Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе "С чего начинается Родина"
проект (старшая группа)

Покрышкина Татьяна Васильевна

Формирование нравственно -патриотических чувств у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

по нравственно - патриотическому воспитанию

для детей старшего дошкольного возраста

«С чего начинается Родина»»

Вид проекта:

Долгосрочный (октябрь 2022 – май 2023г, познавательный, творческий, групповой).

Проект состоит из 4 взаимосвязанных разделов.

Участники проекта:

 Дети старшей группы, воспитатели, родители детей, сотрудники детского сада.

Актуальность проекта:

          Любовь маленького ребёнка - дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу и матери, дедушке и бабушке, с любви к своему дому, к своему городу, стране в которой он живет, к родному краю.

         В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

        Содержание патриотического воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данным темам ограничен. В связи с чем мало кто из детей знает историю возникновения исторической стороны нашей страны России: символику, традиции, праздники. Создания семьи, свою родословную, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения России семьи, установления контакта, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «С чего начинается Родина!», который поможет детям понять значимость – родины, семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её традициям, прививать чувство привязанности.

          В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о родине, семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о своем городе в целом, о родном крае, в котором живут. О своей семье: профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.

           Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребёнка уважительное отношение к малой Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.

        Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.

Цель: 

Формирование нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, о городе в котором ребенок живет, о своем крае. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Задачи проекта:

       1. Расширение представления о себе, своей семье, родственных отношениях, профессиях членов своей семьи.

      2. Формировать положительное отношение к детскому саду. Приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми: расширение представлений ребенка о себе как о члене коллектива, о значении в жизни общества, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения.

       3. Знакомить детей с достопримечательностями, символами родного города, края где мы живем. Воспитывать чувства гражданственности, гордости за свою малую Родину.

      4. Развивать кругозор детей, их коммуникативные умения (обогащать словарный запас, развивать связную речь, формировать умение связно и последовательно излагать свои мысли, активизировать внимание, память детей, развивать логическое мышление).

      5. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

      6. Воспитывать патриотические и гражданские чувства: чувство восхищения достижениями человечества; чувство гордости от осознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края; уважительное отношение к историческим личностям, памятникам истории.

Формы работы:

с детьми:

беседы, занятия, рассматривание иллюстраций, выставки детских работ по проекту, заучивание стихов, пословиц, поговорок, творческая речевая деятельность, дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту, сочинение рассказов о семье, о своем детском саде, своем городе, крае.

с родителями:

беседы, консультации, выставки работ и поделок.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал, материалы для художественного творчества, книги, дидактические игры и игры по мелкой моторике, подборка загадок, иллюстрации, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, фотографии, usb - флеш накопитель, телевизор, ноутбук.

 Последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей:

Первый этап: «Моя семья» - (октябрь – ноябрь)
Второй этап: «Мой детский сад» - (декабрь – январь)
Третий этап: «Наш город -  Челябинск» - (февраль – март)
Четвертый этап: «Наш край Южный Урал» - ( апрель – май)

Ожидаемый результат:

1. Дети пополнят знания по следующим разделам проекта: «Моя семья», «Мой детский сад», «Наш город - Челябинск», «Наш край Южный Урал».

 2. Дети будут обладать ценностно-нравственные качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.

3. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта.

4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.

5. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ: «МОЯ СЕМЬЯ»

(октябрь – ноябрь)

Подготовительный этап

1. Определение темы первого раздела проекта.

2. Подбор материалов по теме проекта: «Моя семья».

3. Оформление консультативного материала для родителей.

Практический этап

Образовательные области

Название мероприятия / Цель мероприятия

Познавательное развитие

Конспект НОД: «Моя семья»

Конструирование: «Дом где я живу»

Стихотворения и загадки о семье

Развитие речи

Беседа: «Моя дружная семья»

Рассказ по сюжетной картинке «Моя семья»

Речевая игра: «Ласковое слово» 

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья»

 «Моя мама парикмахер»

 «Дочки-матери»

Дидактические игры:

«Маленькие помощники»

«Как зовут членов семьи»

 «Хорошо – плохо»

Ознакомление с художественной литературой

Чтение: Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить», Е. А. Благинина «Вот какая мама»

сказки: «Репка», «Гуси-лебеди», «Смоленой бычок», «Волк и семеро козлят»,

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование:

 «Моя семья» (мама, папа, дети)

Лепка:

«Цветок для мамы»

Аппликация:

«Моя семья»

Физическое развитие

Подвижные игры: 

«Мы веселые ребята»

 «Бездомный заяц»

 «Птица и птенчики»

Работа с родителями

Консультации для родителей:

«Роль семьи в воспитании ребенка»

«Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной».

Семейный мини – проект «Герб семьи»

Заключительный этап

Подбор фотографий и создание альбома для рассматривания: «Моя семья»

Оформление выставки рисунков «Мои папа и мама»

Дидактическая игра:

Создание лэпбука: «Моя семья»

Участие детей в конкурсах.

ВТОРОЙ РАЗДЕЛ: «МОЙ ДЕТСКИЙ САД»

(декабрь – январь)

Подготовительный этап

1. Определение темы второго раздела проекта.

2. Подбор материалов по теме проекта: «Мой детский сад».

3. Оформление консультативного материала для родителей

Практический этап

Образовательные области

Название мероприятия / Цель мероприятия

Познавательное развитие

Конспект НОД «Кто с нами работает?»  

Конструирование: «Наш детский сад»

Стихотворения и загадки о детском садике

Экскурсии по группам детского сада.

Развитие речи

Беседа: «Мой любимый детский сад»

Составление рассказов: «Почему я люблю детский сад?», «Что такое детский сад?»

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры:

«Детский сад»

 «Парикмахерская».

Дидактические игры: «Кому, что нужно для работы»

«Геоконт»

Ознакомление с художественной литературой

Чтение:

 «Кем быть» (В. Маяковский),«По дороге в детский сад» (А.Шлыгин), «Про себя и про ребят» (Г. Ладонщиков),  «Утро» (В. Донникова),«Я хожу в детский сад» (Е.Яниковская)

Заучивание стихотворения Ефима Чеповецкого «Что такое детский сад»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование:

 «Мои друзья».

Лепка:

 «Моя любимая игрушка»

Аппликация: (коллективная)

«Мой любимый детский сад»

Физическое развитие

Подвижные игры: 

 «Карусели»

 «Мы весёлые ребята»

 «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». 

Работа с родителями

Консультации для родителей:

«Современные подходы к патриотическому воспитанию детей»

Помощь родителей в создании игры: «Геоборд»

Заключительный этап

Создание альбома: «Как я в садике живу», «Мой детский сад»

Выставка рисунков: «Наш детский сад».

Создание игры: «Геоборд».

Картотека «Картинки со звуками», «Картотека речевых игр».

Дидактическая игра: «Четвертый лишний».

РАЗДЕЛ: «НАШ ГОРОД - ЧЕЛЯБИНСК»

(февраль - март)

Подготовительный этап

1. Определение темы второго раздела проекта.

2. Подбор материалов по теме проекта: «Наш город Челябинск».

3. Оформление консультативного материала для родителей

Практический этап

Образовательные области

Название мероприятия / Цель мероприятия

Познавательное развитие

Конспект НОД

«Наш родной город»

Конструирование: «Построим улицу города»

Стихотворения и загадки о родном городе

Развитие речи

Беседы: «Мой город»

 «Если ты потерялся в городе, что делать?»

Составление рассказов «Дом, в котором я живу»

Речевая игра: «Скажи со словом городской»

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры:

 «Магазин в моем городе»

 «Зоопарк Челябинска»

Дидактические игры:

«Собери герб города».

«Какое из этих деревьев не растет в нашем городе?»

Ознакомление с художественной литературой

Чтение:

В. Степанов «Что мы Родиной зовем».

З. Александров «Родина»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Мой город»

Лепка: «Любимый город» (пластилинография)

Аппликация: «Такие разные дома»

Физическое развитие

Подвижные игры: 

«Цветные автомобили»

 «Машины и пешеходы»

Физминутка: «Мы по улице идем»

Работа с родителями

Консультации для родителей:

«Куда можно сводить ребенка в нашем городе»

Папка – передвижка: «Наш город – Челябинск»

Анкета для родителей: «Что вы знаете о своем городе»

Заключительный этап

Создание альбома: «Наш город – Челябинск»

Выставки детских работ на тему «Мой любимый город»

Создать дидактические игры: «Сложи герб Челябинска», «Какое из этих деревьев не растет в нашем городе?»

ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗДЕЛ: «НАШ КРАЙ – ЮЖНЫЙ УРАЛ»

(апрель - май)

Практический этап

Образовательные области

Название мероприятия / Цель мероприятия

Познавательное развитие

Конспект НОД

«Путешествие по природным уголкам Южного Урала»

Конструирование:

«Изба».

Стихотворения и загадки о Южном Урале.

Развитие речи

Беседа:

«Коренные жители Урала»»

Рассказ по сюжетной картинке

«Растительный и животный мир родного края»

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры:

«К нам гости пришли» (татары, башкиры)

Дидактические игры:

 «Наряди куклу в национальный костюм»

 «Предметы народного быта».

Ознакомление с художественной литературой

Чтение: 

П. Воронько «Лучше нет родного края»,

Сказки Бажова - «Серебряное копытце», «Каменный цветок».

Д.Н.Мамин – Сибиряк «Серая шейка»

Л.Татьяничева «Урал река и два материка»

Чтение башкирских, татарских, русских сказок, поговорок, пословиц.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование:

«Уральские расписные доски»

 «Серебряное копытце»

Лепка:

«Ящерица - Хозяйка Медной горы»

 «Башкирский орнамент» пластилинография

Аппликация: обрывная

«Каменный цветок»

 «Татарские сапожки-ичиги»

Физическое развитие

Подвижные игры: 

Русская народная подвижная игра: «Гори, гори, ясно»

Татарская народная подвижная игра: «Серый волк» (Сары – буре)

Башкирская народная подвижная игра: «Ласточки и Ястребы»

Работа с родителями

Консультации для родителей:

«Как знакомить детей с родным краем»

Выставка поделок родителей и детей по теме.

Заключительный этап

Выставка поделок по теме:

Альбом: «Наш дом Южный Урал», «Культура и традиции народов Южного Урала»

Лепбук: «Южный Урал»

Итоги реализации проекта:

1.Составление презентации по проекту и показ ее на педсовете.

2.Изготовление дидактических игр.

3.Орзанизация выставки поделок по теме: «Наш край Южный Урал»

4.Консультации для родителей.

ЛИТЕРАТУРА

 1.Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» (в электронном виде)

2. «Наш дом – Южный Урал» под ред.  Е.С. Бабунова, Л.В. Градусова. –  2003г.

3. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп.- М.: Мозайка-Синтез 2015.-368 с.

4. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство

патриотического воспитания. Дошкольное воспитание 2003г№6

5. Южный Урал: шаг за шагом. Программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. – Челябинск: ООО Издательство «Уникальная книга», 2016.

 6.Интернет – ресурс: Википедия.

 http://www.hutor-museum.ru/

 https://vk.com/hutor_museum


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей «С чего начинается Родина?» для детей 6-7 (подготовительная группа)

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентирова...

Конспект по патриотическому воспитанию детей «С чего начинается Родина

В последние годы тема нравственности и патриотизма являются одной из приоритетных задач дошкольного воспитания, так как именно в этом возрасте закладывается фундамент личности ребёнка. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации вариативной части основной образовательной программы в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников «С чего начинается Родина?»

В соответствии с ФГОС ДО реализуется основная образовательная программа дошкольного образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Новозоринская средняя общеобразовательна...

Проект: «Нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников : «С чего начинается Родина».

Любовь к своей Родине — нравственный ориентир, который во многом определяет личность. И начинать воспитывать это чувство необходимо с ранних лет жизни, только тогда патриотизм станет неотъемлемо...

Презентация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию дошкольников "С чего начинается Родина?"

В презентации я описываю опыт работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию через разные формы работы и взаимодействие с социальными партнерами, родителями....

Проект: «Нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников : « С чего начинается Родина».

Актуальность: Любовь к своей Родине — нравственный ориентир, который во многом определяет личность. И начинать воспитывать это чувство необходимо с ранних лет жизни, только тогда патриотизм стан...