«Обучение элементам грамоты детей логопедической группы»
материал

Гараева Елена Александровна

Цель: повышение профессионального мастерства и компетентности в вопросах обучения детей логопедической группы элементам грамоты 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6 «Василек» г. Янаул муниципального района Янаульский район

Республики Башкортостан

452800, Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Янаул, ул. Якутова, 6

Телефон: 7(34760) 5-39-15; Сайт: 6vasilek.edu-rb.ru

Отчет по самообразованию

на 2022-2023 учебный год

учителя-логопеда МАДОУ ДС №6 «Василек»

Гараевой Елены Александровны

По теме: «Обучение элементам грамоты

детей логопедической группы»

2023 г.

Тема самообразования: «Обучение элементам грамоты детей логопедической группы»

Цель: повышение профессионального мастерства и компетентности в вопросах обучения детей логопедической группы элементам грамоты

Задачи:

-повысить собственный уровень знаний по теме;

-провести анализ методической литературы, посвященной обучению грамоте детей с ТНР;

- изучить различные способы, методы и приемы обучения грамоте детей С ТНР;

- подобрать комплекс игр и упражнений для обучения грамоте детей логопедической группы и создать картотеки;

- использовать в своей работе комплекс игр и упражнений по обучению элементам грамоты детей логопедической группы;

- разместить материал в интернете на сайтах и порталах.

Увеличивающееся число детей с различными недостатками речевого развития делает проблему их подготовки к обучению грамоте особо актуальной, поскольку нарушения компонентов речи (лексико-грамматической и звуковой стороны, словаря) влекут за собой нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) и снижают общую способность к благополучному школьному обучению, а также порождают необходимость развития предпосылок к овладению грамотой в дошкольном возрасте.     Итогом работы стало создание методологического инструментария (подбор диагностического материала, картотек игр, консультаций, пособий по обучению элементам грамоты детей логопедической группы).

    В течении года, по теме «Обучение элементам грамоты детей логопедической группы», я работала над такими проблемами как:

- Формирование и развитие фонематического слуха.

- Развитие произносительных умений.

- Умение детей владеть звуковой стороной речи –темпом, интонацией.

- Знакомство со слоговой структурой слова.

- Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.

- Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения.

- Расширение словарного запаса детей.

-Знакомить с графическим изображением буквы.

- Учить соотносить звук и букву.

- Формирование и развитие звуко - буквенного анализа.

- Подготовка руки ребёнка к письму.

- Упражнять в аналитико-синтетической деятельности.

- Формировать элементарные графические умения.

- Знакомить с изображением буквы.

- Упражнять печатать буквы, слоги (по образцу).

План самообразования.

  1. Изучение методической литературы, статей, материалов по обучению элементам грамоты детей логопедической группы на интернет – сайтах;
  2. Изучение методов и приемов педагогической диагностики по обучению грамоте детей с ОВЗ;
  3. Изучение добукварного и букварного периодов;
  4. Изучение этапов дифференциации фонем на слух, формирования фонематического восприятия;
  5. Изучение приемов формирования первоначальных навыков письма;
  6. Изучение игровых технологии;
  7. Создание картотек: игр, заданий и упражнений, направленных на восприятие и различение неречевых звуков, «Игры и упражнения для развития фонематического восприятия», мнемотаблицы, кольца Луллия, перфокарты, картотеки графомоторных упражнений, картотеки игр на звуко-буквенный и звуко-слоговой анализа слов;
  8.  Посещение ООД индивидуального-дефектологического занятия 5 класс;
  9. Посещение ООД групповое занятие 2 класс «Различение звуков [п]-[б], [п’]-[б’];
  10. Изучение методики обучения грамоте с использованием кубиков Зайцева;
  11. Реализация проектной работы «Маленькие слова-предлоги»;
  12. Оформление рекомендаций для родителей;
  13. Размещение статей на интернет – сайтах;
  14. Подготовка дидактических пособий;
  15. Творческий отчет на городском МО учителей – логопедов.

Изучение материалов на сайтах: Maam. ru, Журнал «Логопед», «Логопед. ру», «Инфоурок», «Логопед плюс», «Видеоурок», «Логопедия для всех», «Логопед. нэйм», «Логопортал», «Открытый урок».

Изучение периодических изданий, методической литературы.

Список литературы:

  1. Воеводина Е.С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте (рекомендации для родителей) // Ж. Школьный логопед, № 6 (15), 2006.
  2.  Волкова Л.С. Логопедия. – М., 1989. – 528 с.
  3. Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно // Ж. Дошкольное воспитание, № 11, 2006.
  4.  Журова Л.Е. Обучение грамоте детей в детском саду. – Издательство: Вентана-Граф Год издания: 2010 г.
  5.  Журова Л.Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста // Ж. Вопросы психологии, № 3, 2004.
  6. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи. М.: Просвещение, 2006. – 181 с.
  7. Н.В.Нищева Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. Изд.2-е-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020.- 272 с.
  8. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010
  9.  Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. — СПб.: Детство-пресс, 2003.— 112 с.26.
  10. Ткаченко Т. А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. — М., 2013
  11.  Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет .ООО «ТЦ –Сфера»2014г
  12.  Гаврина С. Е.Развитие речи . Школа дошколят. Москва Росмен 2014г.
  13.  Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.
  14.  Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы обучения элементам грамоты детей с ОНР

Здесь вы можете познакомиться с опытом комплексного подхода при изучении букв с детьми 4-5 лет в логопедической группе детского сада....

Конспект по обучению грамоте детей логопедической группы

Коммуникативная деятельность НОД:«Знакомство с буквой  Б»....

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Семинар - практикум для воспитателей....

Тренинг для родителей. Тема: «Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Повышать компетентность родителей в умении оказывать помощь детям при выполнении заданий по обучению грамоте.Задачи:1.     Дать теоретические представления об этапах работы п...

Обучение элементам грамоты детей с ОНР. Презентация.

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...