«Правила дорожного движения» для детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа)

Калинина Марина Николаевна

Игровые пособия играют выжную роль в жизни дошкольника и знания ПДД также очень важно. Методическое пособие направлено на формирование знаний о ПДД у младших дошкольников.

Новизна методического пособия в том, что оно видоизменяется в зависимости от знаний, умений и навыков каждого дошкольника, его можно использовать в разных вариантах игры , закрепляя правила дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_po_pdd-moe.docx307.53 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое многофункциональное пособие  по ПДД «Правила дорожного движения» для детей младшего дошкольного возраста

C:\Users\user\Downloads\1681899065094.jpg

                                                                      Калинина М.Н., воспитатель I

                                                                      квалификационной категории

Игровые пособия (книжки-малышки) играют большую роль в жизни каждого дошкольника. Они расширяют представления детей об окружающим мире, обучают ребенка наблюдать, а также устанавливать простейшие взаимосвязи

Актуальность

На современном этапе развитие дошкольного образования большое внимание уделяется методике организации разнообразных игр. Игра является ведущим методом обучения детей дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью и разностороннего воспитания личности ребенка.

Широкое использование дидактических игр в дошкольном учреждении, объясняет, так как обучение в форме игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию. Ценность дидактических игр заключаются в том, что они создаются в развивающих целях.

Разработанное мною методическое многофункциональное игровое пособие для детей дошкольного возраста «Правила дорожного движения для малышей». Данное пособие позволяет узнать новое, но и применить полученные знания на практике. Пособие «Правила дорожного движения» дает детям знания о правилах дорожного движения, о дорожных знаках, о безопасном переходе через дорогу и многое другое. Дети сами стремятся получить новые знания и применить уже имеющие знания на практике, так как игра имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.

Новизна методического пособия состоит в ее видоизменяемости в зависимости от знаний, умений и навыков дошкольников, их отзывчивости и восприятия на тот или иной вариант игры, внесении в известную игру новые элементы для интереса детей и достижения результата. Благодаря регулярному использованию этого пособия я добиваюсь прочных и осознанных знаний, умений и навыков детей младшей группы.

Цель:Формирование знаний  о ПДД у детей младшего дошкольного возраста

Задачи:

1. Учить дошкольников правилам безопасного поведения на дороге, ориентировке при использовании макета игры.

2. Закрепить у детей представление о дорожных знаках, светофоре, переходе «зебра» и др. атрибутах, связанных с ПДД.

3. Развивать культуру общения и  обогащать словарь дошкольников.

4. Корректировать основные познавательные процессы детей (мелкая и общая моторика, память, внимание и др.)

5. Воспитывать культуру поведения на дороге.

Предварительная работа:

1. Виртуальная экскурсия по улицам нашего города.

2. Серия занятий – знакомство с правилами дорожного движения.

3. Беседа о транспорте и  улицах.

4. Чтение литературы о ПДД .

Предметно-развивающая среда:

Методическое пособие имеет ряд страниц с ПДД и дорожными знаками, страницу с фрагментом улицы (перекресток, дома, машины, дорожные знаки, светофор и др.), а также страницы с практическими заданиями (собери и назови дорожный знак, раскрась машину, передвинь фигуры, угадай, кто едет в машине)

Материал: фетр для творчества разной плотности, шнурки, липучка, пуговки разного размера и фактуры, фигурки человечки, машинки и прочее.

Правила использования методического пособия:

Данное пособие можно использовать как методическое пособие не только создание условий для формирования начал культуры безопасного поведения у дошкольников, но и выполнение заданий будет способствовать развитию внимания, памяти, речи, зрительно-двигательной координации и творческих способностей. Каждая страница является развивающей. На каждой страничке игрового пособия детей ждет что-то интересное. Малыши проявляют к ней большой интерес, они еще не умеют читать, а каждая страница пособия сама рассказывает о чем-то интересном, а ещё она позволяет самим детям проявить воображение.

Продолжительность игры с методическим пособием зависит от интереса и усидчивости ребенка (10 – 20 мин).

В процессе игры у ребенка совершенствуется в-первую очередь мелкая моторика рук. Игра может проводится за столом или на коврике. Для группы детей раскладывается страница книги-пособия с фрагментом улицы и игра начинается. Дети выполняют задания воспитателя и в зависимости от варианта игры разные ситуации возникают в процессе игровой деятельности. Например, вариант игры № 1 – ребятам необходимо перевести человечков безопасно через дорогу по переходу или передвинуть машинки по дороге.

Далее можно провести «Знакомство с правилами дорожного движения». Цель: способствовать закреплению знаний детей о правилах дорожного движения (действия пешеходов на сигналы светофора, где и когда можно переходить улицу, правила поведения на улице, систематизировать знания детей о различных видах транспорта. Воспитывать культуру поведения на улице.

Во время игры педагог вместе с детьми закрепляют правила дорожного движения, беседуют и разбирают разные ситуации на дорогах. Задача детей рассказать, где нарушение и как правильно должны поступить люди в данных ситуациях. Например, мы едем в автобусе и видим как двое ребят –нарушители ПДД с мячом выбегают на проезжую часть и играют: «Мой веселый звонкий мяч…» Мяч выскакивает и катится под машину.

Педагог: Нарушают ли эти дети ПДД? Почему?

Дети: играть на дороге нельзя! Это опасно.

Педагог: А где должны играть дети?

Дети: на тротуаре, во дворе.

Также дети, сидя за столом, собирают фрагменты дорожных знаков и  затем показывают полученные результаты воспитателю и друг другу. Если у кого-то не получилось, то ему помогают. Дети не только собирают знак, но и называют его, тем самым развиваем речь.

В процессе игры дети отвечают на вопросы воспитателя и тем самым проявляют самостоятельность, самоутверждаются, чувствуют себя увереннее и познают новое, закрепляют ранее полученные знания о правилах дорожного движения, светофоре, цвете и размере предметов, развивают мелкую моторику рук.

Следующий вариант игры с пособием проводится вместе с педагогом. В игре участвуют 4 игрока. Педагог предлагает рассмотреть изображения необходимые для безопасного передвижения по улице, обращает внимание на цвет прямоугольников в домиках которые стоят вдоль дороги. Педагог уточняет и напоминает цвет сигналов светофора зеленый, красный. Дети, передвигая предметы, на игровом поле называют их, например, называют размеры домов большой и маленький, виды машин которые будут ездить по нашей улице. Устанавливая изображения дорожного знака, игрок называет данный знак и, если может объясняет его значение. Если возникают сложности у ребенка ему помогают другие дети или воспитатель.

Данное методическое многофункциональное игровое пособие для детей  младшего дошкольного возраста «Правила дорожного движения» поможет: познакомить дошкольников с источниками опасности, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные ситуации; сформировать представления о мерах предосторожности, о способах безопасного поведения; познакомить с необходимыми действиями в случае опасности. При этом активно развиваются психические процессы (внимание, мышление), нравственно-волевые качества (выдержка, умение дождаться своей очереди и т.д.).

Список используемой литературы

1.  Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность», Основы безопасности детей дошкольного возраста»: Просвещение, 2007.СПб

2  Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханёва «Безопасность на улицах и дорогах», М. изд. АСТ-ЛТД, 1997 г.

3  К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина «Как обеспечить безопасность дошкольников», М. Просвещение, 1998 г.

4 Романова, Е. А. Занятия по правилам дорожного движения / Е. А. Романова. - М. : ТЦ Сфера, 2013. - 64 c.

5. Старцева, Ю. А. Школа дорожных наук. Дошкольникам о правилах дорожного движения / Ю. А. Старцева. - М. : Творческий центр Сфера, 2016. - 64 c.

6. Финкель, А. Е. Правила дорожного движения в рисунках (редакция 2016 г.) / А. Е. Финкель. - М. : Эксмо, 2016. - 104 c.

7. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Три цвета светофора" правила дорожного движения для детей младшего дошкольного возраста

Презентация может быть использована педагогами как фрагмент занятия с детьми в младшей, средней группе детского сада....

Правила дорожного движения для детей младшего дошкольного возраста (в детском саду)

Правила дорожного движения для детей младшего дошкольного возраста (в детском саду)Правила дорожного движения для детей младшегодошкольного возраста (в детском саду) .Необходимо учить детей не только ...

Формирование знаний правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста

Формирование знаний правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста...