Консультация для педагогов. «Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника»
консультация

Сергеева Дина Николаевна

Вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута (далее ИОМ) дошкольника. 
     ФГОС определяет новый подход к дошкольному образованию. Одним из основных требований является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников. Учитывая то, что основная образовательная программа ориентирована на среднего дошкольника, возможно, что более слабые могут недостаточно хорошо ее усвоить, а наиболее способные потерять мотивацию к обучению. Это ставит перед нами, т.е. воспитателями, логопедами, психологами  задачу на создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация  ИОМ.

     Именно поэтому индивидуальный подход ко всем детям с учетом всех их особенностей обеспечивает ИОМ дошкольника. Под ним понимается образовательная программа, которая направлена на обучение конкретного ребенка и учитывает все его личностные качества.

     ИОМ дошкольника по ФГОС, пример которого встречается на сегодняшний день во всех образовательных учреждениях, направлен на решение конкретных задач. Цель разработки и внедрения в программу обучения образовательного маршрута - это формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социализацию и социально-личностное развитие воспитанников. Последнее включает в себя основные процессы интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического и других видов развития.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для педагогов. «Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника» Подготовила воспитатель Сергеева Дина Николаевна Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга 2023г .

Слайд 2

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута (далее ИОМ) дошкольника. ФГОС определяет новый подход к дошкольному образованию. Одним из основных требований является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников. Учитывая то, что основная образовательная программа ориентирована на среднего дошкольника, возможно, что более слабые могут недостаточно хорошо ее усвоить, а наиболее способные потерять мотивацию к обучению . Это ставит перед нами, т.е. воспитателями, логопедами, психологами задачу на создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация ИОМ. Именно поэтому индивидуальный подход ко всем детям с учетом всех их особенностей обеспечивает ИОМ дошкольника. Под ним понимается образовательная программа, которая направлена на обучение конкретного ребенка и учитывает все его личностные качества. ИОМ дошкольника по ФГОС, пример которого встречается на сегодняшний день во всех образовательных учреждениях, направлен на решение конкретных задач. Цель разработки и внедрения в программу обучения образовательного маршрута - это формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социализацию и социально-личностное развитие воспитанников. Последнее включает в себя основные процессы интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического и других видов развития .

Слайд 3

Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО : В стандарте реализуется принцип индивидуализации : • это п. 1.6 (задачи стандарта) – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным , психологическим и физиологическим особенностям детей; • п. 1.4 (принципы стандарта) – индивидуализация дошкольного образования ; • п. 2.10.2 (содержание) – способы и направления детской инициативы; • п. 3.2.1 – использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям ; • п. 3.2.3 – индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития); • п. 3.2.5 – построение развивающего образования , ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника.

Слайд 4

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении : • Интеллектуального; • Эмоционально-волевого; • Деятельностного ; • Нравственно-духовного. Основная цель создания ИОМ: Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Слайд 5

При разработке индивидуального маршрута дошкольника, должны соблюдаться следующие принципы: • Принцип опоры на обучаемость ребенка. • Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка. • Принцип соблюдения интересов ребенка . Л.М. Шипицина называет его «на стороне ребенка». Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка. • Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации).

Слайд 6

При разработке индивидуального маршрута дошкольника, должны соблюдаться следующие принципы : • Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден. • Принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа - это опора предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению «навешивать ярлыки», понимание того, что есть норма. «Нормы - это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях. Одна из важнейших задач специалистов, реализующих идеологию психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ребенка, состоит в том, чтобы эти условия определить, а при необходимости и создать • Принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Слайд 7

Особенности работы воспитателя по созданию индивидуального маршрута ребенка 1 этап. Выбор: Коллегиальное решение для работы по построению индивидуального маршрута развития; 2 этап. Наблюдение: • Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности; • Наблюдение за ребенком в свободной деятельности; • Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами; • Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями; 3 этап. Диагностика: • Определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование) • Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка • Подбор методик, определение методов и приемов работы 4 этап. Работа: • Подбор индивидуальных заданий • Связь с родителями и педагогами • Домашние задания • Корректировка задач, методов работы с ребенком 5 этап. Контроль: • Итоговая диагностика • Представление работ ребенка на мероприятиях ДОУ

Слайд 8

Диагностика индивидуальных особенностей детей: Беседа и анкетирование родителей Знания родителей активно используются для определения интересов ребенка, особенностей его поведения, развития навыков самообслуживания, речи, интеллектуальных и социальных умений. Основная цель беседы – установить контакт с родителями, познакомиться с ребенком, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления сотрудничества. Диагностика развития ребенка: Диагностика ребенка проводится специалистами детского сада. Каждый специалист обращает внимание на свою область. Психолог – уровень психического развития, особенности взаимодействия с детьми и взрослыми, эмоциональность, скорость психических реакций, адаптация в новой обстановке. Наблюдение за поведением в группе: На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребенка в ДОУ воспитатель и специалисты наблюдают за ребенком в разных ситуациях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов и др. Можно использовать следующие техники наблюдений: регистрация эпизодов, дневниковые заметки, карты - наблюдений, журнал наблюдений, видеонаблюдение.

Слайд 9

Методы, используемые в работе: • Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания; • Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций) • Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения); • Приемы арт - терапии ( куклотерапия , изотерапия , сказкотерапия ); • Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т.д.) Уважаемые коллеги , надеюсь, что данный материал облегчит вам работу по составлению ИОМ ваших воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника

План работы районной проблемной группы педагогов ДОУ...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Материал по составлению индивидуального образовательного маршрута рекомендован для воспитателей и специалистов ДОО...

Консультация для воспитателей "Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника "

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется н...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника (по социально-личностному развитию).

Данный материал рекомендован воспитателям детского сада, логопедам, психологам, педагогам начальных классов. Описание материала: Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен мат...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень р...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника ( 3-4 лет)...

Консультация для педагогов " Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника"

Среди ведущих методологических принципов, на которых должно строиться российское образование 21 века, важное место занимает принцип индивидуализации. В широком смысле индивидуализация образования пред...