ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОСНОВА ДЛЯ ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ
статья (старшая группа)

Григорьева Марина Викторовна

Аннотация. В статье рассмотрены особенности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием.

Ключевые слова: фонематические процессы, фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематические представления, письменная речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОСНОВА ДЛЯ ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

Григорьева М. В.

МБДОУ "Детский сад №34 "Крепыш" г. Новочебоксарск, grig180891@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены особенности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием.

Ключевые слова: фонематические процессы, фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематические представления, письменная речь.

Письменная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности, компонентами которого являются чтение и письмо. По своим механизмам данный вид деятельности считается более сложным, чем устная речь. Но в то же время процессы формирования письменной речи принято рассматривать в неразрывной взаимосвязи с устной речью.

К концу дошкольного возраста ребенок с нормальным психофизиологическим развитием обладает готовностью к овладению грамотой. У ребенка в этом возрасте достаточно хорошо развита устная речь, сформированность фонематических процессов находятся на необходимом уровне, в должной мере развиты пространственные представления и графомоторные навыки. Иными словами, правильно сформированная устная речь является важным показателем готовности детей к школе. На основе устной речи ребенок овладевает письменной речью.

Изучение проблем неуспеваемости в младшей школе, в основе которого лежат нарушения письменной речи, ведется довольно долгое время. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция роста количества детей с нарушениями устной и письменной речи. Поэтому исследование данного вопроса все еще остается актуальным.

По мнению Левиной Р. Е. в основе нарушений процессов чтения и письма лежит несформированность фонематической системы.[3] Следовательно, своевременное формирование фонематических процессов в дошкольном возрасте обеспечивает более успешное овладение детьми письменной речью в младшей школе.

Проблемы формирования фонематических процессов у дошкольников разрабатывались многими отечественными исследователями. Но анализ психолого-педагогической литературы по выбранной теме показал большое количество теоретических разногласий по поводу определения понятия «фонематические процессы» среди исследователей.

В ходе разработки выбранной темы, опираясь на исследования Орфинской В. К., Корнева А. Н., Эльконина Д. Б., Волковой Л.С.  и других, нами было выделено пять компонентов в структуре фонематических процессов: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематические представления.

Необходимо подчеркнуть, что многие исследователи отождествляют понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие». Вместе с тем Чиркина Г. В. отмечает необходимость различать данные понятия. Она же отмечает, что фонематический слух является составной частью физиологического слуха человека. [5]

В ходе понятийного анализа мы пришли к следующему выводу: фонематический слух способствует тому, что ребенок узнает и различает звуки родного языка, а фонематическое восприятие дает возможность дифференцировать фонемы и определять звуковой состав слов.

Фонематический анализ формируется на основе фонематического восприятия и состоит из умений мысленно разделять слова на составные части (фонемы) и точно представлять их звуковую структуру.

Фонематический синтез – противоположный фонематическому анализу процесс мысленного соединения звуков в целое слово. Эти два процесса взаимосвязаны и не могут быть отделены друг от друга.

Способность мысленно осуществлять фонематический анализ и синтез на основе ранее воспринятых представлений исследователи называют фонематическими представлениями.

Корнев А. Н. в своих исследованиях отмечает, что фонематическое восприятие формируется у детей без целенаправленного обучения, а развитие навыков фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений требуют специального обучения. [2]

Ведущими учёными (Спирова Л. Ф., Каше Г. А., Ястребова А. В.) была доказана прямая взаимосвязь между уровнем развития речи детей и их способностями к овладению навыками чтения и письма. Несовершенство фонематических процессов затрудняет формирование навыков звукового анализа и синтеза, без которых невозможно полноценное освоение письменной речи.  

Развитие фонематических процессов в онтогенезе происходит определенные стадии. Фонематический слух, который позволяет ребенку различать и узнавать звуки родного языка начинает формироваться уже в первые недели жизни, младенцы способны выделять человеческую речь среди других звуков и шумов. Как показывают исследования, к двум годам фонематический слух у ребенка полностью сформирован.

На третьем и четвёртом году жизни проходит дальнейшее совершенствование фонематического восприятия, овладение простыми формами фонематического анализа и синтеза. К четырем годам в норме дошкольники способны дифференцировать все звуки родного языка. Они различают фонемы и определяют звуковой состав слова.

Важную роль в процессе овладения чтением и письмом играют фонематические представления, которые формируются у детей на основе развития вышеперечисленных компонентов фонематических процессов.

В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень развития фонематических процессов. Старшие дошкольники с нормальным речевым развитием способны правильно произносить звуки родного языка, узнавать их в потоке речи, могут подбирать слова на заданный звук. У них, как правило, уже формируются дифференцированные звуковые образы отдельных звуков и слов. [5]

Развитие всех составляющих фонематических процессов является одной из важнейших задач при подготовке к овладению навыками чтения и письма. Дети с недоразвитием фонематических процессов попадают в группу риска по нарушениям письменной речи. Они испытывают значительные трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают много ошибок при письме. И, соответственно, успешнее овладевают навыками чтения и письма при развитом фонематическом слухе, достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности.

С целью определения уровня развития фонематических процессов у старших дошкольников нами было проведено экспериментальное исследование. В эксперименте приняло участие 15 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №34 «Крепыш» города Новочебоксарска Чувашской Республики.

Для обследования уровня развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста были использованы методики, предложенные Г. В. Чиркиной, Т. Б. Филичевой и О. Б. Иншаковой. Данные методики довольно подробно рассматривают все компоненты фонематических процессов и удобны при обследовании детей. Основной принцип данных методик – последовательный переход от простого к сложному. [1,4]

Исследуемым было предложено 5 блоков заданий. В первом блоке были представлены задания для обследования фонематического слуха детей (выделение заданного звука среди других, различение слов-квазиомонимов, восприятие и воспроизведение слоговых цепочек). Второй блок был направлен на обследование фонематического восприятия (определение наличия заданного звука в слове, подбор пары картинок к словам паронимам). Третий блок выявлял состояние фонематического анализа (определение местоположения звука в слове). В четвертый блок были включены задания для определения уровня развития фонематического синтеза (составление слов из разного количества звуков, стоящих в различной последовательности). В пятом блоке обследовался уровень развития фонематических представлений у испытуемых.

Качество выполнения заданий оценивалось в балльной системе в соответствии с критериями оценивания. Каждое правильно выполненное задание оценивалось в 1 балл, частично верный ответ – в 0,5 баллов, неверный ответ – 0 баллов.

Максимальное количество баллов, которые могли набрать дети за выполнение всех заданий – 19.  Качественный и количественный анализ результатов исследования позволил нам выделить три уровня сформированности фонематических процессов у детей, охваченных экспериментом: высокий уровень развития (15-19 баллов), средний уровень развития (9-14 баллов), низкий уровень развития (0-8 баллов).

Проанализировав результаты эксперимента, мы выявили, что низкий уровень развития фонематических процессов имели 6 детей, что составило 40% от общего числа испытуемых. У этих детей наблюдалось недоразвитие всех компонентов фонематической стороны речи. Большую трудность для испытуемых представляло определение места звука в слове. Ни один ребенок не справился с этим заданием. Также была выявлена неспособность детей придумывать слово на заданный звук и составлять слова из заданного количества звуков.

Было отмечено, что дети испытывали трудности при восприятии и воспроизведении слоговых цепочек. При повторении испытуемые меняли слоги местами, или произносили неправильно. Мы предположили, что допускаемые детьми данной категории ошибки можно объяснить неустойчивым слуховым вниманием при сохранном фонематическом слухе. Следует отметить, что дети выполняли предложенные задания без особого интереса, невнимательно слушали и постоянно отвлекались. Двое детей не понимали смысла заданий.

На среднем уровне развития фонематических процессов также находилось 6 детей (40%). Испытуемые в процессе диагностики были активны, внимательно и до конца слушали инструкции. Они справлялись с заданиями успешнее и набрали от 9 до 14 баллов.

У детей данного уровня затруднение вызвало повторение слогов с оппозиционными звуками (испытуемые меняли их местами при воспроизведении), выделение гласного звука в середине и конце слова и согласного из стечения звуков, а также составление слов из звуков, данных в нарушенном порядке.

У 3 обследованных детей был выявлен высокий уровень развития фонематических процессов. Это составило 20 % от общего числа испытуемых. Дети дифференцировали все звуки речи, определяли наличие гласного и согласного звука в слове, выделяли ударный гласный в начале слова, называли слова с заданным звуком, составляли слова из предъявляемых звуков. Один ребенок испытывал трудности в подборе слов на твердые и мягкие согласные. В целом же предложенные задания у детей данной категории трудностей не вызвали.

Заключение.

  1. Проблема развития фонематических процессов как предпосылка к овладению грамотой остается актуальным вопросом в современной логопедии, поскольку сохраняется рост количества детей с нарушениями чтения и письма.
  2. На этапе обследования было выявлено, дети старшего дошкольного возраста владеют недостаточным уровнем развития фонематических процессов, что может оказать негативное влияние на овладение письменной речью на начальном этапе школьного обучения.
  3. Результаты констатирующего эксперимента показали неподготовленность исследуемых дошкольников к овладению письменной речью и обосновали необходимость проведения коррекционной и профилактической работы, направленной на развитие фонематических процессов.
  4. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе эксперимента, могут быть использованы в своей работе логопедами, воспитателями и родителями для профилактики нарушений чтения и письма у детей с недостаточным уровнем сформированности фонематических процессов.

Список литературы:

  1. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда.  М. : ВЛАДОС, 2022. 279 с.
  2. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб. : МиМ, 1997. 286 с.
  3. Левина, Р. Е. Нарушения речи и письма у детей: избр. тр.; ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. М. : АРКТИ, 2005. 222 с.
  4. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. М.: АРКТИ, 2003. С. 240.
  5. Филичева, Т. Б., Чевелева, Н. А., Чиркина, Г .В. Основы логопедии. М. : Просвещение, 1989. 223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей: «Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста»

Предлагаю вам материал для проведения семинара-практикума для родителей, в целях привлечения их к занятиям по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Матери...

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания де...

«Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр»

В    последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории дет...

План самообразования "Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством игр"

Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач логопеда, работающих с детьми с фонетико- фонематическим недоразвтием речи. Фонематисеское восриятие является важнейшим стимулом ф...

Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством интерактивных игр

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окруж...

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста

Для преодоления фонетико- фонематических нарушений необходимо развитие фонематического восприятия и слуха. Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, постро...