Сообщение из опыта работы
материал (подготовительная группа)

Аверьянова Вера Степановна

 

 «Истоки способностей и дарования- детей на кончиках пальцев. От пальчиков образно говоря идут, тончайшие нити –ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».    

В. А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Истоки способностей и дарования- детей на кончиках пальцев. От пальчиков образно говоря идут, тончайшие нити –ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».    

В. А. Сухомлинский

Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми дошкольного возраста, является художественно –продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать интересной и увлекательной, используя нетрадиционные техники рисования, лепки, апликации.  Использование разных видов техники открывают возможности развития у детей творческих способностей, фантазий и воображения.

Актуальность данной темы состоит в том, что знания детей не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных видов техники рисования, лепки, апликации и их особенностями, многообразием материалов, учатся на основе полученных знаний создавать своё творчество.  Используя нетрадиционные виды техники можно развить творческое начало ребёнка, его одарённость и креативность. Таким образом, развивается творческая личность. Поэтому тему своего опыта работы считаю актуальной и перспективной. Работая с детьми дошкольного возраста в течении нескольких лет, я обратила внимание на результаты мониторинга по изобразительной деятельности и поняла, что детям не хватает уверенности в себе воображения,

самостоятельности. Детям нужны результаты, которые вызывают у них радость, изумление и удивление.

И я выбрала направлением в своей работе – использование нетрадиционных техник, как на занятиях, так и в самостоятельной художественной деятельности.  Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу.  Познакомившись с методической литературой разных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», А.А. Фатеевой «Рисуем без кисточки», К. К. Утробиной «Увлекательное рисование методом тычка с 3-7 лет» пособие в двух частях Г.Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Г.Н. Давыдовой «Пластилинография», И.О. Шкицкаят «Апликация из пластилина» и другие. Я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой цель и задачи.

 Целью работы является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, через использование нетрадиционных техник в художественном творчестве.

Задачи:

- Расширять возможность использовать нетрадиционные техники в художественном творчестве: рисовании, лепке, апликации.

- Развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие.

 - Развивать кругозор, воображение и творческие способности детей.

- Обогащать и расширять художественный опыт детей.

- Побуждать ребёнка экспериментировать.

- Поощрять и поддерживать творческие находки.

- Воспитывать положительное отношение ребёнка, к собственной    

   деятельности, её результату.

Большое внимание уделила обогащению центра художественного творчества в группе, пополнила различными материалами и инструментами.

Существует множество нетрадиционных техник рисования.

 Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начала с рисования пальчиками –это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования даёт ребёнку свободу действий.

 Детям очень нравится способ рисования ладошкой. Макает ладошку в гуашь и отпечатывает на листе бумаги, так как необходимо для рисунка. Этот способ используется в любом возрасте. Мы рисовали «Букет для мамы», «Золотую рыбку», «Цветы», в старшем возрасте рисовали «Жар птицу», «Клоун в цирке» др.

Учила детей рисовать тычком жёсткой полусухой кистью. Этим способом также можно рисовать в любом возрасте. Ребёнок опускает кисть в гуашь и ударяет по бумаге, держа кисть вертикально. Таким способом мы рисовали что-нибудь пушистое или колючее, например «Мои любимые животные», «Ёлочка пушистая», «Весёлый снеговик» и др.

 С удовольствием дети используют технику рисования ватными палочками-пуантилизм. Этот способ очень прост. Нужно всего лишь макнуть ватную палочку в гуашь и сделать оттиск на бумаге. Можно придумать любой узор и создать необычайно красивую картину.

  Детям нравится рисовать отпечатками листьев. Гуляя на прогулке мы с детьми, собираем листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске. Листья покрываем краской и окрашенной стороной кладём на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получаются аккуратные отпечатки листьев. Так мы рисовали «Осенние деревья», «Букет из осенних листьев».

Особый интерес детям доставляет рисование кляксография с трубочкой. Дети капают на лист бумаги небольшое пятно (капельку), а затем раздувают его трубочкой. Недостающие детали потом дорисовывают и получается неповторимый рисунок.

Очень интересное рисование штрихом или чиркать. Карандаш прижимается к бумаге, по мере движения нажим ослабляется и карандаш отрывается от листа, оставляя след, так называемый штрих. Рисунок штрихом может быть выполнен цветными карандашами или быть тоновым, то есть черным или серым. Таким способом можно нарисовать как предметную, так и сюжетную картинку, например «Колючая сказка».

Когда дети познакомились с техникой- граттаж, то это был для них настоящий сюрприз. Граттаж- техника выполнения рисунка путём процарапывания острым предметом (палочкой). Такой техникой хорошо создавать сюжеты «Космические дали», «Мой город», «Рыбки в аквариуме», «Осенний пейзаж», Бабочку» др.

 На ряду с нетрадиционным рисованием широко использую и нетрадиционную апликацию, так как в настоящее время педагоги больше склоняются к этим нетрадиционным техникам. Стараюсь привить детям интерес к работе с нетрадиционными техниками апликации. Это очень  кропотливая работа, которая также развивает силу руки и пальцев. При создании апликации с детьми дошкольного возраста, можно использовать много разных нетрадиционных техник: но я со своими воспитанниками  использую такие как :
Обрывная аппликация. 
Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не

просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления. 
Симметричная аппликация. 
Для симметричных изображений заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера – складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения. 
Силуэтная аппликация. 
Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру. 
Аппликация из салфеток 
Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия.
 

Апликация из ниток

Удивительный материал –нитки, сколько всего интересного можно сделать из них. Работы из ниток просты в изготовлении, выглядят ярко и представляют большой простор для творчества. Работы можно выполнять как из резанных, так и из скрученных ниток.

Лепка также играет важную роль в художественно-эстетическом развитии детей. Пластилинография –нетрадиционная техника лепки для дошкольников, которая выражается в «рисовании» пластилином. У детей наблюдается повышенный интерес и творческая активность.

В своей работе с воспитанниками я использую несколько видов пластилинографии:

Модульная «Пластилинография» принадлежит к сложной технике и состоит из разных декорирующих элементов: шариков, лепёшек, косичек, жгутиков и других элементов.

Мозаичная «Пластилинография» любимая детьми техника, так как изображение составляется только из пластилиновых шариков.

 «Тестопластика» Лепить из теста — одно удовольствие! Соль, мука, вода – вот и всё, что нужно для умелых рук.

Лепить из солёного теста так же интересно, как из пластилина, а сохраняются такие поделки гораздо дольше – только их нужно обжечь в духовке. А можно сразу подкрасить тесто пищевыми красителями и лепить из цветного теста. Я рассказала лишь о некоторых видах нетрадиционных техник, которые использую с детьми. На самом деле их гораздо больше. Главное, чтобы было желание творить.

Совсем недавно мы с детьми познакомились с кукуруктором или игровой кукурузой, который вызвал огромный интерес. Кукуруктор можно использовать в лепке и апликации. Он стимулирует и развивает мелкую моторику рук, фантазию, воображение и творческие способности детей. Творить с кукуруктором легко и просто. Только промокните кукурузинку о влажную губку и прилепите её к другой. Кукуруктор также, как и пластилин можно разрезать с помощью пластикого ножечка, сплющивать и раскатывать колбаски. Из него получаются красивые, яркие, обьёмные поделки.

Ещё один вариант использования кукуруктора это апликация. Для этого клей не нужен. Влажные кукурузинки легко клеятся на бумаге. Дети могут, что-нибудь нарисовать или взять готовую раскраску. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение и даёт полную свободу для самовыражения. Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к художественному творчеству, используя нетрадиционные техники рисования, лепки и апликации. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел и находят средства для воплощения.  Работы детей стали интереснее, содержательнее и богаче замысел. Считаю необходимым и в дальнейшей своей работе использовать нетрадиционные техники, для развития творческих способностей детей. Хотелось бы пожелать каждому педагогу окунуться в этот маленький мир художественного творчества. Фантазируйте, творите, воплощайте в жизнь самые необычные идеи, и я уверена, успех обеспечен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: "Организация работы по развитию конструктивно-творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста"

Какая проводится работа с детьми по конструированию. Как мы её проводим в средней группе. Зачем и с какой целью....

Сообщение из опыта работы "Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию"

Содержание работы с родителями охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны развития и воспитания ребёнка.  Важной  задачей воспитания дошкольн...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»

Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....

Сообщение из опыта работы по теме:«Оздоровительная работа в лагере с дневным пребыванием детей»

Положительный опыт проводимой оздоровительной работы, позволили нам продолжить деятельность по оздоровлению детей в летний период. На базе нашего детского сада на протяж...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...

Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».

Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....