игры никитина
картотека (подготовительная группа)

здесь представлены игры никитина для подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_8.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план развивающих игр Никитина.

Технология развивающего обучения игр Б.П. Никитиных – это принципиально иное построение учебной деятельности, ничего общего не имеющей с репродуктивным обучением, основанном на натаскивании и зазубривании. Суть её концепции заключается в создании условий, когда развитие ребенка превращается в главную задачу, как для педагога, так и для самого ученика.

При таком обучении дети не только овладевают знаниями, навыками и умениями, но учатся прежде всего способам их самостоятельного постижения, у них вырабатывается мышление, воображение, внимание, память, воля

Стержневой идеей развивающего обучения является опережающее развитие мышления, что обеспечивает готовность ребенка самостоятельно использовать свой творческий потенциал.

В центре внимания педагога в рамках развивающего обучения оказывается не объяснение нового материала, а поиск приемов эффективной организации учебно-познавательной деятельности детей по его добыванию. Для педагога большую ценность представляет не сам результат, а отношение ребенка к материалу, желание не только изучать его, узнать новое, но реализовать себя в познавательной деятельности, достичь желаемого.

Педагогическая технология развивающих игр (автор Б.П. Никитина) направлена на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста; она создает условия для опережающего развития способностей детей.

Цель технологии: Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе игровой деятельности посредством развивающих игр Б. П. Никитина.

Задачи.

Обучающие:

  • Ознакомление воспитанников с геометрическими фигурами и объемными телами;
  • Формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;
  • Овладение навыками пространственного ориентирования и пространственного мышления;
  • Учить создавать внутренний план действий;
  • Учить логическому и образному мышлению, умению распознать и построить образ;
  • Формировать умения действовать по словесным инструкциям и чертежам.

Развивающие:

  • Развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, логического мышления, воображения);
  • Формирование психологических предпосылок для овладения исследовательской деятельности.
  • Развитие произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами;
  • Развивать переключаемость на разные виды деятельности.
  • Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
  • Развивать воображение.

Воспитывающие:

  • Формировать интерес и положительную мотивацию обучения.
  • Воспитывать аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
  • Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
  •  Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
  • Умение осознавать ход своей деятельности, анализировать свои успехи, затруднения, ошибки.

Технология основана на построении, моделировании творческого процесса, создании микроклимата, где проявляются возможности для развития творческой стороны интеллекта ребенка. Данный процесс осуществляется в ходе развивающих игр. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков,квадратиков из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами и т.д. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом ребенка. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, чертежа, плоской модели, инструкции и т.д. Таким образом, ребенка знакомят с разными способами передачи информации.

Сентябрь

1.Игра «Сложи квадрат»

 Цель: - закрепить представления о сенсорных эталонах цвета и формы, соотношении целого и части; - развивать сообразительность, пространственное воображение, логическое мышление, математические и творческие способности; - учитьразбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм действияв игре; - способствовать развитию таких черт характера как сосредоточенность, внимательность, находчивость, упорство в достижении цели.

 Варианты игры 1. Сложите квадраты в рамках по цветам, назовите их цвет и форму деталей, из которых они состоят.

2. Сложите квадраты в рамках, следуя порядку цветов в солнечном спектре (радуге): красный, оранжевый, желтый и т. д.

3. Сложите квадраты в два столбика: отдельно «теплые», отдельно «холодные».

4. Сложите квадраты не в рамках, а на столе, на полу. Лишенные степени свободы, они хуже складываются.

 5. Сложите квадраты на скорость, как можно быстрее, соревнуясь друг с другом.

6. Предварительно отобрав нужные детали, сложите квадрат или несколько с закрытыми глазами.

7. Сложите квадраты из деталей разного цвета.

8. Сложите квадраты из различных деталей игр «Сложи квадрат» разных уровней сложности. 9. Составьте по расчлененной схеме фигуру-картинку, подобрав нужные части квадратов, назовите получившуюся фигуру.

  1. Выкладывание нескольких, квадратов с предварительной классификацией деталей.

Цель: - закрепить представления о сенсорных эталонах цвета и формы, соотношении целого и части; - развивать сообразительность, пространственное воображение, логическое мышление, математические и творческие способности; - учить разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм действияв игре; - способствовать развитию таких черт характера как сосредоточенность, внимательность, находчивость, упорство в достижении цели.

  1. Изготовление новых моделей квадратов.

Цель: - закрепить представления о сенсорных эталонах цвета и формы, соотношении целого и части; - развивать сообразительность, пространственное воображение, логическое мышление, математические и творческие способности; - учить разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм действияв игре; - способствовать развитию таких черт характера как сосредоточенность, внимательность, находчивость, упорство в достижении цели.

  1. Выкладывание предметов из деталей нескольких квадратов.

Цель: - закрепить представления о сенсорных эталонах цвета и формы, соотношении целого и части; - развивать сообразительность, пространственное воображение, логическое мышление, математические и творческие способности; - учить разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм действияв игре; - способствовать развитию таких черт характера как сосредоточенность, внимательность, находчивость, упорство в достижении цели.

Ноябрь

1. Игра «Сложи узор»

 Цель: -развивать способность к анализу и синтезу изображений, пространственного мышления, мелкой моторики и фантазии; - развивать логическое мышление; - развивать воображение, стимулируем конструктивное творчество детей; - развивать умение работать со схемой, выкладывать на схему и рядом.

В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий: - учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков; - ставится обратная задача: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. - придумывать новые узоры из девяти или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в достаточно широком диапазоне.

 Варианты игры:

1. Выкладывать узор из 16 кубиков.

  1. Выкладывать узор по образцу.
  2. Выкладывать узор по образцу на время.
  3. Выкладывать узор, используя творческое воображение

  1. Складывание узора из кубиков по образцу.

 Цель: развивать способность к анализу и синтезу изображений, пространственного мышления, мелкой моторики и фантазии; - развивать логическое мышление; - развивать воображение, стимулируем конструктивное творчество детей; - развивать умение работать со схемой, выкладывать на схему и рядом.

В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий: - учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков; - ставится обратная задача: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. - придумывать новые узоры из девяти или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в достаточно широком диапазоне.

  1. Складывание узора из кубиков по образцу с последующим срисовыванием.

Цель: -развивать способность к анализу и синтезу изображений, пространственного мышления, мелкой моторики и фантазии; - развивать логическое мышление; - развивать воображение, стимулируем конструктивное творчество детей; - развивать умение работать со схемой, выкладывать на схему и рядом.

4.Придумывание своего узора из кубиков и зарисовывание.

Цель: -развивать способность к анализу и синтезу изображений, пространственного мышления, мелкой моторики и фантазии; - развивать логическое мышление; - развивать воображение, стимулируем конструктивное творчество детей; - развивать умение работать со схемой, выкладывать на схему и рядом.

Декабрь

1.Игра «Рамки и вкладыши Монтессори»

Цель: развить технику владения карандашом, умения обводить и раскрашивать, знакомство с геометрическими фигурами.

Варианты игры

  1. Обводить контур фигур по рамкам, усложняя задание, делать это по вкладышам, создавать двойной контур, заштриховывать и раскрашивать полученное изображение, рисовать фигурки на счет (три кружка, два квадратика), дорисовывать их, создавать сюжетные рисунки (например, из трех равнобедренных треугольников можно нарисовать елочку, из кружка – солнце и т. д.).
  2. Выкладывать орнаменты.
  3. И на внимание (положить 3-5 фигурки на стол, затем либо убрать одну из них, либо поменять местами и спросить, что изменилось).

 

  1. Развивающая игра «Танграм».

Цель: ознакомление воспитанников с геометрическими фигурами и объемными телами, формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу,овладение навыками пространственного ориентирования и пространственного мышления, формировать интерес и положительную мотивацию обучения. воспитывать аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.воспитывать внимательность к выполнению заданий.

  1. Придумывание своей фигуры и зарисовывание.

Цель: ознакомление воспитанников с геометрическими фигурами и объемными телами, формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу,овладение навыками пространственного ориентирования и пространственного мышления, воспитывать внимательность к выполнению заданий, воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду, умение осознавать ход своей деятельности, анализировать свои успехи, затруднения, ошибки.

4.Составление фигур по образцу без границ, обозначающих геометрические фигуры.

Цель: продолжаем знакомить воспитанников с геометрическими фигурами и объемными телами, формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу,овладение навыками пространственного ориентирования и пространственного мышления, формировать интерес и положительную мотивацию обучения. воспитывать аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.воспитывать внимательность к выполнению заданий.

Январь

1.Игра «Уникуб»

Цель: - развивать способность к анализу и синтезу плоских изображений объемных форм; - развивать пространственное мышление интеллект, внимание, умение логически мыслить и решать нестандартные задачи.

Варианты игры

Складывание площадки из 9-ти кубиков.

 Складывание площадки из 16-ти кубиков.

Усложнение работы с игрой «Уникуб»

  1. Учить складывать малый куб из 4-х кубиков синего (красного цветов).
  2.  Учить складывать малый куб из 8-и кубиков синего (красного цветов).
  3.  Учить складывать малый куб из 12-ти кубиков синего (красного цветов).
  4. Учить классифицировать кубики.

2.Классификация кубиков.

Цель: - развивать способность к анализу и синтезу плоских изображений объемных форм; - развивать пространственное мышление интеллект, внимание, умение логически мыслить и решать нестандартные задачи.

3.Складывание моделей по образцам.

Цель: - развивать способность к анализу и синтезу плоских изображений объемных форм; - развивать пространственное мышление интеллект, внимание, умение логически мыслить и решать нестандартные задачи.

4.Придумывание своей модели.

Цель: - развивать способность к анализу и синтезу плоских изображений объемных форм; - развивать пространственное мышление интеллект, внимание, умение логически мыслить и решать нестандартные задачи.

Февраль

1.Игра «Кубики для всех» 

Цель: развивать умение мыслить пространственными образами, уметь их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками; - развивать навыки комбинаторики и пространственного мышления, учит мыслить объемными фигурами; -помогать овладеть графической грамотностью, понимать план, карту, чертеж.

Варианты игры:

  1. Складывать модель по предложенному образцу из 2-3х фигур.
  2. Складывать модель по предложенному образцу из 4-5х фигур.
  3. Складывать модель по предложенному образцу из 6- 7х фигур.
  4. Творческое придумывание и складывание новых фигур.

2.Складывание модели из объемных деталей (кубиков) по цветному образцу.

Цель: развивать умение мыслить пространственными образами, уметь их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками; - развивать навыки комбинаторики и пространственного мышления, учит мыслить объемными фигурами; -помогать овладеть графической грамотностью, понимать план, карту, чертеж.

3.Складывание моделей из деталей по черно-белому образцу.

Цель: развивать умение мыслить пространственными образами, уметь их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками; - развивать навыки комбинаторики и пространственного мышления, учит мыслить объемными фигурами; -помогать овладеть графической грамотностью, понимать план, карту, чертеж.

4.Создание собственной модели.

Цель: развивать умение мыслить пространственными образами, уметь их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками; - развивать навыки комбинаторики и пространственного мышления, учит мыслить объемными фигурами; -помогать овладеть графической грамотностью, понимать план, карту, чертеж.

Варианты игры:

  1. Складывать модель по предложенному образцу из 2-3х фигур.
  2. Складывать модель по предложенному образцу из 4-5х фигур.
  3. Складывать модель по предложенному образцу из 6- 7х фигур.
  4. Творческое придумывание и складывание новых фигур.

Март

1.Игра «Дроби» 

Цель: - познакомить детей с сенсорными эталонами; - знакомить детей с понятием дробности, соотношение между дробями; - развивать наглядно образное мышление, комбинаторные способности; - учить определять соотношение частей.

Варианты игры:

  1. Выкладывать круг из 4-5-ти до 12-ти частей по порядку от самой большой до самой маленькой. Уложи в ряд по одной части всех цветов: - по порядку: первой положи самую большую часть, затем поменьше, меньше – и так до самой маленькой, чтобы каждая следующая была меньше предыдущих; - уложи рядом такие же части, но стопкой. Внизу положи самую большую, а вверху - самую маленькую.

2.Игра «Сложи квадрат»

 Цель: - закрепить представления о сенсорных эталонах цвета и формы, соотношении целого и части; - развивать сообразительность, пространственное воображение, логическое мышление, математические и творческие способности; - учитьразбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм действияв игре; - способствовать развитию таких черт характера как сосредоточенность, внимательность, находчивость, упорство в достижении цели.

3. Игра «Сложи узор»

 Цель: -развивать способность к анализу и синтезу изображений, пространственного мышления, мелкой моторики и фантазии; - развивать логическое мышление; - развивать воображение, стимулируем конструктивное творчество детей; - развивать умение работать со схемой, выкладывать на схему и рядом.

В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий: - учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков; - ставится обратная задача: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. - придумывать новые узоры из девяти или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в достаточно широком диапазоне.

4.Игра «Рамки и вкладыши Монтессори»

Цель: развить технику владения карандашом, умения обводить и раскрашивать, знакомство с геометрическими фигурами.

Апрель

1.Игра «Внимание», «Внимание - Угадайка»

 Цель: - развивать внимание, зрительную память, точность, аккуратность, навыки счета, графические способности; - учить рисовать все фигуры одного роста (одной величины, например в 2, 3 или 4 клетки и т. п.); - все фигуры в ряд - на одной горизонтальной линии или в колонку – по вертикали; -учить рисовать фигуры последовательно, друг за другом; - одна серия показать 3 фигуры 4-ю отгадать самим.

2.Развивающая игра «Танграм».

Цель: ознакомление воспитанников с геометрическими фигурами и объемными телами, формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу,овладение навыками пространственного ориентирования и пространственного мышления, формировать интерес и положительную мотивацию обучения. воспитывать аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.воспитывать внимательность к выполнению заданий.

3.Игра «Уникуб»

Цель: - развивать способность к анализу и синтезу плоских изображений объемных форм; - развивать пространственное мышление интеллект, внимание, умение логически мыслить и решать нестандартные задачи.

2.Классификация кубиков.

Цель: - развивать способность к анализу и синтезу плоских изображений объемных форм; - развивать пространственное мышление интеллект, внимание, умение логически мыслить и решать нестандартные задачи.

Май

  1. Игра «Таблица сотни» 

Цель: - развивать внимание, зрительную память, точность, аккуратность, навыки счета; - развивать математическое мышление.

  1. Игра «Точечки» 

Цель: - развивать математическое мышление, - обучать навыкам классификации, счета и нумерации. На квадратные разноцветные карточки нанесены точки от нуля до десяти. Кроме того, есть карточки с цифрами. Сначала ребенку нужно раскладывать квадраты по цвету, потом по порядку: от 0 до карточки с десятью точками (или цифрами) и т.д.

  1. Игра «Шашки» 

Цель: - развитие мыслительных способностей; - развитие самообладания, логики, а также умение просчитывать развитие событий. Перед началом игры у игроков по 20 шашек, у одного белого цвета, у другого черного. После расстановки шашек на доске приступают к игре. Играют соперники поочередно передвигая шашки по диагоналям (на одну клетку и только вперед). Первыми делают ход белые, затем черные, потом опять белые и так далее. Каким цветом кто из соперников будет играть, определяют или по обоюдной договоренности или по жребию.

4.Игра «Кубики для всех» 

Цель: развивать умение мыслить пространственными образами, уметь их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками; - развивать навыки комбинаторики и пространственного мышления, учит мыслить объемными фигурами; -помогать овладеть графической грамотностью, понимать план, карту, чертеж.

Варианты игры:

  1. Складывать модель по предложенному образцу из 2-3х фигур.
  2. Складывать модель по предложенному образцу из 4-5х фигур.
  3. Складывать модель по предложенному образцу из 6- 7х фигур.
  4. Творческое придумывание и складывание новых фигур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике "Путешествие в сказочную страну." (По развивающим играм Никитина Б.П.)

Конспект итогового занятия по математике с коррекционной направленностью для детей с нарушением зрения подготовительной группы....

"Развиваем мышление, память, логику, внимание и моторику. Занимательные игры Никитина"

Данную презентацию можно использовать для консультации как воспитателей, так и родителей с целью ознакомления их с играми Никина, которые способствуют развитию мелкой моторики, внимания, логики. мышле...

Игры Никитиных.

Данные игры очень помогут родителям и воспитателям в развитии памяти, мышления, логики детей....

Консультация для родителей: «Играем вместе с детьми». Игра Никитина «Сложи узор».

Данная консультация раскрывает последовательность этапов освоения  игры Никитина "Сложи узор". Б.Н. Никитин рекомендует начинать играть в эту игру с полутора лет, поэтому "задания" в консультации...

Консультация: «Как изготовить игру». Игра Никитина «Сложи узор».

Игра Никитина "Сложи узор" уникальна тем, что в неё можно играть всей семьёй, из предложенного набора деталей можно придумать бесконечно много вариантов игры, а главное её можно сделать своими руками....

Игры Никитина и Игры Воскобовича

Игры Никитина Игры Воскобовича...

Математическая квест-игра в подготовительной группе "Решение интеллектуальных задач с помощью игры Никитиных "Сложи узор""

В квест-игре  дошкольникам предлагается отправиться на остров "Фантазий", на котором спрятан сундук с сокровищем. На протяжении всей игры дошкольники  решают интеллектуальные задач...