«ЛОГИКА» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
рабочая программа

Надежда Владимировна Кочетова

«ЛОГИКА»

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

  ПРОГРАММА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logika.docx31.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 «Дюймовочка»

 

 

Утверждаю

Заведующий МАДОУ

детский сад №10«Дюймовочка»

                                          _________Васильева Л.Л

«___»_____2022г 

«ЛОГИКА»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

  ПРОГРАММА

 

                 

  

                                  

              

                                         

г.Закаменск

2022-2023г

Пояснительная      записка

Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.  Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л.А. Венгера «для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире. Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…» 

Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению.

Цель:

Овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика».

Задачи:

1. Учить  находить отличия и сходства между  картинками  или предметами.

2. Продолжать учить складывать по образцу постройки из конструктора.

3. Продолжать учить  называть обобщающим словом группу предметов. Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.

4. Учить  подбирать противоположные слова: стакан полный - стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий,  чай холодный – чай горячий и т.д.

5. Уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.

Принципы:

        Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.

        Принцип целостного представления о мире в деятельном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. У детей формируется личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.

        Принцип психологической комфортности предполагает снятие, по возможности, всех стресс

образующих  факторов на занятиях кружка.

        Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных способов решения заданий и умения осуществлять систематический перебор материалов.

        Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Эффективность занятий кружка достигается через использование современных образовательных технологий.

        В работе используются следующие технологии обучения: здоровье-сберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);

        проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения);

        технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию);

        ИКТ.

Ожидаемые результаты

В результате проведения занятий кружка дети будут  уметь:

        выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам; сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам);

        ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу;

        разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

        сопоставлять части и целое для предметов и действий;

        называть главную функцию (назначение) предметов;

        расставлять события в правильной последовательности;

        выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

        применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;

        описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

        находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;

        проводить аналогию между разными предметами;

        запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.

        работать в парах, подгруппах; проявлять доброжелательное отношения к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.

Содержание

        Считалки

        Математические загадки.

        Графическое рисование.

        Математические стихи-шутки.

        Ребусы. Головоломки.

        Геометрические фигуры.

        Сравнение величин.

        Задания с палочками.

         Задачи в стихах.

         Решение топологических задач. Лабиринт.

        Геометрическое конструирование.

        Решение задач на развитие пространственных представлений.

         Математика в сказках.

        Упражнения для отдыха и развития мелкой моторики.

         Задания на расширение кругозора и словарного запаса детей.

        Упражнения для развития речи

 

Режим занятий: один раз в неделю, время проведения: 16.00 – 16.20

 

Структура занятий:

1.Пальчиковая гимнастика.

2.Непосредственная образовательная деятельность.

3.Физминутка.

4. Итог.

 

Формы работы:

Коллективные, индивидуальные

Перспективный план

Месяц

Неделя

Содержание занятий

Октябрь

1-я

1.Выучить стихотворение «Времена года»                         А. Кузнецова.

2.Выбрать в геометрическом лото карточки с геометрическими фигурами синего цвета.

3.Рассказать о форме, цвете и вкусе лимона.

4.Как одним словом можно назвать следующие предметы? (Стол, стул, шкаф, диван)

Октябрь

2-я

1.Повторить стихотворение о временах года.

2.Узнать предмет по заданным признакам. Загадка про лед.

3.Какой из предметов является лишним и почему?

4.Дорисовать узор.

5.Найти  отличия.

Октябрь

3-я

1.Нарисовать то, что запомнили.

2.Выбрать в геометрическом лото геометрические фигуры желтого цвета.

3.Найти два одинаковых предмета.

4.Как можно назвать одним словом следующие предметы? Карандаш, ручка, тетрадь, пенал.

5.Найти  отличия.

Октябрь

4-я

1.Чтение рассказа Л.Н. Толстого                                              и его пересказ.

2.Перечислите предметы, которые имеют продолговатую форму.

3.Найти два одинаковых предмета.

4.Вылепить из пластилина морковку, огурец, яблоко.

Ноябрь

1-я

1.Повторить одно из наиболее понравившихся стихотворений, которые были выучены.

2.Выбрать в геометрическом лото карточки с треугольниками.

3.Узнать предмет по заданным признакам. Загадка про кошку.

4.Найти пять отличий.

5.Дорисовать узор.

Ноябрь

2-я

1.Выучить скороговорку.

2.Какой из предметов является лишним и почему?

3.Выбрать из всех карточек в геометрическом лото карточки с квадратами.

4.Как одним словом можно назвать следующие предметы? Тарелка, чашка, вилка, ложка.

5.Дорисовать узор.

 

Ноябрь

3-я

1.Выучить стихотворение «Падают листья»                              М. Ивенсон.

2. Узнать предмет по заданным признакам. Загадка про курицу.

3.Какие предметы спрятаны в рисунке?

4.Продолжить путь кораблика по волнам.

Ноябрь

4-я

1.Повторить стихотворение «Падают листья» М.Ивенсон.

2. Выбрать из всех карточек в геометрическом лото карточки с кругами.

3. Узнать предмет по заданным признакам. Загадка про козу.

4.Какой предмет является лишним и почему?

5.Найти пять отличий.

Декабрь

1-я

1.Как одним можно назвать словом следующие предметы? Кукла, кубики, мишка.

2. Какой предмет является лишним и почему?

3.Найти два одинаковых предмета.

4.Повторить выученную ранее скороговорку.

Декабрь

2-я

1.Выучить скороговорку «Белый снег, белый мел…»

2. Найти пять отличий.

3. Узнать предмет по заданным признакам. Загадка про зеркало.

4. Дорисовать узор.

Декабрь

3-я

1.Выучить стихотворение «Как обидно»                                    И. Михайлова.

2.Найти в ряду предмет, не похожий на другие.

3.Сколько треугольников изображено на картинке?

4. Какой предмет является лишним и почему?

Декабрь

4-я

1.Повторить стихотворение «Как обидно»                         И. Михайлова.

2. Какой предмет в ряду является лишним и почему?

3. Найти пять отличий.

4. Дорисовать узор.

5.Выбрать в геометрическом лото синие круги.

Январь

1-я

1.Повторить выученную ранее скороговорку

«Белый      снег, белый мел….»

2.Ответить на вопросы:

-Почему снег бывает зимой, а не летом?

-Когда можно кататься на санках зимой или летом?

3.Из каких фигур состоит рисунок?

4.Какой предмет является лишним и почему?

Январь

2-я

1.Нарисовать то, что запомнили.

2. Как можно назвать, одним словом следующие предметы?  Молоток, топор, рубанок, пила.

3.Ответить на вопросы:

-Где живете?

-В какой стране?

-Назовите свой домашний адрес.

4.Сколько треугольников изображено на картинке?

5. Нарисовать такую же картинку.

Январь

3-я

1.Выучить считалку «Раз, два, три, четыре, пять!       Вышел зайчик погулять…»

2.Ответить на вопросы:

-Что нужно делать пешеходу при желтом свете светофора…?

3.Назвать два одинаковых предмета на рисунке.

4.Сколько на рисунке изображено треугольников и квадратов?

Январь

4-я

1.Повторить разученную считалку.

2.Найти одинаковые предметы.

3.Какой предмет здесь является лишним и почему?

4.Помогите зайчику добраться до морковки.

Февраль

1-я

1.Выучить стихотворение, в котором встречаются противоположные по значению слова. «Скажу я слово высоко, а ты ответишь - …(низко)».

2. Узнать предмет по заданным признакам. Загадка про улитку.

 3.Какие слова являются противоположными по значению следующим словам?

Верх -?

Начало -?

Старт -?

4.Как одним словом можно назвать следующие предметы?  Ромашка, незабудка, василек, тюльпан.

Февраль

2-я

1.Выучить скороговорку «На болоте на лугу…»

2.Узнать предмет по описанию.

3.Какие слова являются противоположными по значению данным?

Белый-?

Высокий-?

Кислый -?

4. Как, одним словом можно назвать следующие предметы? Творог, хлеб, колбаса, сметана.

5. Сколько на рисунке изображено треугольников?

Февраль

3-я

1.Повторить выученную  скороговорку «На болоте на лугу…»

2. Узнать предмет по заданным признакам. Загадка про небо и солнце.

3.Какие  овощи ты знаешь?

4.Срисовать геометрические фигуры.

5. Как перечисленные предметы можно назвать, одним словом?  Суп, каша, кисель. Ответ: еда.

Февраль

4-я

1.Выучить скороговорку «Мама мыла Милу мылом,                             Мила мыло не любила».

2.Как одним словом можно назвать следующие предметы? Сапоги, сандалии, туфли.

3.Дорисовать узор.

4.Какие города вы знаете?

5.Что должно быть в пустом квадрате? Дорисовать белые и черные кружки.

Март

1-я

1.Выучить считалку  «Раз, два, три, четыре, пять.

 Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела.

И тебе водить велела».

2.Продолжите перечень предметов. Как их можно назвать, одним словом? Утюг, пылесос…

3. Узнать предмет по заданным признакам. Желтый, кислый, кладут  в  чай.

4.Дорисовать узор.

5.Найти предмет, отличающийся от других.

Март

2-я

1.Повторить выученную на кануне считалку.

2.Найти на рисунке два одинаковых предмета.

3.Из каких фигур состоит рисунок?

4.Ответь на вопрос: Когда ты завтракаешь, утром или вечером…?

5.Дорисовать узор.

Март

3-я

1.Нарисовать то, что запомнил.

2. Как перечисленные предметы можно назвать, одним словом?  Корова, собака, кошка, лошадь.

3.Из картинок выбрать те, что относятся к ягодам.

4.Узнай предмет по описанию. Загадка про кошку.

5.Что лишнее и почему? Бабочка, жук, воробей, стрекоза.

Март

4-я

1.Разучить считалку «Шел баран, по крутым горам….».

2.Из предложенных картинок выберете те, на которых изображены фрукты.

3.Какие предметы спрятаны в рисунке?

Мяч, кружка, тарелка, карандаш, топор.

4.Назовите слова, начинающие со звука  У.

5.Какой предмет лишний и почему? Лопата, грабли, топор, автомобиль.

6.Найди одинаковые фигуры.

Апрель

1-я

1.Понятия «меньше», «больше», найти сравнения на картинке.

2.Действия с числами в пределах 5.

3. Задания на добавление, изъятие палочек.

4.Чего не стало.

5. Как, одним словом можно назвать следующие предметы? Картошка, морковка, свекла, помидор, огурец, капуста.

Апрель

2-я

1.Понятия «тяжелее», «легче», сравнить на предметах.                                                                        2.Узнать предмет по заданным признакам. Зеленый, продолговатый, пупырчатый, растет на грядке.

3. Что лишнее и почему? Собака, кошка, коза, лошадь, медведь.

4.Дорисуй узор:

5. Как, одним словом можно назвать следующие предметы? Яблоко, груша, апельсин, банан, киви, ананас.

Апрель

3-я

1.Понятия «длиннее», «короче», найти сравнения на картинке.

2. Сравнение чисел в пределах 5.

3. Подбор геометрических фигур, отличающихся друг от друга только по одному признаку; развитие логического мышления: умение сравнивать, анализировать

4. Какие предметы спрятаны в рисунке?

5.Ответить на вопросы:

Апрель

4-я

1.Понятия «выше», «ниже», найти сравнения на картинке.

2.Работа с трафаретами.

3.Какая фигура лишняя и почему?

4.Закрепление знания геометрических фигур; сравнение фигур, стоящих рядом; нахождение отличий по признаку (размер, цвет, форма)

5.Закрепление количественного счета в прямом и обратном порядке в пределах 5.

 

 

Работа с родителями:

1.     Анкетирование родителей

2.     Оформление информации в родительском уголке  «Пальчиковая гимнастика, её значение в развитии ребёнка»

3.     Выступление на родительском собрании

4.     Выставка  литературы по развитию логического мышления у дошкольников

 

 

Диагностика:

1.     Находит  предметы схожие и различные по внешним признакам

2.     Ориентируется в пространстве, различает  предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу;

3.     Сопоставляет  части и целое для предметов и действий;

4.     Называет  главную функцию (назначение) предметов;

5.     Расставляет  события в правильной последовательности;

6.     Описывает  простой порядок действий для достижения заданной цели;

7.     Находит ошибки в неправильной последовательности простых действий;

8.     Проводит аналогию между разными предметами;

 

Список литературы:

1. «Математика в детском саду, пособие для воспитателя детского сада, Л. С. Метлина М., 1984 г.                                                                                                                  2.«Дидактические игры», пособие для воспитателя детского сада, Ф. Н. Блехер, М., 1948г.

3. «Дидактические игры-занятия в ДОУ». Б. Н. Панова. Воронеж. 2007.

4. «Веселая математика». М. А. Беженова. Донецк. «Сталкер». 2000.

5. «Математика от 3 до 7.» З. А. Михайлова С. - П. «Акцидент» 1997г

6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду., М., Просвещение, 1991.

7. Венгер Л. А. "Воспитание сенсорной культуры ребёнка", М., Просвещение, 1988г

8.Смоленцева А. А. "Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием", М., Просвещение, 1987г

9.Интернет ресурсы

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...