Статья на тему: «Труд в природе»
статья

Елена Евгениевна Петинова

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_trud_v_prirode.odt46.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Труд в природе»

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

Так чтобы определить нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебеля). Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимости способствует формированию отношения детей к природе, труд становится осмысленным и целенаправленным. В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строения, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения), о животных (внешний вид, потребности, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образ жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы. Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважении к людям труда. Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.  Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно — образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям является организация разнообразного по содержанию труда: уход за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями, выращивание растений в уголке природы, труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.

В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. Важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения. Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Усложняются навыки ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.

Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка. Гигиенические требования к организации труда в природе. Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: в младшей группе — в пределах 5-7 мин, в средней — от 10-15 минут с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте — 15-25 минут с перерывом на отдых или сменой характера труда. Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Так, при переноске воды в лейке или ведре нужно нести в обеих руках; при работе граблями, лопатой тело надо держать выпрямленным. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим. Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечным, а настоящим.

Формы организации труда в природе. Труд детей в природе организуют в форме индивидуальных поручений, коллективного труда и дежурства.

Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах ДОУ, но особое значение имеют в младших группах, где трудовая деятельность только осваивается. При индивидуальной форме весь процесс труда ребенок выполняет сам. Это дает возможность воспитателю научить малыша трудовым действиям, оказать ему помощь, проконтролировать выполнение трудовых операций, оценить деятельность, учесть индивидуальные особенности. Все это помогает формировать трудовые навыки и умения, способствует воспитан6ию ответственности за порученное дело, настойчивости, аккуратности, привычки к трудовому усилию.

Коллективный труд в природе дает возможность формировать трудовые навыки и умения у всех детей группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умения применять общую цель труда, договариваться, сообща планировать действия, согласовывать их, помогать друг другу, оценивать работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Дети и природа.

Статья на тему: Дети и природа. Природа - одно из сильнейших средств воздействия на умы и сердца подрастающих поколений ,она даёт богатейший материал для развития эстетических и нравственных чувс...

Консультация для родителей на тему: "Труд в природе"

Трудовое воспитание - одна из важнейших строн подготовки ребенка к обучению. Труд оказывает глубокое влияние на формирование личности ребенка в целом. Трудовая деятельность содействует умственному раз...

Сообщение на тему: "Труд в природе-как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста"

laquo;Радость труда в природе -могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребёнок должен пережить это благородное чувство.»...

Фото отчет на тему: «Труд в природе (уход за комнатными растениями)».

Комнатные растения в детском саду — это не только предмет интерьера, но и средство знакомства и общения дошкольников с природой. Наблюдая за растениями, мы знакомим детей с особенностями внешнег...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности Тема: «Труд в природе»

Цель Организовать практическую деятельность детей в природе посредством ухода за комнатными растениями в уголке природы. систематизация знаний детей о приемах и последовательности ухода за растениями....