ОД "Откуда хлеб пришёл"
план-конспект занятия (старшая группа)

Алла Геннадьевна Черноусова

Открытое занятие, которое поможет детям проследить путь зёрнышка до пышного хлеба

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разное23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  общеразвивающего вида № 54»

       Тема ОД:

«Откуда к нам хлеб пришёл»

 

 

Старшая группа «Академики»

                                                                            Подготовила и провела

                                                   воспитатель ВКК

                                                   Черноусова Алла Геннадьевна

                                       

                                         2023 г.

Тема: «Откуда к нам хлеб пришёл»

Цель:

расширение и углубление представлений о том, какой длинный путь проходит зерно, чтобы стать хлебом                                                                                         Задачи:                                                                                                                                   - систематизировать знания детей о процессе выращивания хлеба;                                                                                                                                 - расширить и углубить знания детей о процессе выращивания хлеба, разнообразии зерновых культур и видах продуктов, которые получаются из них (мука пшеничная и ржаная, хлеб белый и чёрный), необходимых продуктов для теста, процессе приготовления теста, разнообразии хлебобулочных изделий;                                                                                              - сформировать у детей понятие о том, что хлеб является необходимым продуктом питания;                                                                                                           -  развивать интерес к  исследовательской деятельности, творческие способности, самостоятельность;                                                                              - развивать способности к анализу и синтезу; умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;                                                               - развивать зрительное восприятие,  познавательную,  мыслительную и речевую активность, память, наблюдательность, образное воображение, тонкую моторику рук, актёрские способности в ходе театрализованной деятельности;                                                                                                                         - обогащать и активизировать словарный запас: зерновые культуры, колосок пшеницы, колосок ржи, зёрна пшеницы, зёрна ржи, хлебобулочные изделия, пшеничная мука, ржаная мука;                                                                                                                                                                                                          - воспитывать навыки коллективного взаимодействия, взаимодействия в группах в ходе  выполнения заданий;                                                                                       - воспитывать уважение к труду людей, участвовавших в выращивании и производстве хлеба;                                                                                                                         - воспитывать уважение и бережное отношение к хлебу как  продукту, особо почитаемому людьми в России

                                                                                                                                                                                          Виды деятельности:                                                                                                                                     -   познавательно-исследовательская;                                                                                          коммуникативная;                                                                                                                                                                   игровая;                                                                                                                                                                    конструкторская;                                                                                                                                                                                                                                       двигательная;                                                                                                                                                            продуктивная 

Оборудование:                                                                                                                                                                                                                                             - аудиозапись чириканья воробья, песни «Расти, колосок!», спокойной музыки;                                                                                                             - костюм воробья;                                                                                                                           - мольберт;                                                                                                                                               - колосья пшеницы и ржи;

- презентация                                                                                                                                                                                                                                                      - стол №1: пророщенные и не пророщенные зёрна пшеницы и ржи, ящик с землёй, палочки, две лейки;                                                                                                               - стол №2: колосья пшеницы в вазе, зёрна пшеницы и ржи в блюдцах, мука пшеничная и ржаная в блюдцах, хлеб белый и чёрный в пакетиках;                    - видеофильм «Выращивание хлеба»;                                                                                               - шапочки Петушка и Мышат;                                                                                                         - пенопласт (хлеб);                                                                                                      - стол №3: мука в стакане, вода, соль, сахар, дрожжи, ножницы, перец молотый, гречка, горох, две одинаковые миски, ложка, тесто в миске, фартуки, колпаки, салфетки влажные, кунжут, семечки подсолнечные и льняные; полотенце                                                                                                                                                - подносы;                                                                                                                        - стеки, палочки.                                                                                                                                                                                                                             

Интеграция образовательных областей:                                                                          познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

                                                 Содержание ОД

  1. Организационный момент (выходят и становятся у стульчиков)

Приветствие.          СЛАЙД 1

- На нашем занятии присутствуют гости. Поприветствуйте их.

  1. Мотивационно-побудительный этап. Сюрпризный момент.

(раздаётся чириканье воробья - запись) НА СЛАЙДЕ 1

- Слышите, какие-то звуки. Кто же это может быть?

(прилетает ВОРОБЫШЕК, держит колосок пшеницы)

Воробышек

- Здравствуйте, ребята. Когда ещё не растаял снег, я летел над полем, чтобы найти себе корм, из-под снега торчало вот это растение. Вы не знаете, как оно называется?  И съедобно ли? (предположения детей)

Воспитатель

- А что находится в колоске? (зёрна).

- Значит, растения в виде колосков с зёрнами, какие? (зерновые)

- Что получают из зёрен? (хлеб)

Воробышек

- Хлебные крошки я люблю! Ребята, очень интересно узнать, какой путь проходит  зёрнышко, чтобы стать пышным хлебом. Расскажите мне об этом? (дети соглашаются)

Воспитатель

- Можете рассказать Воробышку, о том какой путь проходит зёрнышко, чтобы стать хлебом? Будем делать зарисовки, чтобы не забыть все этапы пути.  ПОДХОДЯТ К МОЛЬБЕРТУ                                                                         

ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ НА МОЛЬБЕРТЕ (под номерами)       1) посадить зерно в землю;                                                                                           2) от колоска до хлеба;                                                                                         - В народе говорят, что «Хлеб – всему голова». Как вы понимаете эту пословицу?                                                                                                                3) хлеб на голове;                                                                                                                      - А только ли хлеб можно испечь из муки? Какой формы эти изделия могут быть?                                                                                                       4) круг, овал, прямоугольник

-  Вы согласны пройти  путь от зёрнышка до пышного хлеба  вместе с Воробышком?

- Указывать направление пути помогут рисунки (на мольберте).

  1. Организационно-поисковый этап.
  1. – Что же нужно сделать сначала, чтобы получить новый урожай зерновых? (посадить зёрнышко в землю)                 СЛАЙД 2

- Где мы сможем это сделать? (подходят к столу №1)

- Чем различаются зёрна? Какие лучше посадить? Почему? (быстрее взойдут)

(Сажают) 

- Что ещё нужно для роста? (вода и свет)

(поливают и ставят на подоконник)

  1. – Поможем зёрнышкам вырасти?                                                           (тихо звучит мелодия «Расти, колосок!»)    НА СЛАЙДЕ 2 Физминутка «Расти, колосок!»

(идут на ковёр под музыку)

Воспитатель

- Кто хочет провести? (если много желающих – все вместе)

В землю зёрнышко попало (приседают и опускают голову)

Подрастать на солнце стало (поднимают голову)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся,

И красавцем обернулся (встали, руки над головой)  (2 раза)

  1. –  Куда направляемся дальше? (к колоскам стол №2)    СЛАЙД 3                       – Прежде, чем колосок созреет, пройдёт много времени.

Мы посадили зёрна для нового урожая, а это колоски, которые созрели осенью? (столе №2)

- Откуда зёрнышки? (из колосков)

- Одинаковые ли зёрнышки?

-  Чем различаются? (маленькие овальные жёлтые – зёрна пшеницы; вытянутые овальные серые – зёрна ржи)

- А, что в других блюдцах? (мука)

- Почему она здесь? Сравните муку.

- Как вы думаете, из каких зёрен – белая мука?  Мука потемнее?

- Значит, она какая? (пшеничная, ржаная)

- Что получится из муки? (хлеб)

- Какой хлеб получится из пшеничной муки? (белый)

- Из ржаной? (чёрный)

- Чтобы  Воробышку было понятно, составим цепочку «Из чего получают белый хлеб», «Из чего получают чёрный хлеб»                 (на отдельных столах)

Д/и «Цепочка. Что сначала, что потом» (составляют цепочки:  зёрна пшеницы - пшеничная мука - белый хлеб;

 зёрна ржи - ржаная мука - чёрный хлеб) 

(рассказывают)

  1. – Что означает ваш следующий рисунок?

– Издавна русские люди говорили: «Хлеб – всему голова» СЛАЙД 4

- Почему?

- Откуда мы это можем получить информацию? (из книг, фильмов)

- Из какого источника хотите узнать сегодня? (в кинозал)                     Просмотр фильма «Выращивание хлеба»        СЛАЙД 5 http://dzen.ru/video/watch/6333a96450e9d94581830380?f=d2d

- Почему русские люди издавна говорили: «Хлеб – всему голова!»? (главное богатство, много труда вложено, будешь сыт)

-Если мы спросим Веронику, какой у неё самый любимый продукт, что она ответит?

- Почему хлеб, Вероника? (вкусный и полезный)

Основной продукт питания. В нём содержатся питательные вещества, необходимые для жизни.

  1. Многие люди трудятся, чтобы на столе всегда был вкусный хлеб! Надо всегда помнить это и бережно относиться к хлебу.

- Вспомните, в какой сказке герой нашёл зёрнышко и долго трудился, чтобы на столе появились вкусные пирожки? (Колосок)

- Назовите героев сказки? Что можете о них сказать?

- Не хотите ли вы встретиться с героями?

- Давайте их встретим в самом удобном месте нашей группы.    (идут к ковру и садятся, герои сказки надевают шапочки)

Инсценировка

Автор

Жили-были Петушок и два мышонка Круть и Верть. Однажды мышата нашли корочку хлеба и стали спорить, кто первый нашёл.

Круть

- Я – первый!

Верть

- Нет, я – первый!

Автор

Каждый из них стал тянуть хлеб на себя. И хлеб поломали и сами упали. Хлеб раскрошился и упал на землю.

Увидел это Петушок и сказал:

Петушок

- Ай – ай – ай! Как вам не стыдно? Разве можно так относиться к хлебу? Ведь хлеб – всему голова!

Автор

Стыдно стало мышатам, опустили они головы.

Воспитатель

- Почему мышатам стало стыдно? (поняли, из-за их спора хлеб упал и никому не достался)

- Что надо помнить, когда кушаешь хлеб? (не крошить, не играть, не оставлять недоеденные кусочки, брать, сколько сможешь съесть, не выбрасывать)

- А, если хлеб всё-таки остался, куда девать? (блюда из чёрствого хлеба: сухарики; покрошить птичкам)

- И тогда птички не будут страдать от голода, как наш Воробышек зимой.  

7. - Мы прошли весь путь хлеба? (нет, смотрят на план и подходят к столу №3)

- Что здесь? (продукты: мука, вода, яйцо, соль, сахар, дрожжи, яблоко, лук, морковь и т.п.)

- Какие продукты нужны, чтобы замесить тесто для хлебобулочных изделий? (кто называет, тот и берёт и сыплет в миску)

- Что теперь нужно сделать? (замесить тесто, замешивают)

- Теперь тесто должно подойти (накрываем полотенцем)

- А мы отдохнём.

(выходят на физкультминутку, миску уносят, приносят такую же с тестом)

Ой, ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Мы печём оладушки (показывают  руками)

Замешиваем тесто,

А тесту в миске тесно (имитация замешивания)

Тесто выпало на стол (хлопают по лодыжкам)

Тесто шлёпнулось на пол (прыгают)

Тесто убежало (бег на месте)

Начинай сначала.

(повторяют в более быстром темпе)

- Посмотрим на наше тесто. Подошло!

- Что можно из него сделать?           СЛАЙД 6

- Можете украсить своё изделие семечками, кунжутом и т.п.

- Тогда приступаем к работе (надевают фартуки, колпаки,  вытирают руки салфеткой)                                                         (звучит спокойная музыка)         НА СЛАЙДЕ 6

(лепят хлебобулочные изделия и кладут их на поднос)

(вытирают руки) 

(помощник повара показывает гостям)

  1. Заключительный этап. Рефлексия.   СЛАЙД 7

- Воробышек, теперь ты знаешь, откуда к нам на стол приходит хлеб?

- А, вы, ребята, что-то новое узнали? Что особенно понравилось?

- Что ещё хотели бы узнать? (какие машины хлеб убирают, как хлеб выпекают на хлебозаводе и т.п.)

Воробышек

- Ребята, большое вам спасибо за то, что помогли мне узнать, какой путь проходит маленькое зёрнышко до вкусного хлеба.

- Мне пора, полечу, расскажу об этом своим друзьям. До свидания! (уходит под запись чириканья воробья)  НА СЛАЙДЕ 7   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное игровое занятие в подготовительной логопедической группе "Откуда хлеб пришёл?"

Итоговое занятие по теме "Хлеб". Содержит экспериментальную и трудовую деятельность....

Конспект занятия по познавательному развитию "Откуда хлеб пришёл"

В старшей группе 28.09.12. состоялась экскурсия в краеведческий музей. В музее проходил праздник "Каравай, каравай, лёгкий хлеб не выбирай". Дети старшей группы активно учавствовали в празднике: читал...

Занятие по развитию речи на тему: «Откуда хлеб пришёл?»

Занятие по развитию речи на тему:«Откуда хлеб пришёл?»...

«Откуда хлеб пришёл».

Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; донести до сознания детей, что хлеб-это итог большой работы многих людей; воспитывать бережное отношение к хлебу....

Образовательная область "Коммуникация" Общение "Откуда хлеб пришёл?"

Цель: В процессе коммуникативного общения сформировать представления дошкольников о том, кто сделал хлеб....

«Откуда хлеб пришёл?»

План – конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание»  с дошкольниками второй младшей группы...

Проект "Откуда хлеб пришёл"

Помощь педагогам в составлении проектов, в организации работы по формированию у дошкольников представлений о хлебе....