Развитие дыхания у детей раннего возраста.
консультация (младшая группа)

Волкова Ирина Серафимовна

Известно, что именно в раннем возрасте наилучшим образом развиваются многие психические функции. Проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного отношения . Чем раньше начать занятия с ребенком, тем больше успехов можно добиться в работе. Как показывает наш опыт, маленькие дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на остаточном выдохе Встречаются случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного и слитного речевого высказывания. Начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Развивать дыхание нам помогают игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения слов и фраз. Тренировка речевого дыхания – это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе. Приступать к тренировке речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Во время проведения игровых упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_dyhaniya_u_detey_rannego_vozrasta.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие дыхания у детей раннего возраста.

Воспитатель : Волкова Ирина Серафимовна.

Известно, что именно в раннем возрасте наилучшим образом развиваются многие психические функции. Проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного отношения . Чем раньше начать занятия с ребенком, тем больше успехов можно добиться в работе. Как показывает наш опыт, маленькие дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на остаточном выдохе Встречаются случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного и слитного речевого высказывания. Начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Развивать дыхание нам помогают игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения слов и фраз. Тренировка речевого дыхания – это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе. Приступать к тренировке речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Во время проведения игровых упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

Параметры правильного ротового дыхания:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – «набираем полную грудь воздуха»;

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы , надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует пока не закончиться воздух;

- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Дыхательная гимнастика.

«Часики». Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед – назад, произносить «тик – так». 6-7 раз.

«Дудочка». Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленный выдох с произнесением звуков «п-ф-ф-ф-ф». 4 раза.

«Петушок». Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем похлопать ими по бедрам со словом «ку-ка-ре-ку (выдох). 4 раза.

«Паровозик». Ходить по комнате, делая попеременно движения руками вверх-вниз и приговаривая «чух-чух-чух». 20 сек.

«Веселый мячик». Встать прямо, ноги слегка расставить .Поднять руки с мячом к груди (вдох) и бросить мяч от груди вперед со звуками «у-х-х» (выдох), догнать мяч. 4-5 раз.

Игры на развитие дыхания.

«Листопад».

Цель: обучение плавному свободному выдоху, активизации губных мышц.

Оборудование: вырезанные из тонкой двусторонней цветной бумаги листочки, ведерко.

Ход игры. Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.

- Представьте, что сейчас осень, красные, желтые листья падают с деревьев. Подул ветер – разбросал все листья по земле. Давайте сделаем ветер и подуем на наши листочки.

Педагог вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на  полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.

- Все листочки на земле… Давайте соберем листочки в ведерко.

«Воздушный шарик».

Цель: обучение плавному свободному выдоху, активизации губных мышц.

Оборудование: обычный воздушный шарик на ниточке.

Ход игры. Повесьте воздушный шарик на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложить подуть ребенку.

«Лети бабочка!»

Цель: развитие непрерывного ротового выдоха, активизация губных мышц.

Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки на ниточках.

Ход игры. Повесьте бабочки на уровне лица ребенка. Педагог предлагает поиграть с бабочками. Педагог дует на бабочки.

- Смотри, полетели! Как живые» Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше.

Ребенок встает возле бабочек и дует на них .Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувая щеки, а губы слегка выдвигая вперед.

«Танцующая кукла»

Цель: развитие непрерывного  ротового выдоха, активизация губных мышц.

Оборудование: картонная рамочка с картонной куколкой на ниточках.

Ход игры. Педагог показывает рамочку с куколкой.

- Дети, а вы любите танцевать? И эта куколка тоже любит танцевать, посмотрите.

Педагог дует на куколку и она вертится.

- А теперь покажите как ваши куколки умеют танцевать.

Дети дуют на куклу.

«Ветерок»

Цель: развитие длительного плавного выдоха, активизация губных мышц.

Оборудование: бумажные султанчики.

Ход игры. Педагог – Представьте, что это волшебное дерево. Подул ветерок и зашелестели на дереве листочки. Вот так!

Педагог показывает, как надо дуть.

- А теперь вы подуйте.

«Кораблик»

Цель: развитие длительного плавного выдоха, активизация губных мышц.

Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.

Ход игры. На столе стоит таз с водой.

- Дети, посмотрите какой у меня кораблик. Давайте его пустим в плаванье.

Педагог опускает кораблик на воду.

- Ой! Не плывет кораблик, нужен ветерок. Давайте подуем на кораблик и он поплывет.

Дети дуют. Следить за правильностью осуществления ротового дыхания.

«Снег идет»

Цель: развитие непрерывного ротового выдоха, активизация губных мышц.

Оборудование: кусочки ваты.

Педагог читает стихотворение «Снег кружится, снег ложится, снег, снег, снег! Рады снегу зверь и птица и конечно человек!

Педагог кладет на детские ладошки кусочки ваты.

- Представьте, что это снежинки. Давайте подуем на них и посмотрим, как они полетят.

Педагог показывает, как надо дуть, дети повторяют.

«Свистульки»

Цель: развитие сильного плавного выдоха, активизация губных мышц.

Оборудование: детские керамические, пластмассовые свистульки.

Ход игры. Педагог раздает детям свистульки и предлагает подуть в них

- Как красиво играют ваши свистульки!

Следить, чтобы дети дули не напрягаясь.

Список используемой литературы:

В.В. Гербова. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»

Е.Янушко. «Помогите малышу заговорить!» Развитие речи детей 1.5 – 3 лет.

Е.В. Колесникова. «От звукоподражаний к словам»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития носового дыхания у детей раннего возраста

В материале описаны игры и упражнения на развитие носового дыхания у детей раннего возраста....

«Использование дыхательных тренажеров для развития речевого дыхания у детей раннего возраста»

Данный материал, поможет воспитателям детей раннего возраста в игрофой форме развить речевые способности детей....

мастер-класс "Пособия на развития дыхания у детей раннего возраста"

Мастер-класс ,для педагогов работающих на группах раннего возраста и родителей, по изготовлению простых, но интересных пособий на развитие правильного речевого дыхания детей раннего возраста....

Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей раннего возраста.

Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей раннего возраста....

Картотека игр для развития речевого дыхания у детей раннего возраста

Картотека игр для развития речевого дыхания у детей раннего возраста...

Развитие дыхания у детей раннего возраста.

Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддерживать...

Развитие дыхания у детей раннего возраста.

Тренировка речевого дыхания – это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе. Но приступать к тренировке речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформир...