План проектной деятельности в средней группе "Подвижные игры народов России"
проект (средняя группа)

Рамазанова Юлия Владимировна

Планирование по проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

. Содержание

Целевой раздел.

Пояснительная записка

Цель

Задачи

Форма занятий

Формы подведения реализации кружка

Тип кружка:

Направленность:

Количество занятий.

Возрастная группа:

Возрастные особенности психофизического развития детей 4-5лет

Содержательный раздел.

Актуальность

Методы, используемые на занятиях кружка

Организационно-методическое обеспечение

Прогнозируемый результат.

Развивающая среда представлена в группе

Средства, необходимые для реализации программы кружка

Организационный раздел.

Перспективный план кружка

Календарно – тематическое планирование работы с родителями

Методическая литература

Картотека подвижных игр народов России

Целевой раздел

Пояснительная записка

Игровой фольклор народов России богат и разнообразен. Неоценим он и по своему двигательному содержанию. Ходьба, бег, прыжки, метание, бросание, ловля и другие виды движений – все это можно найти в народных играх. Игра представляет собой социальное явление, исторически сложившееся средство воспитания.

Игра укрепляет организм детей и служит залогом здоровья. Глубина и разносторонность воздействия делают народные игры незаменимым средством воспитания подрастающего поколения. Использование игр по определённой системе и в сочетании с другими видами физических упражнений обеспечивает высокую эффективность воспитания необходимых черт характера.

Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю, формируют интерес к изучению игр других национальностей.

П. Ф. Лигафт именно народные игры положил в основу своей системы физического образования, К. Д. Ушинский считал эти игры материалом наиболее доступным, понятным, для маленьких детей, вследствие близости их образов и сюжетов детскому воображению, а также благодаря общественному началу, заложенному в них. Е. Н. Водовозова и другие пионеры общественного дошкольного воспитания в России заложили начало самобытной, национальной системы воспитания детей, введя русские народные игры, песни, сказки в практику работы детского сада. Эти традиции были продолжены в работах Л. И. Чулицкой, Е. И. Тихеевой, Н. С. Филитиса.

Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка. Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, действия организованы.

Цель кружка

Содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Задачи кружка

- продолжать знакомить детей с национальностями народов мира; - развивать умение быть отзывчивыми и доброжелательными в общении;

- развивать свободное общение со взрослыми и детьми; - развивать физические качества: быстроту, силу, ловкость; - воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной деятельности;

 - воспитывать патриотические чувства, взаимопомощь, дружеские отношения, уважения к людям других национальностей.

ормировать представление об активном отдыхе;

 - развивать способность к самоконтролю, самооценке при выполнении

  движений;

 - развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную   задачу;

 - развивать волевые качества;

 - формировать у детей понимание необходимости соблюдать меры предосторожности во время двигательной активности.

Форма и режим занятий

К формам проведения подвижных игр относятся:

- сюжетные игры, преимущественно коллективные,

-бессюжетные подвижные игры,

- подвижные игры с элементами соревнования

Время проведения: вторая половина дня.

Тип кружка: долгосрочный

Направленность: физкультурно-спортивная, патриотическая

Количество занятий.

В месяц:4 занятия

В год:36 занятий

Возрастная группа: дети 4-5 лет 

Возрастные особенности психофизического развития детей4-5 лет

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Самое важное, что сверстник становится интересен как партнер по сюжетной игре, при этом у детей появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Дети начинают себя сравнивать с другими, в следствие чего обогащаются представления о самом себе, формируется образ «Я».

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Отсюда роль прочтения и заучивания стихотворений, скороговорок, песен становится велика. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится вне ситуативной.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Усложняется конструирование. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Дети способны назвать форму предмета или указать на его схожесть с образцами способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету, и параметрам таким, как высота, длина и ширина. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Начинает развиваться образное мышление. При решении несложных задач дети начинают использовать простые схематизированные изображения, могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи, развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако им еще сложно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Поскольку творческое воображение продолжает активно развиваться, процесс фантазирования как создание образов невероятного, невозможного в реальном мире нуждается в грамотном сопровождении. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, так как данная особенность может создавать определенные риски, связанные, например, с заменой действительности.

Эмоциональный фон относительно предыдущего возрастного периода более ровные, поскольку ребенок начинает стараться их контролировать.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Повышенная обидчивость на замечания представляет собой возрастной феномен.

В итоге, можно определить основные достижения возраста, которые связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, элементов состязательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией

Содержательный раздел.

Актуальность

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей.

Игра помогает находить выход из неожиданных положений, намечать цель, взаимодействовать с товарищем, проявлять ловкость и быстроту, силу и выносливость.

Игра обеспечивает гармоничное сочетание умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния.

Исследователи игровой деятельности поддерживают ее уникальные возможности в физическом и нравственном воспитании детей, особенно в развитии познавательных интересов, в выработке воли и характера, в формировании умения ориентироваться в окружающей нас действительности.

По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития.

Данная программа кружка включает игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).

Программа состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседы с детьми на темы, предусмотренные программой, показ изучаемых элементов, подвижных игр, просмотр презентаций. В данной программе предусматривается проведение специальных теоретических занятий на следующие темы: «Утренняя гимнастика», «гигиена», «правильная осанка». Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Двигательный опыт дошкольников обогащается подвижными и спортивными играми, гимнастическими упражнениями.

Методы, используемые на занятиях кружка:

Наглядные:

- наблюдение;

- рассматривание картин и иллюстраций;

- рассматривание игрушек, предметов.

-демонстрация презентаций, мультфильмов, кинофильмов.

 Словесные:

- беседа;

-объяснение;

- рассказы воспитателей, детей;

- чтение художественной литературы.

практические:

- упражнения;

-продуктивная деятельность

игровые:

- внезапное появление объекта;

- выполнение игровых действий;

- элементы соревнования;

- создание игровой ситуации.

Организационно-методическое обеспечение программы 

Программа кружка «Подвижные игры народов России» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять 15 человек. Занятия проводятся четыре раза в месяц с сентября по май. Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту. Режим занятий: реализация данной программы занятия проводится в форме игры, 1 раз в неделю, по 25 минут.

Прогнозируемый результат

В результате регулярного посещения занятий воспитанники должны:

-Активно играть, самостоятельно и с удовольствием

- в любой игровой ситуации самостоятельно регулировать степень внимания и мышечного напряжения,

-находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение

-проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;

- знать игры – их условия и правила – и использовать их в свободное время;  

-использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

-развить фантазию настолько, чтобы потом сам мог изобретать подобные игры;

- у воспитанников должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям физкультурой и дальнейшему самосовершенствованию.

Развивающая среда представлена в группе следующим центром(уголком): патриотическим и физкультурным

Средства, необходимые для реализации программы кружка:

Наборы для гимнастических упражнений: включают стенку, скамейку, бревно, перекладину, палку, скакалку и т. п. мячи. коврики. набивной 1 кг, мяч малый (теннисный), мяч малый (мягкий), мячи баскетбольные, волейбольные и футбольные, кегли, обручи, флажки, оборудование для игры в волейбол, баскетбол.

Список детей

МБДОУ детский сад №8 «Зоряночка»

Группа №4

№ п/п

Ф.И.О ребёнка  

1

Айрапетян Марта Ованесовна.

2

Андрианов Артем Валерьевич

3

Бурухина Надежда Кирилловна

4

Борздова Анастасия Константиновна.

5

Богаевская Эмилия Хамзатовна

6

Василец Артем Дмитриевич.

7

Володин Гордей Алексеевич

8

Гордиенко Ева Константиновна

9

Ибрагимова Мадина

10

Золотарев Даниил Дмитриевич

11

Калуцкий Савелий Антонович

12

Катков Тимур Петрович

13

Китаев Александр Анатольевич

14

Ковпотин Михаил Вячеславович

15

Крестобинцев Роберт  

16

Малевин Ален Аленович

 17

Мартынов Владимир Иванович

18

Миронов Максим Юрьевич

19

Мищенко Александр Дмитриевич

20

Морозов Владислав Павлович

21

Морозов Павел Павлович

22

Мятенко Валерия

23

Новаковская Анастасия Алексеевна

24

Позднякова Кира Валерьевна

25

Садовая Виктория Олеговна

26

Сучкова Арина Владимировна

27

Спирочкина Алена Сергеевна

28

Таранцова Ксения Константиновна

29

Титов Ярослав Александрович

30

Хомутский Владимир Радионович

31

Цой Марк Вадимович

32

Чамчиев Георгий Георгиевич

33

Чернова Алиса Андреевна

34

Шевченко Илья Дмитриевич

35

Шевякова Арина Николаевна

36

Яковлев Данил Сергеевич

37

Смоль Дарьяна

Календарно – тематическое планирование кружка

Месяц

Тема

Методы и приемы

Вид детской деятельности

Работа с родителями

Сентябрь

Русские народные игры

Интервью с детьми:

В какие игры ты любишь играть?

Ты знаешь, что такое народные игры?

Какие подвижные игры ты знаешь?

В какие из них ты любишь играть?

С кем ты любишь играть в подвижные игры?

Беседа по данной теме

Презентации по данной теме

Игра: «Змейка» (русская народная игра)

Игра: «Салки» (русская народная игра)

Игра: «Кошки-мышки» (русская народная игра)

Игра «Липкие пеньки» (башкирская народная игра)

Задачи: 

коммуникативные: слушать и понимать речь других; учиться выполнять различные роли в группе; совместно договариваться о правилах общения, учиться выполнять различные роли в группе.

Закрепление разученных русских народных игр.

Сбор и информации и подбор иллюстраций по теме «Подвижные игры народов России».

Беседы с родителями об участии в проекте.

Анкетирование родителей «Народные детские подвижные игры»

Октябрь

Чтение художественной литературы 

Рисование «Я играю»

Тематическое мероприятие «День русской подвижной игры»

Игра: «Два Мороза» (русская народная игра)

Игра: Жмурки «Маша и Яша» (русская народная игра)

Игра: «Змейка» (русская народная игра)

Игра: «Ворота» (русская народная игра)

Задачи: 

познавательные: знакомство с новыми русскими народными играми. сравнивать находить отличия

Закрепление и совершенствование разученных игр.

Консультация: «Как сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни»

.

Папка -передвижка «Мой родной край»

Индивидуальные беседы с родителями по данной тематике

Ноябрь

Знакомство с особенностями башкирских и татарских народных игр.

Беседа: «В какие игры играли наши бабушки и дедушки».

Мультфильмы, соответствующие данной теме

Лепка «Жмурки»

Игра «Маляр и краски» (татарская народная игра)

Игра: «Жмурки» (в кругах) (башкирская народная игра)

Игра: «Поляна — жердь» (удмуртская народная игра)

«Удмуртские горелки» (удмуртская народная игра)

Задачи:

 познавательные: знакомство с новым народом и его играми

коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе

Закрепление и совершенствование разученных игр

Вовлечение родителей в совместную познавательно -творческую деятельность с детьми в условиях семьи и детского сада.

Совместный досуг «Традиции в семье»

Консультация на тему «Движение основа здоровья»

Декабрь

Игры народов Сибири и Коми

Беседа «История возникновения русской подвижной игры»

Рассматривание иллюстраций

Тематическое мероприятие «Станция спортивная»

Игра: «Вестовые» (якутская народная игра)

Игра: «Стой, олень» (игра, народа Коми)

Игра: «Чур, все!» (прятки со скороговорками) (игра народов Коми)

Задачи:

познавательные: отличать новое от уже известного с помощью воспитателя, познакомить с народностью - коми

Закрепление разученных игр народов Сибири и Коми

 Изготовление атрибутов для народных подвижных игр

Консультация: «История возникновения русской подвижной игры»

Папка -передвижка «Подвижные игры народов севера и их польза»

Январь

Знакомство с правилами Карельской народной

Беседа: «Зимние виды спорта»

Презентация: «Традиции народов Карелии»

Развлечение «Зимние забавы»  

Игра: «Пятнашки на санках»

 Игра: «Сеть да рыбы»

Игра: «Ворона на поле»

Игра: «Кот Васька»

 Задачи:

познавательные: знакомство с новым народом коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Папка -передвижка «Карельские народные игры и их польза»

Индивидуальные беседы данной тематики

Февраль

Знакомство с народами Кавказа и их играми.

Беседы по данной тематике

Презентация «Традиции народов Кавказа»

Пластилинография «Глиняная посуда»

Игра: Бег с палкой в руке» (ингушская народная игра)

Закрепление и совершенствование разученной ингушской игры «Бег с палкой»

Игра: «Слепой медведь» (осетинская народная игра)

 

Закрепление и совершенствование разученной осетинской игры «Слепой медведь»

Задачи:

Познавательные: знакомство с новым играми России.

Закрепление и совершенствование изученных игр.

 Папка -передвижка «Кавказские минеральные воды, наша малая Родина»

Изготовление атрибутов костюмов разных народов Кавказа

Март

Знакомство с особенностями украинских народных игр

Беседы «Для чего нужно заниматься спортом»

Презентация «Народные украинские костюмы»

Просмотр мультфильмов данной тематики

Игра: «Колдун».

Игра: «Хлибчик»

Игра: «В речку гоп»

Игра: «Четыре стихии»

Задачи:

Познавательные: знакомство с особенностями местных игр.

 Коммуникативные: слушать и понимать речь других

 Консультация для родителей «Советские мультфильмы развивают любовь к Родине»

Папка -передвижка «Многочисленные народы России- одна большая семья»

Апрель

Ознакомление с особенностями белорусских народных игр.

Презентация «Быт белорусского народа»

Рисование «Белорусские народные узоры»

Беседа «что вы узнали о быте белорусского народа?»

Игра: «Посадка картофеля»

Игра: «Ванюша и лебеди».

Игра: Ленок (Ляпок)

Игра: «Четыре стихии»

. Вовлечение родителей в совместную познавательно -творческую деятельность с детьми в условиях семьи и детского сада.

Совместный досуг «Белорусские народные игры»

Консультация на тему «Подвижные игры, приучаем детей к здоровому образу жизни играя»

 Закрепление и совершенствование разученных игр

Май

Фестиваль игр народов России

Итоговое мероприятие: «Путешествие на остров игр разных народов России»

Беседы на повторение и закрепление пройденного материала

Викторина «Угадай народную игру»

 Закрепление изученных игр. Игры по желанию детей. осуществлять опору уже на имеющийся опыт.

 Закрепление и совершенствование разученных игр

Открытое итоговое мероприятие

Подведение итогов

План работы с родителями

Активные формы работы с родителями

Ответственные

Сентябрь

Анкетирование родителей «Народные детские подвижные игры»

Сбор и информации и подбор иллюстраций по теме «Подвижные игры народов России».

Беседы с родителями об участии в проекте.

воспитатель

Октябрь

Изготовление атрибутов для народных подвижных игр

Консультация: «История возникновения русской подвижной игры»

Папка -передвижка «Подвижные игры народов севера и их польза»

воспитатель

Ноябрь

Вовлечение родителей в совместную познавательно -творческую деятельность с детьми в условиях семьи и детского сада.

Совместный досуг «Традиции в семье»

Консультация на тему «Движение основа здоровья»

воспитатель

Декабрь

Консультация: «Как сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни»

Папка -передвижка «Мой родной край»

Индивидуальные беседы с родителями по данной тематике

Папка -передвижка «Карельские народные игры и их польза»

Индивидуальные беседы данной тематики

воспитатель

Январь

Папка -передвижка «Карельские народные игры и их польза»

Индивидуальные беседы данной тематики

Консультация «Для чего нужно вести подвижный образ жизни?»

воспитатель

Февраль

Папка -передвижка «Кавказские минеральные воды, наша малая Родина»

Изготовление атрибутов костюмов разных народов Кавказа

Опрос в группе вотсап «Какие традиции народов Кавказа вы знаете?»

воспитатель

Март

Консультация для родителей «Советские мультфильмы развивают любовь к Родине»

Папка -передвижка «Многочисленные народы России- одна большая семья»

Опрос «Прививаете ли вы патриотизм детям?»

 воспитатель

Список методической литературы:

1.Гайдай Е. П. Москва «АРКТИ» 2000г. «Игры, забавы, развлечения».

2.Голубева Л. Г. Москва «Просвещение» 2003г. «Растём здоровыми».

3.Ионова А. Н. Москва «Экзамен» 2010г. «Играем, гуляем, развиваем».

4.Казак О.Н. Москва «АРКТИ» 2000г. «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет.

5.Кенеман А. В. Санкт-Петербург «Детство» 2000г. «Народные подвижные игры для детей».

6.Литвинова О. М.  Санкт-Петербург «КАРО» 2006г. «Физкультурные занятия в детском саду».

7.Муравьва В. А. Москва «АЙРИС» 2004г. «Воспитание физических качеств».

8.Патрикеева А. Ю. Москва «ВАКО»2007г. «Подвижные игры».

9.Пензулаева Л, И. Москва «Просвещение» 1985г. «Физкультурные занятия с детьми 4-5 и 3-4 лет»,

10.Щербак А. П. Москва «Просвещение» 2008г. «Тематические физкультурные занятия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проектной деятельности в средней группе на тему""Хлеб всему голова"

Использование данного проекта дает возможность расширить представления детей о хлебе, как самом важном продукте питания, познакомить дошкольников с этапами выращивания и выпечки хлеба. работа в проект...

план проектной деятельности в старшей группе на тему "Хрустальное сердце России"

воспитание любви к родине начинается с детства. каждому человеку дорг тот уголок нашей родной земли, где он родился, Чувство патриотизма зарождается в сердце ребенка, когда он узнает о том, чем гордят...

Перспективный план проектной деятельности в средней группе

Перспективный план проектной деятельности в средней группе представлен в виде таблицы с указанием темы, задач и продуктов проекта....

перспективный план проектной деятельности в средней группе

годовое планирование проектной деятельности в средней группе на 2022-2023 учебный год...

План проектной деятельности в средней группе на учебный год.

План проектной деятельности в средней группе  на учебный год....

Подвижная игра «Змея» Проектная деятельность «Подвижные игры народов России»

Подвижная игра «Змея»Проектная деятельность«Подвижные игры народов России»...