Психологические особенности возрастных периодов ребенка
статья

Дьякова Татьяна Васильевна

Дети растут. Это самое простое объяснение всему тому, что происходит с малышом на протяжении долгих лет. Когда можно считать его взрослым? Когда начинать волноваться или, наоборот, заканчивать? Знание возрастных особенностей психологического развития ребенка позволяет верно, наиболее оптимально выстраивать процессы воспитания.

Существует несколько особенно ярких кризисных периодов. К ним стоит подготовиться, ведь это происходит абсолютно со всеми. Меняется ребенок, его восприятие мира, отношение к себе и к другим. Все это - совершенно нормальные процессы. Дети очень быстро из милых малышей превращаются в своенравных подростков. Конечно же, каждый родитель желает, чтобы его малыш вырос, увидел мир и знал только лучшие его стороны. От самих родителей зависит, будет ли это так. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_osobennosti_vozrastnyh_periodov_rebenka.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические особенности определенных возрастных периодов

✅ До 1 года

Здесь всё предельно просто: главное, что нужно делать родителям для того, чтобы ребёнок развивался – это поддерживать его жизнедеятельность, кормить, заботиться и т.п. Именно в этот период ребёнок начинает познавать окружающий его мир. Даже в таком маленьком возрасте начинает проявляться характер человека, особенности поведения, восприятия. Нужно быть внимательными и обращать внимание абсолютно на всё, что касается ребёнка.

✅От 1 года до 3 лет

В этот период ситуация меняется, ребёнок начинает ходить, проявлять интерес к своему телу и своим половым органам, а также расширять свой, пока что небольшой, словарный запас. Начинает проявляться индивидуальность ребёнка и уже можно начать замечать его отличия от других детей. Также можно увидеть проявления предрасположенности. Так, например, вы можете дать малышу маркер и посмотреть, что он будет с ним делать: начнёт грызть, бросать или рисовать. Старайтесь больше наблюдать за ним – это поможет выявить какие-то склонности или, наоборот, отклонения.

 3 года

Данный период связан с кризисом 3-х лет, т.к. из спокойного малыша ребёнок превращается в капризного непоседу, начинает спорить с родителями, закатывать скандалы и т.п. Это именно тот период, когда вам нужно научиться находить точки соприкосновения с вашим ребёнком, договариваться с ним, вырабатывать свою тактику поведения и манеру воспитания. В этом возрасте уже можно отдавать ребёнка в детский сад. Но прежде, чем это сделать, следует определить: пойдёт ему это на пользу или нет. Чтобы это было легче сделать, да и вообще, найти подход к ребёнку, изучайте больше специализированной литературы, применяйте знания на практике. Ну и, конечно же, продолжайте наблюдать за ребёнком и используйте в общении и воспитании разные подходы. Методом экспериментов, проб и ошибок вы найдёте лучший вариант.

 4 года

Очередной этап перемен в психологии ребёнка: он начинает более активно интересоваться окружающим миром и более осознанно воспринимать информацию. Поэтому, самое время задуматься о том, какая информация поступает к вашему ребёнку, что он смотрит по телевизору, какие книги вы ему читаете, о чём вы с ним разговариваете. Лучше всего, если вы будете снабжать его только полезной и развивающей информацией, начнёте учить читать и выводить буквы. Читайте ему хорошие сказки и рассказы, старайтесь, чтобы он не смотрел по телевизору сцены насилия, бессмысленные телепередачи и бестолковые мультфильмы. В общем, доводите до ребёнка только ту информацию, которая будет способствовать его развитию.

Появление другого ребенка в семье сейчас может быть воспринято остро. Малыш явно против маленького братика или сестренки. Детская ревность часто ведет к некой деградации: уже взрослый человечек впадает в детство. Так, в 4 годика он может попросить и себе соску с молоком, или же внезапно «забудет», что нужно пользоваться горшком.

 5 лет

Данный период в развитии ребёнка характерен тем, что он начинает интересоваться причинами различных явлений, всё чаще задаётся вопросом, почему происходят те или иные вещи. У многих детей в этом возрасте появляются страхи разного рода, их беспокоят какие-то явления и события, могут случаться ночные кошмары. На данном этапе вы должны акцентировать своё внимание именно на проявлении таких моментов. Интересуйтесь тем, что беспокоит вашего ребёнка, что заставляет его волноваться и переживать. Наблюдайте за тем, как он выражает свои беспокойства. Это могут быть рисунки, непривычное поведение. Обращайте внимание на то, как вы сами ведёте себя в процессе обычной жизни, общении с ним и другими людьми. В этом периоде возможен переход восприятия вашего ребёнка от его прежнего восприятия разных явлений к более осмысленному.

✅ 6 лет

Пока что контролировать эмоции ребенку довольно тяжело. Он может начать громко кричать, плакать или же заливается от смеха. Если в детском саду это не было проблемой, то в школе может стать. Родителям сейчас уже можно рассказывать детям о правилах поведения, они могут понять и запомнить эту информацию. Все придет со временем, особенно контроль за эмоциями.

Необходимо помнить, что к 5-6 годам уровень психического развития ребенка уже довольно хорош. У него развито ситуационное мышление, воображение. Родителям важно обращать внимание на то, чем сейчас увлечен малыш. Не запрещайте ему играть в игрушки, даже если он уже готов к школе. Игровая детальность — это:

  • возможность «проиграть» многие жизненные ситуации;
  • отдых от занятий;
  • способ ребенка общаться с миром;
  • мотиватор для развития речи.

На этом этапе развития ребёнка вы можете заметить, что появляются предпосылки к понятию того, что такое сексуальность. Многих родителей повергает в шок то, что их дети начинают говорить о неприличных вещах, употреблять в речи нецензурные выражения. Важно определить, является ли это нормой или отклонением. От ребёнка могут прозвучать вопросы на тему того, как они появились и откуда вообще берутся дети. На этом этапе нужно уметь адекватно объяснить своему ребёнку подобные вещи, чтобы у него сформировались правильные суждения и представления о вопросах, касающихся щепетильных тем.

✅ 7-11 лет

В этом возрасте ребёнок идёт в школу, и данное событие оказывает огромное влияние на развитие подрастающего человека. Этот возраст нередко называют вершиной детства. В психологии ребёнка появляется много новых ориентиров, которыми являются педагоги, а также оценки их успеваемости. Несмотря на то, что в данном возрасте ребёнку свойственно сохранять многие детские качества (наивность, легкомыслие, ориентирование на взрослых), он начинает терять в поведении присущую ему детскую непосредственность, появляются новые мыслительные схемы. Учёба является значимой деятельностью, т.к. приобретаются новые знания, умения, навыки, социальный статус, меняются интересы и ценности, а также уклад жизни.

В эмоциональном плане происходят существенные изменения. К 11 годам у маленького человечка уже есть своя система оценок. А еще есть система моральных ценностей. Психика достаточно развита для того, чтобы отличать «правильное» от «неправильного» на простом уровне. Это ведет к тому, что от совершения «неправильного» происходят угрызения совести. Ребенок понимает, что он неправ.

На этом этапе родителю важно проявлять особое внимание к своему ребёнку, больше с ним разговаривать, обсуждать его дела, успехи и неудачи, уметь подбодрить, наставить на верный путь, настроить на позитивный лад. Это играет очень важную роль в его последующем развитии и восприятии остальных и самого себя.

 12-17 лет

Данный этап в развитии подростка характерен интимно-личностным общением со сверстниками, чувством взрослости, критичностью мышления, потребностью в самоутверждении, эгоцентричностью, расширением самосознания. Подросток в этом возрасте ищет себя, пытается проявить свою индивидуальность во внешнем облике, манере поведения и речи. Ярко выражены стремление к самовоспитанию и саморазвитию, потребность в общении, самостоятельности и независимости от взрослых, эмоциональная неустойчивость, утверждение моральных ценностей, переменчивость поведения, нестабильность взглядов и поступков. Очень важно проявлять внимание к тому, чем занимается ваш ребёнок в свободное время, к чему проявляет интерес, с кем общается, с кем дружит, есть ли у него отношения с подростками противоположного пола. Если вы замечаете у своего ребёнка агрессивность по отношению к вам, частые смены настроения, снижение желания учиться, прогулы занятий, безразличное отношение к просьбам, антисоциальное поведение и т.п., то следует применять особые методы общения. А именно: строить общение на основе уважения и доброжелательности, принимать отказы и обсуждать необходимые для выполнения дела, уметь обосновать свою точку зрения, чаще проводить время вместе, принимать участие в личной жизни подростка и интересоваться его увлечениями, контролировать учебный процесс, вести доверительные беседы, давать возможность свободно общаться со сверстниками, давать рекомендации по поводу внутреннего и внешнего самовыражения. Такая стратегия позволит вам настроить позитивную линию в контроле развития вашего ребёнка, найти точки соприкосновения с ним и добиться успеха во взаимопонимании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности семьи, имеющей ребенка с ОВЗ.

В статье описаны основные этапы , проживаемые семьей, имеющей детей с ОВЗ, трудности каждого из этапов и особенности взаимодействия с родителями детей с ОВЗ....

Возрастные периоды ребенка (дошкольный возраст)

Возрастные периоды ребенка: 2 - 3 года, 4-5 лет, 6-7 лет. Основные достижения возраста, возрастные характеристики....

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНОГО ОТРЕЗКА РЕБЕНКА (5-6 ЛЕТ)

Методическая рекомендация для педагогов и психологов при использованию диагностических методов в работе со старшим дошкольным возрастом 5-6 лет....

Памятка для родителей «Возрастные периоды ребенка»

Памятка для родителей «Возрастные периоды ребенка»...

«Психологическое обеспечение адаптационного периода ребенка в ДОУ»

Адаптация - это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому чтопозволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоя...

Психологические особенности в период адаптации.

Ранний возраст (2- 3 года) имеет огромное значение в жизни человека. В этот период закладываются наиболее важные способности: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, дов...

Консультация для педагогов "Особенности возрастных периодов дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Особенности возрастных периодов дошкольного возраста"...