Конспект итогового ООД по шахматам "Путешествие в шахматное королевство"
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект итогового ООД по шахматам "Путешествие в шахматное королевство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_ood_po_shahmatam_v_starshey_gruppe.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: закрепление первоначальных знаний детей о шахматной доске и фигурах.

Задачи:

Образовательные:  

- учить детей ориентироваться на плоскости шахматной доски;

- продолжать знакомить с названием и внешним видом шахматных фигур;

- вызвать у детей интерес к шахматам.

Развивающие:  

- развитие у дошкольников памяти, мышления, внимания;

Воспитательные:

- воспитывать навыки работы в коллективе,

- вырабатывать уверенность в своих силах;

- повышать шахматную культуру.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Материал:

Для педагога: конверт с письмом, мешочек с шахматными фигурами для игры «Волшебный мешочек», жетоны на ленточках с изображениями шахматных фигур (призы в конце занятия), воздушные шары черного и белого цвета.

Для детей: комплекты настольных шахмат, разрезные картинки - пазлы с изображениями шахмат на каждую команду (2 команды), шапочки с изображениями шахматных фигур, белые поля с черными квадратами и черные поля и белыми квадратами для игры «Белые и черные поля» на каждую команду, маски с черными и белыми фигурами, макет дерева с вопросами-загадками для детей, листы с заданиями «Проведи фигуру по шахматной доске».

Оборудование: ПАК Колибри.

Демонстрационный материал: изображения шахматных фигур, напольное шахматное поле, белые поля с черными квадратами и черные поля и белыми квадратами для игры «Белые и черные поля».

1.Вводная часть

Дети вместе с воспитателем стоят в кругу.

Воспитатель: - К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся! Наши гости сегодня пришли посмотреть, как вы занимаетесь.

- Ну а теперь, ребята, послушайте моё стихотворение и попробуйте ответить на вопрос в конце стихотворения:

Разноцветия тут нет.

Только черно-белый цвет.

Клетки тут везде, квадраты

Почему же так ребята?

Воспитатель: - Ребята, так почему же сегодня в нашей группе так много чёрно-белого цвета? Посмотрите на меня, даже моё платье сегодня тоже чёрно-белое. (Потому что сегодня у нас занятие по шахматам). –Верно, ребята, но наше занятие сегодня совсем необычное. А знаете, почему? (Нет)

- А вот расскажу я вам, почему же оно не обычное, после того, как вы сядете на стульчики. Садитесь на свои места, не забывайте о том, что вы садитесь на стульчики девочка-мальчик. (Дети занимают свои места).

2.Основная часть

Воспитатель: - Наше занятие сегодня не обычное потому, что моё утро сегодня началось очень необычно. Пока я ждала вас, мне на ноутбук пришло письмо по электронной почте из шахматного королевства с очень интересным сообщением. Я его распечатала для вас. Хотите, чтобы я его прочитала? (Да). - Тогда слушайте.

Воспитатель зачитывает письмо из Шахматного королевства.

Ребята, кажется, Шахматному королевству нужна наша помощь! Ну что, поможем жителям шахматной страны? (Да). – Я очень рада, ребята, что вы такие отзывчивые и всегда готовы прийти на помощь. Но вот незадача: Шахматное королевство, это волшебное государство, его не найти ни на одной географической карте. Как же нам туда попасть? (Варианты детей). – Я знаю секретный способ, который телепортируют нас в Шахматное королевство. Давайте встанем в круг, и я расскажу вам о нём.

Дети встают в круг.

Воспитатель: - Ребята, чтобы очутиться в Шахматном королевстве, нам нужно ответить на несколько вопросов. Вы готовы? (Да)

Воспитатель: - Тогда слушайте внимательно:

1.  У какого слона нет хобота? (у шахматного)

2. В какой стране родилась игра в шахматы? (в Индии)

3. Где проходят шахматные сражения? (на шахматной доске)

4. Чей ход в шахматах всегда первый?  (белые фигуры ходят первыми)

5. Что такое шахматы? (Шахматы- это настольная игра, со специальными шахматными фигурами, на 64- клеточной доске)

6. Сколько человек могут играть в шахматы? (два человека)

7. Самая сильная фигура в шахматах? (Ферзь- может ходить на любое количество клеток, в любом направлении, чего не могут другие фигуры)

8.Какая фигура может перепрыгивать через другие фигуры? (Конь может перепрыгивать через другие фигуры)

9. Какая шахматная фигура ходит первой? (любая пешка или конь, так как конь может перепрыгивать через пешки)

10. Какая шахматная фигура не может двигаться назад? (пешка)

Воспитатель: - Отлично, ребята! Вы справились! (На экране Колибри появляется изображение шахматной страны со звуковым сопровождением).

- Вот мы и в сказочной стране – Шахматном королевстве!

- Садитесь на стульчики и передохните, ведь впереди нас ждёт много приключений! (Воспитатель включает на экране пустое шахматное поле сначала без черных клеточек, а потом без белых).

Воспитатель: - Ребята, скажите пожалуйста, можно ли играть в шахматы без шахматной доски?  (Нет). - А без черных или белых полей? (Нет). – Вы правы, конечно же, нельзя. Но в Шахматном королевстве случилось именно это: все черные и белые поля пропали. Нужно поставить их на места. А чтобы это сделать, я предлагаю вам разделиться на 2 команды: команда белых и команда чёрных. Сейчас каждый из вас вытянет себе жетон: кому достанется белый – будет в команде белых, кому чёрный – в команде черных. Команда чёрных становиться вокруг черного стола, команда белых – вокруг белого: столы промаркированы изображениями белой и черной пешки)

Воспитатель: - Итак, ваша задача разложить черные поля, а ваша- белые. Победит та команда, которая справится с заданием быстрее. Готовы? Раз, два, три, начни!

Воспитатель: - Отлично, ребята, вы вернули на место черные и белые поля! - - Садитесь за столы, каждая команда садиться за свой стол. (Дети садятся за столы, где только что раскладывали черные и белые поля)

- Ребята, шахматная доска у нас есть, а чего же нам еще не хватает? (шахматных фигур).

Следующее задание в нашем Шахматном королевстве – игра «Волшебный мешочек». Сейчас я буду подходить по очереди к каждой команде с волшебным мешочком, ваша задача – нащупать 1 фигуру, достать её и рассказать нам как она называется, а также рассказать, как эта фигура ходит.

(Воспитатель начинает игру, подходит к желающим детям, если дети затрудняются, то команда помогает).

Воспитатель: -Отлично, ребята, вы знаете названия шахматных фигур. Шахматная доска у нас есть, есть шахматы. Что же теперь нам нужно сделать с шахматными фигурами? (Поставить их на шахматную доску). Верно, как мы их поставим, куда захотим? (Нет, у каждой шахматной фигуры есть своя клеточка или свой адрес).

Воспитатель: Давайте поставим, те фигуры, которые вы достали из «волшебного мешочка» по своим адресам. (Каждый ребёнок ставит на доску свою фигуру и называет ее адрес).

Воспитатель: - Здорово у вас получилось. Вы, наверное, устали, давайте немного отдохнём, разомнемся, выходите на ковёр и вставайте в круг.

Физкультминутка

Превратимся мы все в пешки.

Ну-ка, пешки, поиграем, головой мы повращаем (вращение головой вперёд, назад)

Вправо-влево, а потом (вращение головы вправо, влево)

Мы присядем дружно вместе, наши ножки разомнем (присесть)

1,2,3 на месте шаг (ходьба на месте)

Встанем пешки дружно в ряд (остановиться)

Мы размялись от души и присесть мы все спешим (присаживаемся на стульчики)

Воспитатель: - Молодцы ребята. Я предлагаю, продолжить шахматные игры. (детям предлагаются шахматные ситуации, которые они должны решить)

1. Белой ладьёй обойди мины и дойди до ракеты, за минимальное количество ходов.

2. Дойди до ракеты белым слоном и обойди все мины.

3. Обведи только правильные шахматные фигуры.

4. Проберись белой ладьёй к ракете, не перепрыгивая, через заминированные поля.

5.  Пройди лабиринт, обхитри часовых

6. Проберись ладьёй к ракете, не перепрыгивая заминированные поля.

Дети на интерактивной доске решают шахматные задачи, подбирают приёмы защиты фигур от нападения (уход из-под удара, уничтожение атакующей фигуры, защита своей фигуры).

Либо я ищу листы и раздаю на каждого ребенка  и дети выполняют задание за столами?

Воспитатель: - Ну вот и всё, ребята! Мы выполнили все задания в Шахматной стране, навели порядок, и теперь шахматная доска снова со своими полями, а шахматные фигуры вспомнили свои названия и нашли свои домики! Вы отлично постарались!

Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам отправиться назад в детский сад. Для этого давайте встанем в круг и скажем скажем такие слова: 

Раз присели, два поклонились,

Вокруг себя все покружились,

В детском саду все очутились.

Рефлексия

Воспитатель: Вот мы с вами и в детском саду. Ребята вы большие молодцы, но наше путешествие по волшебному миру шахмат подошло к концу. Вам понравилось наше путешествие? Что для вас было самым интересным? Какие фигуры вам запомнились? Вы бы хотели дальше учиться играть в шахматы? Спасибо вам, ребята за вашу активность, внимательность и любознательность. 

Если вам понравилось наше занятие, то покажите лайк, а если не понравилось – дизлайк (большой палец вниз).

У меня для вас есть сюрприз из Шахматной страны! В знак благодарности, жители Шахматного королевства передали вам жетоны (или раскраски), в подарок за вашу помощь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шахматная студия « Путешествие в шахматное королевство»

Конструкт организации совместной деятельности с детьми 6-го года жизни....

«Шахматное королевство» (сценарий открытого шахматного турнира)

Увлекательный сценарий шахматного турнира для проведения в дошкольных учреждениях...

Конспект досуга по шахматам «Путешествие в шахматное королевство» для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей

Привить детям интерес к шахматам, создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста....

Сценарий открытого шахматного турнира "Шахматное королевство"

Сценарий открытого шахматного турнира "Шахматное королевство"...

В шахматном королевстве или в стране шахматных чудес!

Спорт - это прежде всего преодоление себя...Популяризация видов спорта: аэробика и шахматы....

итоговое занятие по кружковой работе "Шахматное королевство"

в процессе различных занятий, дети возвращают фигуры....