«Средства развития мелкой моторики рук детей с нарушением речи»
статья (средняя группа)

Цель: Помочь педагогам в работе по развитию моторики у дошкольников.

        Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше двигательная активность ребенка, тем он лучше развивается. Известно, что в настоящее время у большинства детей отмечается общее моторное отставание, слабое развитие мелкой моторики рук. Поэтому необходимо уделять большое внимание уже с раннего возраста развитию общей и мелкой моторики ребенка. В ходе многочисленных опытов и наблюдений ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и благоприятно действуют на развитие коры головного мозга. Разнообразные действия руками стимулируют процесс речевого и умственного развития детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Средства развития мелкой моторики рук детей с нарушением речи»

У большинства детей дошкольного возраста (не только с нарушением речи) выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук.

Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких скоординированных движений рук и ручной ловкости в целом.

Пальцевые игры и упражнения оказывают тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга, вызывая у детей эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения, учат концентрироваться, сосредотачиваться на выполнении того или иного действия.

Мы четко должны понимать, для чего это делаем. Для чего нам необходимо развивать мелкую моторику дошкольников?

Основные задачи:

• Формирование содружественных действий двух рук.

• Формирование содружественных действий руки и глаза.

Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения со взрослыми. Игры, направленные на развитие мелкой моторики, хорошо вписываются во все виды деятельности (занятия, прогулка, различные режимные моменты, ознакомление с худ. литературой и т. д.)

Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий, способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка.

Кроме того, действия с предметами в отличие от обычных гимнастических упражнений осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности как необходимые им. У детей повышается мотивация к таким занятиям, проявляется осмысленность при выполнении заданий.

Пальцевые упражнения можно разделить на следующие группы: с предметами и без предметов; со словесным сопровождением и без; статические и динамические.

В работе по развитию мелкой моторики полезно использовать различные массажные движения. Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

• массаж большого пальца повышает активность мозга;

• массаж указательного пальца стимулирует желудок и поджелудочную железу;

• массаж среднего пальца улучшает работу кишечника;

• массаж безымянного пальца стимулирует печень;

• массаж мизинца способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

Массаж и упражнения с шестигранным карандашом

Катающие движения:

  • «Добывание огня»- между ладоней: Карандаш катать я буду, может быть огонь добуду.
  • «Утюжок»- по столу: Карандаш по столу прокачу вперед-назад, как захочу.
  • «Горка»- по тыльной стороне ладони: Карандашик мой скользит, съехать вниз скорей спешит.

Вращающие движения:

  • «Догонялочка»: Пальчики бегут вперед и никто не отстает.
  • «Волчок»: По столу круги катаю, карандаш не выпускаю.
  • «Вертолет»: Отправляется в полет наш красавец вертолет.
  • «Ладошка»: Нарисую я ладошку, отдохну потом немножко.

Значительное место в работе с детьми по развитию мелкой моторики рук отводится упражнениям с малыми мячами: разными по размеру, материалу, расцветке, фактуре, структуре, функциональному назначению.

Такое многообразие малых мячей позволяет:

  • учитывать индивидуальные, возрастные, физические особенности ребёнка;
  • через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность в процессе действий ребёнок учится сравнивать предметы;
  • дети знакомятся с названиями конкретных действий, различных признаков и свойств предметов, а позднее могут самостоятельно дать развёрнутое описание разных мячей и выполняемых с ними манипуляций.

На начальном этапе вместо мяча можно использовать утяжелённый мешочек, заполненный сыпучим материалом (желательно не песком). Мешочек наполняется не слишком плотно, он не должен быть тугим. Мешочек удобнее, чем мяч, ловить одной рукой, при падении на пол он не укатывается, ребёнок лучше чувствует его в руке.

Групповые упражнения в передаче, подбрасывании и ловле предмета.

1. Дети сидят по-турецки по кругу. Передача мешочков друг другу под. музыкальное сопровождение. Музыка замолкает – передача прекращается с возобновлением музыки игра продолжается.

2. Дети стоят по кругу, водящий – в центре с мешочком в руках. Подбрасывая мешочек вверх, водящий называет имя одного из игроков, тот должен поймать мешочек. Поймавший становится водящим.

Навыки, сформированные в упражнениях с утяжелёнными мешочками, переносятся затем на аналогичные упражнения с другими предметами: матерчатыми, а затем резиновыми мячами, кольцами и т. д.. Использование упражнений с различными мелкими предметами позволяет ребёнку с речевой патологией достигать заметных результатов в развитии двигательной сферы и стимулирует его речевую функцию.

Игровые упражнения

Развитию мелкой моторики способствуют игры с различными мелкими предметами: с пуговицами, счетными палочками, спичками, крупой, зернобобовыми, бусами, прищепками, проволокой и т. д., например:

Игра с пуговицами.

Содержание выполняемых действий: нанизывать пуговицы на проволочки или нити; выбирать на ощупь из мешочка все пуговицы с «ушками»; подвесив одну крупную пуговицу на плотной нити, раскручивать ее так, чтобы получился звук; считать пуговицы на ощупь; разыскивать среди большого количества разнообразных пуговиц спрятанный там камешек.

Игра с разноцветными скрепками.

Содержание выполняемых действий: нанизывать скрепки одну на другую, чередуя по цвету или величине; разгибать их, собирать из них цепочку; подбирать рассыпанные скрепки пинцетом, магнитиком; вылавливать из воды колечки скрепкой, привязанной к нитке.

Игра с ватой.

Содержание выполняемых действий: щипать вату, скатывать из нее шарики, колбаски; стараться растянуть кусочек ваты как можно длиннее и не разорвать его; растянуть кусок ваты в ширину; пытаться скрутить из кусочка ваты нить; накручивать вату на спички или палочки.

Игра с нитками, шнурками, тесьмой.

Содержание выполняемых действий: наматывать нитки на палец, карандаш; завязывать на шнурках разные узелки; распутывать их; скручивать ленту в рулончики; рассматривать предметы через ленты разного цвета; «рисовать» нитями разного цвета и фактуры на фланелевой основе или специальной сетке; мастерить кукол из нитей.

Игра с семенами фасоли разного цвета, бобов, гороха.

Содержание выполняемых действий: описывать сходство и различие семян; разбирать ложечкой смешанные горох и фасоль; выкладывать бусы из разных семян; составлять из всех видов семян композиции на листе с пластилиновой основой.

Выкладывание композиций из различных материалов: это занятие требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по заданному образцу. Его можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге образец и знакомит ребенка. Затем малыш копирует из предложенного материала.  Предлагаю ребенку самому находить материал для выполнения этих заданий. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых.

Игра с прищепками и т. п.

Содержание выполняемых действий: прищепками подхватывать и переносить легкие предметы (лист  бумаги, лоскуток, вату); сооружать различные конструкции, прикрепляя прищепки одну к другой; изготавливать игрушки.

Игра с тестом, глиной, песком.

Содержание выполняемых действий: изготавливать тесто из муки, воды, соли и пищевых красителей; лепить из теста, глины, мокрого песка различные фигурки и сооружения; сравнивать свойства этих материалов.

«Сухой бассейн» (нахождение спрятанных игрушек)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа “Развитие мелкой моторики» для детей с нарушением речи

С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. Контингент логопедических групп в нашем ДОУ соста...

Разнообразие игровых форм по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи

Разнообразие игровых форм по развитию мелкоймоторики у детей с нарушениями речи ВведениеОдной из актуальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной педагогике и психологии является увели...

Лепка, как средство развития мелкой моторики младших школьников с нарушениями речи

Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков....

Консультация:«Средства развития мелкой моторики рук детей с нарушением речи»

Рекомендуемые занятия и упражнения для развития мелкой моторики рук...

Тестопластика, как средство развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения

применение тестопластики в работе с детьми с нарушением зрения...

«Средства развития мелкой моторики рук детей с нарушением речи»

laquo;Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи»...