Развитие дыхания у детей раннего возраста.
материал (младшая группа)

Ольга Юрьевна Щербина

Тренировка речевого дыхания – это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе. Но приступать к тренировке речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох, то есть достаточно развито физиологическое дыхание. Мы можем говорить о развитии речевого дыхания к концу раннего возраста. В данной статье делюсь опытом работы по развитию дыхания у детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_dyhanie_u_detey_rannego_vozrasta.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование звуковой культуры речи у детей раннего возраста».

 «Развитие дыхания у детей раннего возраста»

Дыхание – это физиологический процесс, который состоит из двух фаз – вдоха и выдоха. Человек совершает их неосознанно.

Дыхание бывает разных типов: грудное, диафрагмальное, диафрагмально-грудное, верхне-грудное, ключичное.

Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое.

В отличие от физиологического дыхания, речевое дыхание является произвольным. При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху. Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения слов и фраз. Звуки – это не что иное, как результат движения струи воздуха, которую выдыхают наши легкие. И от того, насколько правильно производится вдох и выдох, зависит качество нашей речи. (Для определенного возраста ребенка характерно количество слов на выдохе: к примеру, в 2-3 года нормой является 2-3 слова, а в 6-7 лет – 5-7 слов.)

Тренировка речевого дыхания – это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе. Но приступать к тренировке речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох, то есть достаточно развито физиологическое дыхание. Мы можем говорить о развитии речевого дыхания к концу раннего возраста.

Дыхание ребёнка раннего возраста отличается от дыхания ребёнка дошкольного возраста и тем более - взрослого человека. Дыхание малыша имеет слабый выдох, который может осуществляться через нос и рот одновременно. Ребенок не может произвольно контролировать правильность своего дыхания. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Перед взрослым встает задача формирования у детей физиологического, а затем на его основе речевого дыхания (работа над силой и продолжительностью выдоха, темпом и ритмом дыхания).

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности, интонационной выразительности, музыкальности.

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:

I.   Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот, разделение носового и ротового выдоха).

II.  Формирование длительного фонационного выдоха          ( дыхание и голосообразование – это единые взаимообусловленные процессы, тренировку речевого дыхания нужно проводить одновременно с работой над голосом, т. е. вводить голосовые упражнения).

III. Формирование речевого выдоха в процессе речи, совершенствование речевого дыхания.

На этапе раннего возраста происходит лишь подготовка к основным этапам развития речевого дыхания

Задачи подготовительного этапа:

• Тренировка навыка правильного носового дыхания

• Формирование углубленного вдоха

• Формирование длительного выдоха

Требования к проведению дыхательной гимнастики:

•не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;

• одежда не должна стеснять движений;

• не заниматься сразу после приема пищи;

• не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии;

• воздух набирать через нос, а выдыхать через рот;

• плечи не поднимать при вдохе и не опускать при выдохе;

• выдох должен быть длительным и плавным;

• необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);

• предметы для поддувания – на уровне рта ребёнка;

• дозировать количество и темп проведения упражнений

(ограничение по времени);

• все упражнения носят игровой характер.

Приемы работы по формированию речевого дыхания.

  1. Различные дыхательные упражнения - сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки; дуть на легкие шарики, карандаши, свечи; дуть на плавающих в тазу уточек, корабликов, дуть на всевозможные вертушки и прочее;

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Для того, чтобы малыш был успешен в выполнении упражнений на выдувание, сдувание, поддувание, задания должны усложняться постепенно. Раздаточный материал должен быть удобным, красивым, интересным.

  • «Нюхаем цветы». Воздух вдыхаем носом, задерживаем на несколько секунд дыхание, после чего полностью выдыхаем воздух через рот.
  • «Задуваем свечи». Чтобы задуть свечку, делаем глубокий вдох носом и сильный выдох ртом. После этого можно попрактиковаться сразу с несколькими свечками.(для занятий с родителями дома)
  • «Кораблики». В тазик с водой запускаются бумажные кораблики. Нужно продемонстрировать ребенку, что ими можно двигать выдыхаемой струей воздуха. Можно посоревноваться с ним, кто задует корабль дальше. Одно условие - «двигать» корабль нужно на одном выдохе.
  • «Листопад». Вырезаем из цветной бумаги листья (если на дворе осень, то можно собрать на улице). Устраиваем своеобразный листопад, сдувая вместе с ребенком листья с ладошки, со стола.
  • «Карандаши-спортсмены». На столе чертим две линии – старт и финиш. На старте кладем 2 карандаша и начинаем дуть на них вместе с ребенком (каждый на свой). Такое импровизированное соревнование поможет увлечь ребенка к этому процессу.
  • «Буря в стакане». Готовим заранее мыльную воду. В стакан с ней опускаем соломинку и начинаем дуть в нее – чем сильнее и дольше малыш дует в нее, тем выше получается пенная шапка. Очень полезное упражнение, потому что соблюдаются два основных условия правильного дыхания, т.е. вдох через нос, а через рот долгий выдох.
  • «Лети, перышко!».Ребёнок сдувает пёрышко с ладошки.
  1. Фонетическая зарядка для детей.

Развивая силу выдоха, предлагаем малышу на длительном выдохе произносить отдельные гласные звуки. Предлагаем спеть «песенки», имитирующие различные звуки:

«А-А-А» - кукла плачет.

«У-У-У» - летит самолёт.

«Ы-ы-ы!» - гудит пароход;

«О-о-о» - вздыхает зайка;

«Ф-ф-ф» - сдувается шарик;

«Ш-ш-ш» - шипит змея;

«С-с-с» - работает насос;

«Би-би!» - сигналит машина;

«Ту-ту» - едет паровоз;

«Ля-ля-ля» - поёт кукла;

«Топ-топ-топ» - идет мишка;

«Кап-кап-кап» - капает дождь.

Необходимо помнить, что малыши делают упражнения по подражанию или сопряженно (вместе со взрослым). Если ребёнок понимает речь в полном объеме, можно сопровождать показ краткими и четкими словесными комментариями.

Воздух в носик набирайся,

“А” теплее выдувайся.

Мишеньку качай,

“А” ему напевай!

А – А – А – А.

Мишка песню напевает,

Мишка ротик открывает.

Шире ротик открывай

И Мишутке подпевай: Э – Э – Э – Э.

(Гласные звуки произносим мягко, на длительном фонационном выдохе)

Ротик к ушкам растяни,

Губку мягко прикуси,

Длинный ветерок пусти!

Ф-ф-ф на выдох говори.

Ручки вверх поднимай,

Тихо носиком вдыхай,

Ручки вниз опускай,

Ф – Ф – как ветер напевай.

Сильный ветер налетел,

Голосок у нас запел.

Ручку к шейке прижимай,

Голосочек подключай.

В – В – В – В.

Чтобы увлечь ребенка, создайте игровую ситуацию, используя на занятиях любимые игрушки малыша. Подкрепляйте речь соответствующими действиями, и пусть кроха повторяет за Вами.

  1. . Фонетическая ритмика

Очень полезно петь гласные с длительным плавным движение рук:

- А (нюхаем большой букет цветов) широко разводим руки вперед- в стороны.

- У (что-то невкусно пахнет) плавное движение обеих рук вперед.

- О (удивились) плавное движение обеих рук в стороны- вверх.

- И (зайка пищит) плавное движение обеих рук вверх.

- Ы: присесть, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях.

- Э: плавное движение рук от плеч в стороны вниз.

Звук Н в слияниях

- НА-НА-НА- хлопки перед собой.

- НО-НО-НО- хлопки над головой.

- НУ-НУ-НУ- хлопки вытянутыми вперед руками.

Звук Нь

- НЁ-НЁ-НЁ- движение пальчиком (указательный из стороны в сторону).

- НЯ-НЯ-НЯ- пальчик кланяется.

- НЕ-НЕ-НЕ- движение пальчик о пальчик.

- НИ- пальчики «бодаются»- упираются один в другой.

Эти приемы хороши не только для формирования правильного артикуляционного уклада и развития звуко-произносительных навыков у детей, но и для просодической стороны речи детей. С помощью фонетических игровых упражнений легко наладить контакт с молчаливым ребенком, достичь необходимых результатов в речевом развитии, создать комфортную эмоциональную среду.

Работа ведётся совместно с родителями. Рассказываем о значении правильного речевого дыхания на собрании, учим правильно выполнять упражнения, предлагаем картотеки, наглядную информацию, буклеты.

Литература.

  1. Андреев Ю.А. Твое волшебное дыхание.
  2.   Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
  3.   Ингерлейб М.Б. Путеводитель по дыхательным гимнастикам: анализ известных методик
  4.  Паров Ю. Азбука дыхания: пер. с нем. И.Н. Громыко
  5.  Янушко Е. Развитие речевого дыхания

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития носового дыхания у детей раннего возраста

В материале описаны игры и упражнения на развитие носового дыхания у детей раннего возраста....

Развитие дыхания у детей раннего возраста.

Известно, что именно в раннем возрасте наилучшим образом развиваются многие психические функции. Проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного отношения ...

«Использование дыхательных тренажеров для развития речевого дыхания у детей раннего возраста»

Данный материал, поможет воспитателям детей раннего возраста в игрофой форме развить речевые способности детей....

мастер-класс "Пособия на развития дыхания у детей раннего возраста"

Мастер-класс ,для педагогов работающих на группах раннего возраста и родителей, по изготовлению простых, но интересных пособий на развитие правильного речевого дыхания детей раннего возраста....

Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей раннего возраста.

Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей раннего возраста....

Картотека игр для развития речевого дыхания у детей раннего возраста

Картотека игр для развития речевого дыхания у детей раннего возраста...

Развитие дыхания у детей раннего возраста.

Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддерживать...