Лепка, как средство развития мелкой моторики младших школьников с нарушениями речи
статья

Алябьева Светлана Викторовна

Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лепка, как средство развития мелкой моторики  младших школьников с нарушениями речи

Лепка - это процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом: влажной глиной, пластилином, воском, тестом, посредством придания ему формы с помощью рук и вспомогательных инструментов - стеков и т.п. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры.

Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения. При этом основные приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаше всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи. Руки, пальцы с их тонкой моторикой (от которой зависит развитие речи) учатся заново с помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включения в работу сразу двух полушарий (левого - рационального, анализирующего и правого - интуитивного, эмоционального) воссоздавать из целого.

Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благодаря лепке. Пименова Е.П. подчеркивает, что «чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев» [25].

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего мира, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Формируются образные представления, развиваются мышление, воображение. Всё это вызывает стремление передать воспринятую красоту, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.

Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Поэтому на занятиях лепкой умственная активность, творчество, художественный вкус развиваются особенно. Так как любой предмет имеет объем, он воспринимается ребенком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании ребенка формируется образ. Следовательно, основное средство в создании изображения в лепке - передача объемной формы. Цвет используется ограниченно.

Лепка, как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться, моделировать мир и своё представление о нём в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предметов между собой, определяют их размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путем.

В лепке масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Ребёнок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют ребенку овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается - объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

Еще одна специфическая черта лепки - ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.

Древнейшие чувства, которые, к сожалению, в условиях современной городской жизни практически полностью угасают, с помощью лепки начинают восстанавливаться и приводят не только к развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливают внутренний баланс организма и душевное равновесие, т.е. оказывают на человека определенное психотерапевтическое воздействие.

Таким образом, лепка - чрезвычайно полезный вид детского творчества: кроме развития художественного вкуса и пространственного воображения, она влияет на мелкую моторику, т.е. при работе с пластилином массируются определённые точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребенка.

У детей с высоким уровнем развития мелкой моторики также хорошо развиты логическое мышление, внимание и память. С помощью мелкой моторики можно развить воображение, координацию движений, двигательную и зрительную память. Лепка активно развивает мелкую моторику рук ребенка.

Еще одна специфическая черта лепки - ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.

Лепка представляет собой многообразие техник её исполнения. Техника в переводе с греческого «techne» обозначает - искусство, мастерство, а в области искусства: совокупность специальных навыков, способов и приёмов, посредством которых исполняется художественное произведение. В данном случае, техника рассматривается не как авторское мастерство, а с точки зрения использования художественных возможностей материала.

Выделим следующие техники лепки:

  • пластилиновая живопись;
  • процарапывание;
  • лепка из колец;
  • лепка из пластин;
  • лепка на форме;
  • отпечатывание.

По содержанию лепка бывает:

  • предметная;
  • сюжетная;
  • декоративная;
  • комплексная.

В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения - транспорт, фрукты, дома, животных и т.д. Изображение отдельных предметов для ребёнка является более простым, чем, например, в рисовании, т.к. он имеет дело с реальным объемом, и ему нет надобности, прибегать к условным средствам изображения. Дети быстрее овладевают изображением предметов конструктивной, нежели пластической формы.

В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы связаны между собой: по смыслу (герои одной сказки), размещению в пространстве (объединяются в сюжет на общей основе), по пропорциям (одинакового или разного размера в соответствии с сюжетом), по динамике (герои держатся за руки, бегут, смотрят в одну сторону или друг на друга) и т.д. Сюжетная лепка требует большого объёма работы, времени, поэтому планируется не на один урок («Ежики на прогулке»).

В декоративной лепке дети создают декоративные или декорированные изделия - вазы, маски, панно, лепные орнаменты, изделия по мотивам мелкой декоративной пластики народных умельцев. Эти изделия связаны с жизнью, поэтому имеют больше смысла для ребёнка.

В школьной практике бывает так, что само знакомство с изобразительным искусством начинается с произведений большого искусства, а их понимание требует некоторой специальной подготовки. Декоративные же изделия, народная пластика - «это образы, близкие мировосприятию и мироощущению ребёнка, это художественный язык, доступный для понимания и усвоения даже совсем маленькими детьми, это техника, виртуозно отточенная временем и руками сотен мастеров». Родство детского изобразительного творчества и народного искусства проявляется в настроении, жизнерадостности, добром восприятии мира. «Праздничность» мировосприятия у народного художника близка к образному строю детских работ, где наивность, непосредственность, жизнерадостность восприятия окружающего проявляется в соответствующих формах и приемах выражения.

Лепка по мотивам народной пластики знакомит детей с уникальными образами и обогащает их рациональными способами лепки; подводит детей к ясному пониманию такой художественной особенности, как обобщённый образ. На примере изделий декоративно-прикладного искусства проще продемонстрировать детям единство формы и содержания, особенности композиции, так как при их рассмотрении дети не отвлекаются на сюжетные стороны работы. Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета, красивому декоративному заполнению пространства. Работа над лепным орнаментом учит ребенка работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными к форме.

По видам скульптуры можно выделить:

  • лепка круглых форм (круглая скульптура);
  • рельефная лепка (рельеф).

По способу создания образа:

  • по памяти;
  • по представлению (по словесному описанию, по рисунку, схеме и т.д.);
  • с натуры.

По способу организации детей и характеру их деятельности бывает:

  • индивидуальная;
  • коллективная или комплексная, когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, играми.

Основными способами лепки являются:

  • конструктивный;
  • скульптурный;
  • комбинированный.

Конструктивный способ. При этом способе образ создается из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Конструктивным способом дети начинают лепить очень рано - уже в 2 - 3 года - и часто сами «открывают» его для себя. С развитием воображения, умения владеть руками, способности планировать свою работу, этот способ совершенствуется: увеличивается количество деталей, усложняется их взаимное расположение, более тщательной и выразительной становится доработка.

Скульптурный способ. Этот способ ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Процесс работы идёт от общего к частному: в зависимости от образа, из куска пластичного материала моделируется нужная форма. Сначала лепится характерная форма - основа, которая дополняется более мелкими деталями (детали вытягиваются, прищипываются и т.д.). Скульптурный способ - более сложный способ лепки по сравнению с конструктивным, т.к. в процессе изображения детям дошкольного и младшего школьного возраста легче идти от анализа, перечисления деталей предмета к их объединению в каком-то конкретном образе.

Комбинированный способ. Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, самые крупные детали выполняются скульптурным образом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5 - 8 годам дети предпочитают именно этот способ, как более доступный и универсальный по своим возможностям.

Таким образом, лепка - чрезвычайно полезный вид детского творчества: кроме развития художественного вкуса и пространственного воображения, она влияет на мелкую моторику, т.е. при работе с пластилином массируются определённые точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивает интеллект ребенка.

Методы обучения детей лепке разнообразны, но все оно используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

Выделяют следующие методы:

  • информационные (экскурсии, прогулки, диафильмы, видеофильмы; обследование предметов; образец; анализ детских работ; объяснение; вопросы к детям; поисковые вопросы к детям.)
  • практические (сам процесс лепки);
  • наглядные (использование натуры, образа, схем, технологических карт, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, показ способов действия и приемов лепки);
  • словесные (рассказ, беседа, инструктаж, объяснения, разъяснения, чтение художественной литературы и т. д.)
  • исследовательские (ребенок проводит исследования: какой цвет картона, пластилина выбрать; как можно получить разнообразные цвета и оттенки пластилина; как лучше расположить рисунок на картоне или орг. Стекле; как интереснее изобразить тот или иной предмет.)
  • игровые (дидактические, творческие, развивающие игры), игровые приемы (внезапное появление объектов и игрушек, создание игровых ситуаций, обыгрывание изображений и др.).

В игре школьник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить.

Игровые методы и приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к поставленной цели и её успешному достижению.

Ценными методами для развития мелкой моторики руки является практические, то есть сам процесс лепки.

Можно выделить основные приемы лепки такие, как раскатывание, скатывание, сплющивание, сгибание, вытягивание, вдавливание, оттягивание, скручивание, прищипывание (оттягивание с моделированием), защипывание (края), отгибание краев. Также существуют дополнительные приемы - это вырезание, выдавливание, отпечатывание, просекание, насечка, надрез (разрез), строгание.

Приёмами соединения деталей являются - прижатие, примазывание, вдавливание, насадка на каркас, соединение с помощью жгута, врезание.

Приёмами отделки формы можно назвать - заглаживание, декорирование: различными приспособлениями и инструментами, пластилином и другими материалами, приёмы передачи фактуры.

Таким образом, во время лепки дети, используя различные приёмы, обучаются разнообразным движениям рук. Эти приёмы (скатывание, раскатывание, сплющивание, защипывание и др.) положительно влияют на развитие мелких мышц кисти ребёнка, учат работать кончиками пальцев, делая их более чувствительными.

Используемая литература

  1. Алексеева, Н. А. Значение предварительной зрительно-осязательной ориентировки в восприятии предметов и в повышении качества изобразительной деятельности (на примере лепки) у детей старшего дошкольного возраста  / Н. А. Алексеева, А. Е. Высоцкая // Ученые записки ГГПИ им. М.Горького. - Горький, 2012. - Вып. 117. - С. 70-95
  2. Антакова-Фомина, Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук» // Тез. Докл. 24-го Всесоюз. Совещ. по проблемам ВНД. - М.: Просвещение, 1974. - С. 12-25.
  3. Гареева, Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с особыми образовательными потребностями / Н. Гареева // Дошкольное воспитание - 2002. - № 6. - С. 75-79.
  4. Давыдова, Л. Первые уроки лепки  /Л. Давыдова // Семья и школа. - 2011. - № 4.
  5. Долгоаршинных, Н. Учимся лепить дымку / Н. Долгоаршинных // Народное творчество. - 2013. - № 4. - С.31-32.
  6. Рогожина, Е. Упражнения на развитие мелкой моторики / Е. Рогожина // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9. - С. 23 - 26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему " Лепка как средство развития мелкой моторики"

Выступление на пед.совете на тему "Лепка как средство развития мелкой моторики"...

"Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Представляю статью проведения родительского собрания в дошкольной группе (дошкольники младшей группы с нарушением интеллекта)...

Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста (презентация к родительскому собранию)

Презентация к родительскому собранию "Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Лепка, как средство развития мелкой моторики дошкольников"

Данный материал рассказывает о том, как можно способствовать развитию мелкой моторики дошкольников во время увлекательных занятий лепкой....

Консультация для родителей и педагогов. Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. .

Описание: предлагаю Вашему вниманию материал, который может быть полезен педагогам в детских садах (например взять за тему собрания, или консультацию для родителей), так и студентам обучающимся в...

«Нетрадиционные способы лепки как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Транслирование опыта практических результатов педагогической деятельности по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушеними речи посредством нетрадиционного способа - лепк...