Семинар-практикум для родителей: «Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста»
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Лексина Ольга Васильевна

Предлагаю вам материал для проведения семинара-практикума для родителей, в целях привлечения их к занятиям по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Материал будет полезен логопедам и воспитателям логопедических групп. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematich.sluh_.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №138» г.Рязани

Семинар-практикум для родителей:

«Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила:

 учитель-логопед Лексина О.В

Цель: привлечь родителей к занятиям по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Задачи: 1.Показать родителям значимость работы с детьми по развитию фонематических процессов;

2.Познакомить родителей с играми, направленными на развитие фонематических процессов.

 

Уважаемые родители. Сегодня мы с вами узнаем, что такое фонематический слух, для чего он нужен нашим детям, и как в домашних условиях вы можете его развивать.

  1. Что же такое фонематический слух?

Простыми словами Фонематический слух — это умение различать звуки речи, выделять их из общего звучания слова.

Физическим слухом ребенок обладает со дня рождения, а фонематический появляется только к году, одновременно с первыми словами. Именно тогда, когда слово начинает служить средством общения и ребенок начинает активно этим пользоваться, исследователи детской речи (Н. Х. Швачкин, А. И. Гвоздев) констатируют, что фонематический слух оказывается сформированным.  Далее фонематический слух продолжает развиваться и совершенствоваться

Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности », особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже со средней группы. 

Сначала слово воспринимается ребенком как что-то целое, он улавливает его общий звуковой контур, затем появляется умение различать отдельные звуки, составляющие слово.

Замедленное развитие фонематического слуха — явление достаточно частое. По разным причинам у многих детей, имеющих нормальный физический слух, не вырабатывается привычка прислушиваться к речи окружающих; дети безразлично относятся к тому, как говорят они сами и как говорят другие, их слуховое (акустическое, звуковое) внимание ослаблено. Дети со слабо развитым фонематическим слухом не могут определить, из каких звуков состоит слово, даже правильно сказанное ими самими, путают слова, близкие по звучанию, слова с одинаковой ударностью, с одинаковым ритмическим рисунком, не могут выделить начальный и конечный звуки слова и т. п.

Развитие фонематического слуха и правильного произношения взаимосвязано. Если ребенок плохо различает звуки на слух, он и произносить их начинает нечетко, хотя его речевой аппарат в полном порядке.

Задержка развития фонематического слуха неизбежно сказывается и при обучении ребенка грамоте — даже в том случае, если в устной речи нет заметных дефектов. Без умения различать звуки в слове, выделять и объединять их нельзя овладеть навыками правильного чтения и письма. Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал, что главную основу правописания составляет хороший, ясный выговор слова, такой, чтобы каждый из звуков, его составляющих, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков. Он же рекомендовал при обучении грамоте больше останавливаться на звуках, составляющих слова.

И если не обратить внимание на развитие фонематического слуха в дошкольном возрасте, то в школе возникнут проблемы с русским языком и чтением.

В письме детей с недоразвитием фонематического слуха отмечается пестрая картина самых разнообразных ошибок: пропуски гласных, согласных, целых слогов, перестановки букв, слогов и самих слов, смешения и всевозможные искажения. У детей с недостаточно развитым вниманием, с неустойчивым слуховым восприятием особенно страдает письмо под диктовку, списывание им удается значительно лучше.

Как же развивать фонематический слух? С самого раннего возраста необходимо«показывать» ребенку, что слова состоят из отдельных звуков, воспитывать умение слушать и слышать. Пусть ребенок прислушается к звукам, которые слышит дома и на улице, пусть научится различать, что это за звук, от чего он (дома для этого пригодятся разные звучащие инструменты и игрушки: звонок, барабан, пищалки, бубен и т. п.).

УПРАЖНЕНИЕ «Что звучит?»

Различаем высоту силу и тембр голоса.

Читая с ребенком сказку, например «Три медведя» взрослый изображает папу-медведя (низкий голос), затем маму-медведицу (средний голос) и Мишутку (высокий голос). Сейчас мы с вами поиграем.

УПРАЖНЕНИЕ

Трем мамам раздаются листочки с названием персонажа, и каждая из мам, должна озвучить предложение голосом своего героя. Детям предлагается отгадать, кто из персонажей знакомой им сказки сейчас говорит.

Полезно потренировать ребенка в различии на слух слогов с парными фонемами(подбираются ряды из двух-трех слогов) . Самые легкие для произнесения ребенком звуки: ф, в, п, б, н, поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций, включающих именно эти звуки.

УПРАЖНЕНИЕ 1«Лишний слог»

Сейчас я буду называть вам слоги, ваша задача определить лишний слог:    ка- ка -га- ка;  ша-са-са-са;

па-па-ба, ба-па-ба, па-ба-па;

УПРАЖНЕНИЕ 2

Различение слов, близких по звучанию:

кошка — окошко — лукошко,

речка — печка — овечка — гречка,

Оля — Коля,

Мишка — миска — мышка — книжка,

почка — бочка — дочка — точка — кочка и другие.

 При подобных упражнениях необходимо опираться на смысл проговариваемых и различаемых слов.

С большим интересом и удовольствием дети играют в слова и слоги(докончить начатое слово, переделать одно слово в другое и т. д.).

УПРАЖНЕНИЕ 3

Предлагаю вам послушать рифмовки и помочь мне закончить предложения.

Мех теплый, как грелка.

Зовут его... (белка).

Грязнулю всегда 
Выручает... (вода).

В дом войти боится вол:
- Подо мной прогнется... (пол).

Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).           Де-де-те - сядем в темно... (те).

За-зу-за - уходи домой, ко... (за).              Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).

Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).                     Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).

        

До школы ребенок должен научиться различать все звуки, причем сначала берутся для упражнения звуки далекие, например, «а»«и»«м»«с», и лишь позднее, по мере тренировки, переходят к близким звукам: шипящие — свистящие, глухие — звонкие, «р»«л» и т. д.

Важно, чтобы ребенок мог отличить на слух правильно произносимые звуки и слова от искаженных.

Воспитывая внимание и интерес к речи, можно использовать следующие упражнения:

  • есть ли заданный звук в слове. («есть ли звук «ш» в слове «кошка»)
  •  «Хлопни, если услышишь звук…»

Сейчас я вам буду называть слова, если в названном мною слове вы услышите звук «к», то хлопните.

Слова: ноты, камыши, кот, горы, сок, крыша и т.д.

  • Определить место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова)

УПРАЖНЕНИЕ «Звуковые домики»

-Перед вами на столах лежат «звуковые домики». Давайте вместе с детьми попробуем определить место звука «к» в словах.

(Логопед выставляет на доску картинки со звуком «к» в разной позиции, схему для характеристики звука)

-Для определения места звука в слове, давайте разберемся, фишкой какого цвета мы будем сегодня играть. (Дается характеристика звука по схеме- согласный, глухой, твердый, обозначаем синим цветом)

Слова: кот, утка, молоток.

Логопед выставляет фишки в аналогичном домике на доске.

  • Выделять первый и последний звук слова.

Послушайте меня внимательно,  сейчас я назову слово, а вам нужно будет определить, какой звук слышится первым в этом слове? Какой звук слышится последним?  Слово КОТ

  • Придумывать слова на заданный звук(слова, начинающиеся с заданного звука, и те, в которых он есть):

Сейчас я вам предлагаю назвать слова, начинающиеся со звука «Г».

(Участвуют дети, при их затуднении включаются родители)

  • Отобрать картинки на определенный звук из ряда других.

Перед детьми на доске выставлены картинки, необходимо отобрать только те, в названиях которых есть звук «б» (бант, собака, глобус, лев, стул, и т.д)

На завершающей ступени в системе развития фонематического слуха учим ребенка делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, уметь "отхлопывать", "отстукивать" ритмический рисунок дву- и трехсложных слов.

Перед родителями и детьми те же картинки, которые остались от выполнения предыдущего задания, Детям вместе с родителями предлагается отхлопать количество слогов в этих словах.

По мере овладения грамотой слуховой анализ, закрепленный в устной речи, переносится на письмо.

 С детьми, умеющими читать, виды работ по развитию звукового анализа более разнообразны: предложения делятся на слова, слова на слоги, слоги на звуки (и соответственно объединяются). По возможности дольше следует работать с разрезной азбукой: показывать и называть буквы и слоги, собирать слоги и слова, реконструировать слоги. Можно смешать слова текста и предложить расставить их в нужной последовательности, вставить пропущенные буквы и слоги. 

Родители и педагоги должны помнить, что только на естественное развитие ребенка полагаться нельзя, должны понимать затруднения детей с недоразвитием фонематического слуха и активно вмешиваться в его формирование. Разумеется, необходимо проверить и физический слух ребенка у врача-отоларинголога, если есть хоть малейшее сомнение в его полноценности.

Развитый  фонематический слух один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения.

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, систематической логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и развития фонематического слуха.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т.д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением и родителями.