учреждения».
статья

Андрусевич Наталья Владимировна

Аннотация. В  статье, представлена система работы по приобщению к здоровому образу жизни всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. В данной статье представлен опыт оптимизации физического развития дошкольников в специально созданных условиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

        Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №68 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга

Статья «Приобщение детей к здоровому образу жизни в рамках дошкольного образовательного учреждения».

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В.А. Сухомлинский

Одной из важных задач государства является поддержание и укрепление здоровья населения. Социальное и физическое здоровье – это та самая основа, которая обеспечит каждому человеку надлежащее качество жизни, а стране в целом – устойчивый социально-экономический рост. Именно поэтому формированию здорового образа жизни уделяется большое внимание в большинстве стран мира, в том числе и в Российской Федерации.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Залогом успешного развития общества в каждом государстве является здоровье подрастающего поколения. Необходимо понимать, что сохранение и укрепление здоровья детей носит социальную значимость для государства, так как от этой категории населения зависит здоровье нации. В современном мире многие взрослые люди тщательно заботятся о своем здоровье, следят за правильным питанием, занимаются физкультурой и спортом, но часто забывают о том, что детей следует приобщать к здоровому образу жизни еще в дошкольном возрасте. Статистические данные подтверждают тот факт, что в школу поступают абсолютно здоровыми лишь 4,3% детей, поскольку современные дети страдают от многих пагубных факторов: наследственность, экология, гиподинамия, не соблюдение режима дня, неправильное питание.

Необходимо помнить, что именно в дошкольном возрасте происходит овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни: при организации гигиенических процедур, питания, двигательной деятельности, закаливания, прогулок и т.д. Важность данной проблемы послужила основанием для определения темы статьи: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни»

Основные компоненты здорового образа жизни

  1. Рациональный режим.
  2. Правильное питание.
  3. Закаливание организма.
  4. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
  1. Рациональный режим дня

Правила рационального режима дня

  • Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).
  • Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
  • Формирование культурно-гигиенических навыков.
  • Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
  • Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

В связи с тем, что резкие изменения в суточном режиме тяжело переносятся детьми, перевод ребенка на другой возрастной режим должен быть постепенным, и не вызывать отрицательных эмоций.    О правильности такого перевода будут свидетельствовать хорошее настроение малыша

Нарушения в здоровье малыша, которые могут возникнуть при несоблюдении режима:

  • частое ухудшение настроения, которое связано с переутомлением, недосыпанием
  • ребенок становится плаксивым, капризным, раздражительным
  • отсутствует нормального развития нервно-психической деятельности
  • трудность сформирования культурно-гигиенические навыков, опрятности.
  1. Правильное питание

Питание еще один компонент здорового образа жизни, рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющее нормальное развитие ребенка. Существуют основные принципы рационального питания:

В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья

Основные принципы рационального питания:

  • Обеспечение баланса
  • Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
  • Соблюдение режима питания.
  1. Закаливание

Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка.

Методики закаливания.

Методика босохождения:

Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже +18 градусов С. Вначале ходят в носках в течение 4-5 дней, затем босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время процедуры на 1 минуту и постепенно доводя ее до 15-20 минут.

     Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп и влиянию пониженных температур, которое осуществляется, главным образом, действием низких температур пола, земли. Именно такое действие и является определяющим, если не единственным, в закаливании.

Методика проведения обширного умывания:

1 этап   Ребенок поочередно от кончиков пальцев к локтю обмывает водой руки.

2 этап Обмывание  шеи.

3 этап Растирание сухим полотенцем

4 этап.   Растирание мокрой ладошкой верхнюю часть груди

Методика проведения полоскания горла прохладной водой.

Закаливание рекомендуется проводить для профилактики заболеваний носоглотки. Дети дошкольного возраста умеют полоскать горло и начинают процедуры при температуре воды 36-37 градусов С. Температура воды снижается каждые 2-3 дня на 1 градус С и доводится до комнатной температуры и ниже. (если у ребенка хорошая носоглотка).

  1. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Маленькие дети обладают удивительной способностью, как выражать свои эмоции, так и понимать эмоциональную экспрессию. С самых ранних лет младенцы способны изменять своё поведение в зависимости эмоционального состояния взрослых.

Для того чтобы помочь ребёнку укрепить психоэмоциональное здоровье нужно использовать наилучшим образом способности к обучению воспитанию и оздоровлению дошкольников.

В качестве приоритетного направления, как средства сохранения стабильного психоэмоционального состояния, я считаю работу с детьми в рамках метода песочной терапии.

Преимущества песочной терапии:

  • усиливается желание ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  • в песочнице развивается тактильная чувствительность, как основа "ручного интеллекта"
  • в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, а главное – речь и моторика.

 В итоге можно сделать вывод, что с малых лет необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, соблюдая основные компоненты здорового образа жизни: рациональный режим, правильное питание, закаливание организма, сохранение стабильного психоэмоционального состояния.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни средствами изобразительной деятельности в рамках реализации стандарта"

Статья раскрывает значение и актуальность приобщения дошкольников к здоровому образу жизни, подчеркивается необходимость соблюдения ряда условий для его реализации. Рассказывается об особенностях прим...

Приобщение детей к здоровому образу жизни в рамках дошкольного образовательного учреждения

Статья "Приобщение детей к здоровому образу жизни в рамках дошкольного образовательного учреждения", пожготовленная  Андреевой А.В. В настоящее время одной из приоритетных задач, с...

Доклад "Приобщение детей к здоровому образу жизни в современном дошкольном образовательном учреждении»

Доклад был представлен на педчтениях по теме "ЗОЖ школьников и дошкольников". В данном докладе предсталена проблема в современном мире по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Описы...

22 января 2021 года в целях приобщения детей к здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, сотрудничества между дошкольными образовательными учреждениями МБДОУ №24, МБДОУ №3, МБДОУ №35, МБДОУ №37, МБДОУ №38 в детском саду №24 прошел д

Воспитанники детского сада достойно прошли все испытания. Жюри подвело итог и наградило участников грамотами, медалями, и кубками. Провел эстафеты с воспитанниками по зимним видам спорта инструкт...