Методическая разработка " Готовность ребенка к школе"
методическая разработка (старшая группа)

Смирнова Татьяна Николаевна

 Готовность к школьному обучению физиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению («школьная зрелость»). Обусловлена созреванием организма ребенка, в частности, его нервной системы, степенью сформированной личности, уровнем развития психических процессов и т. д. Может быть охарактеризована как общая и специальная готовность к общению и обучению в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_gotovnost_detey_k_shkole.docx15.21 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: «Готовность детей к обучению к школе как психолого-педагогическая проблема»

Смирнова Т.Н. воспитатель детского сад № 43 Калининского района г. Санкт-Петербург.

2023год

 Готовность к школьному обучению физиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению («школьная зрелость»). Обусловлена созреванием организма ребенка, в частности, его нервной системы, степенью сформированной личности, уровнем развития психических процессов и т. д. Может быть охарактеризована как общая и специальная готовность к общению и обучению в школе.

Психологический подход

 Как отмечал еще Л. С. Выготский, сложность переходного периода от дошкольного к школьному детству заключается в том, что у ребенка уже есть основные предпосылки учения — произвольность, способы познавательной деятельности, мотивация, коммуникативные умения и т.д. Однако он, по существу, «еще дошкольник, который, переступая порог школы, «несет с собой представления о ярком, интересном мире». Известный психолог Д. Б. Эльконин указывал, что дошкольники и младшие школьники различаются между собой. Самое интересное заключается в том, то ученики начальных классов еще не могут окончательно отойти от игровой деятельности: они овладевают учебной дельностью как основной только к десяти годам, т.е. к концу начального обучения, поэтому считается, что дети дошкольного и младшего школьного возраста принадлежат к своеобразному единому периоду - детству.

Вместе с тем особенностью изменяющейся социальной ситуaции развития ребенка при переходе от дошкольного к школьному детству является, согласно исследованиям Л. И. Божович, оcознанное отношение дошкольника к тому месту, которое он занимает и хочет занимать. Он хочет «быть взрослым», как сказал Д. Б. Эльконин, и осуществлять «общественно значимую деятельность», а не просто моделировать ее в игре. Проблема заключается в том, что для ребенка-дошкольника на этапе дошкольного детства оказались сформированы представления об основных векторах человеческих взаимоотношений в ролевой игре.

 Между тем на этапе школьного детства ребенок должен стать «над ними», т.е. научиться смотреть и анализировать формирование своих отношений с окружающими и ситуации морального выбора «со стороны», находя компромисс между собственной оценкой происходящих событий, мнением коллектива и первого общественного авторитета-учителя. Ребенок в ситуации школьной жизни учится быть не кем-то другим, а учится быть собой. Поэтому данная стадия развития личности относится многими психологами (Л. И. Божович, Д. Б. Фельдштейном и др.) к стадии социализации, а не адаптации, как раньше, на этапе дошкольного детства. Ребенок усваивает социальную позицию «Я в обществе». Это предполагает формирование у дошкольника готовности к принятию новой социальной позиции - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. «Внутренняя позиция школьника» представляет собой «сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослым» (Л. И. Божович), которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Такая внутренняя позиция в целом характеризует психологическую готовность ребенка к школе.

 В oбщую психологическую готовность детей к школе («школьную зрелость») включены следующие компоненты:

- мотивационная готовность предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремлениe к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов - общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности;

- личностная готовность к обучению в школе характеризует определенный уровень развития самосознания, воли и мотивов поведения;

 - волевая готовность предполагает умение ребенка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном;

 - интеллектуальная  готовность характеризует определенный уровень развития познавательных процессов;

- коммуникативная готовность предполагает определенный уровень развития умений и навыков общаться и устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Методическая разработка на тему: « Готовность ребенка к школе»

Материал направлен для того, чтобы: Информировать родителей о понятии «психологическая готовность к обучению в школе» . Формировать у родителей представление о проблемах психоло...

Методическая разработка: "Подготовка ребенка к школе через игру"

В современном обществе, многие из родителей считают, что если ребенок посещает детский сад – то и, ответственность за подготовку к школе можно переложить на педагогов дошкольного учреждения. Но ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ТЕМА: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»

Основные аспекты психологической готовности к школе, мотивационная готовность, причины снижения мотивации к учению, рекомендации, памятка....

Методическая разработка: «Готовность ребенка к школе».

laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Значит быть готовым всему этому научиться»   (Л.А. Венгер)....

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...