Игры для родителей на развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста
методическая разработка

Першуткина Татьяна Игоревна

Игры для родителей на развитие эмоциональной сферы ребенка

дошкольного возраста

1. "Тренируем эмоции"

Попросите ребенка

Нахмуриться - как:

·       осенняя туча,

·       рассерженный человек,

·       злая волшебница.

Улыбнуться, как:

·       кот на солнце,

·       само солнце,

·       как Буратино,

  • как хитрая лиса,
  • как радостный ребенок,
  • как будто ты увидел чудо.

Позлись как:

  • ребенок, у которого отняли мороженое,
  • два барана на мосту,
  • как человек, которого ударили.

Испугайся, как:

·      ребенок, потерявшийся в лесу,

·      заяц, увидевший волка,

·      котенок, на которого лает собака.

Устань, как:

·      папа после работы,

·      муравей, поднявший тяжелый груз;

Отдохни, как:

·      турист, снявший тяжелый рюкзак,

·      ребенок, который много потрудился, но помог маме,

·      как уставший воин после победы.

2.     «Тренируем эмоции»

Цель: Научиться понимать эмоции других, выражать собственные эмоции и чувства.

Взрослый предлагает ребенку (или группе детей) потренироваться в выражении не только самих эмоций, но и их оттенков, которые могут быть присущи отдельным людям, сказочным героям, животным.

1. Радость.

Улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса; довольный ребенок; счастливая мама.

2. Гнев.

Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; Буратино, когда его наказала Мальвина; два барана на мосту.

3. Испуг.

Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого лает собака.

3. «Лото настроений»

Цель. Развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции.

На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Ребенок берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию.

4. «Уходи, злость, уходи»

Цель. Обучение выплескиванию негативных эмоций, формирование навыка регуляции эмоционального состояния.

Ребенок ложится на ковер, вокруг него лежат подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы колотить ногами по полу, а руками — по подушкам и гром ко кричать: «Уходи, злость, уходи!»

Через три минуты дети по сигналу взрослого ложатся в позу звезды, широко раздвинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку.

5. «Необычное сражение»

Цель. Снижение эмоционального и мышечного напряжения.

Дети по команде ведущего начинают «необычное сражение». Играющие рвут газетную бумагу, и кидают их друг в друга, издавая победные кличи, стараясь попасть по различным частям тела.

6. «Повтори движения»

Цель: развитие умения контролировать свои действия, подчиняя указаниям взрослого.

Ребенок, слушая взрослого, должен выполнять движения, если услышит название игрушки – должен хлопнуть, если название посуды – топнуть, если название одежды – присесть.

7. «Час тишины – час можно»

Цель. Развитие умения регулировать свое состояние и поведение.

Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них, задавать вопросы и др. Эти часы можно чередовать, можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

8. «Молчание»

Цель. Развитие умения контролировать свои эмоции, управлять своим поведением.

Играющие садятся в кружок и молчат, они не должны ни двигаться, ни разговаривать. Водящий ходит по кругу, задает вопросы, выполняет нелепые

движения. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов. Кто нарушит правила — водит.

9. «ДА и НЕТ»

Цель. Развитие умения контролировать импульсивные действия.

При ответе на вопросы слова «ДА» и «НЕТ» говорить нельзя. Можно использовать любые другие ответы.

Ты девочка?
Птицы летают? Сейчас зима? Мячик квадратный?

Соль сладкая? Гуси мяукают?

Кошка – это птица? Зимой шуба греет? и т.д.

10."Рисуем настроение"

Это задание очень многогранно по своим целям и способам воплощения. Вот некоторые варианты заданий:

Выполнение рисунка на тему: "Мое настроение сейчас".
Каждый рисует эмоцию, какую он хочет. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.
Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.

Рисунки могут быть сюжетные ("нарисуй Бармалея, от которого сбежали все игрушки, или ситуацию из твоей жизни, когда ты очень удивился"), так и абстрактные, когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие и пр.), композицию различных элементов. Последние ("абстрактные рисунки") в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения, самовыражения.

Упражнения для расширения эмоционального словарного запаса.

1. Рассматривание картинки и картины, где изображены люди, лица, отгадываем и называем, какое настроение у этого человека, предполагаем, почему оно такое.
Словарь: веселое, хорошее, сердитое, плохое, печальное, угрюмое, подавленное.

2. Пытаемсяопределитьиназватькакоевыражениеглаз.

Словарь: насмешливое, хитрое, озорное, бесшабашное, печальное, обиженное, злое, злобное, безумное, испуганное, жалкое, умоляющее, просящее, жалостливое.

3. Подобрать слова к картинке, на которой изображены веселящиеся дети.

Словарь: радость, веселье, праздник, восторг, ликование.

4. Подбираемсловаккартинеспечальнымсюжетом.

Словарь: грусть, тоска, печаль, уныние, горе, хандра.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для родителей на развитие эмоциональной сферы ребенка

дошкольного возраста

1. "Тренируем эмоции"

Попросите ребенка

Нахмуриться - как:

  • осенняя туча,
  • рассерженный человек,
  • злая волшебница.

Улыбнуться, как:

  • кот на солнце,
  • само солнце,
  • как Буратино,
  • как хитрая лиса,
  • как радостный ребенок,
  • как будто ты увидел чудо.

Позлись как:

  • ребенок, у которого отняли мороженое,
  • два барана на мосту,
  • как человек, которого ударили.

Испугайся, как:

  • ребенок, потерявшийся в лесу,
  • заяц, увидевший волка,
  • котенок, на которого лает собака.

Устань, как:

  • папа после работы,
  • муравей, поднявший тяжелый груз;

Отдохни, как:

  • турист, снявший тяжелый рюкзак,
  • ребенок, который много потрудился, но помог маме,
  • как уставший воин после победы.
  1. «Тренируем эмоции»

Цель: Научиться понимать эмоции других, выражать собственные эмоции и чувства.

Взрослый предлагает ребенку (или группе детей) потренироваться в выражении не только самих эмоций, но и их оттенков, которые могут быть присущи отдельным людям, сказочным героям, животным.

1. Радость.

Улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса; довольный ребенок; счастливая мама.

2. Гнев.

Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; Буратино, когда его наказала Мальвина; два барана на мосту.

3. Испуг.

Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого лает собака.

3. «Лото настроений»

Цель. Развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции.

На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Ребенок берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию.

4. «Уходи, злость, уходи»

Цель. Обучение выплескиванию негативных эмоций, формирование навыка регуляции эмоционального состояния.

Ребенок ложится на ковер, вокруг него лежат подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы колотить ногами по полу, а руками — по подушкам и гром ко кричать: «Уходи, злость, уходи!»

Через три минуты дети по сигналу взрослого ложатся в позу звезды, широко раздвинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку.

5. «Необычное сражение»

Цель. Снижение эмоционального и мышечного напряжения.

Дети по команде ведущего начинают «необычное сражение». Играющие рвут газетную бумагу, и кидают их друг в друга, издавая победные кличи, стараясь попасть по различным частям тела.

6. «Повтори движения»

Цель: развитие умения контролировать свои действия, подчиняя указаниям взрослого.

Ребенок, слушая взрослого, должен выполнять движения, если услышит название игрушки – должен хлопнуть, если название посуды – топнуть, если название одежды – присесть.

7. «Час тишины – час можно»

Цель. Развитие умения регулировать свое состояние и поведение.

Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них, задавать вопросы и др. Эти часы можно чередовать, можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

8. «Молчание»

Цель. Развитие умения контролировать свои эмоции, управлять своим поведением.

Играющие садятся в кружок и молчат, они не должны ни двигаться, ни разговаривать. Водящий ходит по кругу, задает вопросы, выполняет нелепые

движения. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов. Кто нарушит правила — водит.

9. «ДА и НЕТ»

Цель. Развитие умения контролировать импульсивные действия.

При ответе на вопросы слова «ДА» и «НЕТ» говорить нельзя. Можно использовать любые другие ответы.

Ты девочка?
Птицы летают? Сейчас зима? Мячик квадратный?

Соль сладкая? Гуси мяукают?

Кошка – это птица? Зимой шуба греет? и т.д.

10."Рисуем настроение"

Это задание очень многогранно по своим целям и способам воплощения. Вот некоторые варианты заданий:

Выполнение рисунка на тему: "Мое настроение сейчас".
Каждый рисует эмоцию, какую он хочет. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.
Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.

Рисунки могут быть сюжетные ("нарисуй Бармалея, от которого сбежали все игрушки, или ситуацию из твоей жизни, когда ты очень удивился"), так и абстрактные, когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие и пр.), композицию различных элементов. Последние ("абстрактные рисунки") в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения, самовыражения.

Упражнения для расширения эмоционального словарного запаса.

1. Рассматривание картинки и картины, где изображены люди, лица, отгадываем и называем, какое настроение у этого человека, предполагаем, почему оно такое.
Словарь: веселое, хорошее, сердитое, плохое, печальное, угрюмое, подавленное.

2. Пытаемсяопределитьиназватькакоевыражениеглаз.

Словарь: насмешливое, хитрое, озорное, бесшабашное, печальное, обиженное, злое, злобное, безумное, испуганное, жалкое, умоляющее, просящее, жалостливое.

3. Подобрать слова к картинке, на которой изображены веселящиеся дети.

Словарь: радость, веселье, праздник, восторг, ликование.

4. Подбираемсловаккартинеспечальнымсюжетом.

Словарь: грусть, тоска, печаль, уныние, горе, хандра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Особенности развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте"

Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из самых важных и сложных проблем в психологии и педагогике. Поскольку дает пр...

Консультация для родителей «Этапы развития эмоциональной сферы у детей в дошкольном возрасте»

Без эмоций невозможно представить себе нашу жизнь. Они сопровождают нас во всех сферах деятельности и чувственных переживаний, зачастую диктуя нам поведение и обуславливая поступки. Но если взрослый ч...

Консультация для родителей Особенности развития сенсорной сферы у детей младшего дошкольного возраста

Консультация для родителейОсобенности развития сенсорной сферы у детей младшего дошкольного возраста...

Рекомендации родителям по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Владея собственными эмоциями, чувствами ребенок способен тонко понимать другого человека. Неумение правильно выразить свои чувства, эмоции, скованность, неловкость, или неадекватность проявления эмоци...

Рекомендации родителям по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Эмоции – это разнообразные переживания человека, вызванные удовлетворением или неудовлетворением его потребностей, соответствием или несоответствием объектов окружающего мира его интересам, скло...

"Коммуникативные игры и танцы для развития психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста"

Перед педагогами стоит задача создания условий, способствующих организации эмоционально-благоприятной атмосферы в группе, формированию у детей чувства уверенности в своих силах, развитию позитивных от...