Конспект родительского собрания. Нетрадиционные техники рисования в развитии детей Мастер-класс «Удивительное рисование» (НЕНЬЮТОНОВСКАЯ ЖИДКОСТЬ)
материал (младшая группа)

Фоменко Елена Александровна

Создать условия для овладения  техникой рисования на крахмале родителями с последующим применением в совместной деятельности с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 «Сказка»

Конспект родительского собрания. Нетрадиционные техники рисования

в развитии детей

Мастер-класс «Удивительное рисование»

(НЕНЬЮТОНОВСКАЯ ЖИДКОСТЬ)

Подготовили и провели:

воспитатель-наставник

Фоменко Ирина Анатольевна

 молодой педагог

Фоменко Елена Александровна

Камень-на-Оби, 2023

Тема: «Удивительное рисование» (Неньютоновская жидкость)

Цель: Создать условия для овладения  техникой рисования на крахмале родителями с последующим применением в совместной деятельности с детьми.

Задачи:

  • Повышать педагогическую компетентность родителей в художественно – творческом развитии детей;
  • Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
  • Апробировать новые нетрадиционные техники работы с семьей, как фактор позитивного эмоционального развития ребенка. Способствовать установлению партнерских отношений между родителями и педагогами.

Форма организации мероприятия: мастер-класс

Участники: родители и воспитатели.

Оборудование: крахмал, вода, кисточки,  гуашь, салфетки,  бумага, музыкальное сопровождение.

План:

  1. Значение рисования для всестороннего развития ребенка.
  2. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования для детей  младшего и среднего возраста.
  3. Рефлексия.
  4. Обратная связь

Ход собрания.

  1. 1. Значение рисования для всестороннего развития ребенка.

Воспитатель: – Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада видеть Вас! Сегодня мы поговорим о значении рисования для развития детей.
 Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.

Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. Рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, помогает закреплять знания о цвете и форме, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний.

Дети любят рисовать, потому что рисование доступно – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно выразить свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно– рисуешь и обязательно что-то получается.

– Кто дома рисует вместе с детьми ?

– Как обычно вы это делаете ?

Многие родители чаще дают детям для рисования карандаши и фломастеры, а не гуашь и краски. Это связано с тем, что после рисования красками дети оставляют запачканными столы и одежду.

Но детям в этом возрасте необходимо рисовать красками. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

Проведем небольшой эксперимент: поставим кляксу на сложенный альбомный лист и отпечатаем ее на втором листе бумаги (игровой практикум для родителей).

-На что похож ваш рисунок? (Ответы родителей). У кого-то получилось изображение, похожее на цветок, у кого-то- на птицу, а у кого-то-на что-то красивое и необычное…

Мы сейчас в игровом задании использовали нетрадиционную технику рисования, которая носит название «кляксография».

-Какие эмоции вы испытали, создавая этот необычное изображение? (Ответы родителей).

Выполняя это задание, каждый из вас испытал массу положительных эмоций, вот также и наши дети, рисуя необычным способом, испытывают радость, интерес, положительные эмоции. А это, как известно, составляет основу

психического здоровья и благополучия наших детей.

Итак, мы выяснили, что изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, способствует развитию воображения, наблюдательности, художественного мышления. Значит, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.

Маленьким детям сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами не все еще в достаточной степени могут управлять. Использование только лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности.

 А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно – в этом и заключается суть нетрадиционных техник рисования!

Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, которые необходимы для создания тех или иных форм и линий. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения.

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени. 

Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. 

С видами нетрадиционных техник рисования  вас познакомит Елена Александровна:

Выступление и показа мастер –класса воспитателем Еленой Александровной:

– Немного – немало прошло времени, как отыскали рецепт, который помогает совершенствовать творческие способности ребенка. Это – нетрадиционные изобразительные техники.


– С какими нетрадиционными техниками рисования вы знакомы ?

Вот некоторые из них, с несколькими из них наши дети уже знакомы.

  • Пальчиковое рисование
  • Кляксография
  • Зверушки из отпечатка
  • Монотипия
  • Рисование пеной
  • Мраморная бумага
  • Рисование на крахмале
  • Зимнее рисование на сугробах
  • Силуэт
  • Рисование штампами
  • Рисование зубной щёткой
  • Ниткография
  • Невидимые рисунки
  • Эбру
  • Рисование солью
  • Граттаж
  • Пластилинография

– Сегодня мы познакомимся с  нетрадиционной техникой рисования для дошкольников - рисование на крахмале ( по научному -НЕНЬЮТОНОВСКАЯ ЖИДКОСТЬ)
-Но сначала немного разомнемся, вставайте в круг и давайте поиграем.

(Воспитатель надевает корону, в руке палочка)

– Вмиг я палочкой взмахну –

Загадаю чудо!

Всем я вам помогу

Доброй феей буду!

Поскорей встаньте в круг,

За руки возьмитесь.

А теперь начнём вращаться,

В ребятишек превращаться.

(звучит музыка)

-Какие замечательные ребята сегодня собрались….

-Вы любите рисовать? Сейчас мы отправимся с вами в необычное путешествие, в страну «Рисовандию», присаживайтесь на свои места.

- На ваших столах  уже готовы емкости с крахмалом, кисточки и гуашь. Но сначала давайте поиграем. Как можно поиграть с неньютоновской жидкостью?

 Для начала можно просто потрогать чудо-жидкость руками. Если медленно зачерпнуть её ладошкой и расставить пальцы, то она начнёт стекать между ними. А если запустить всю кисть в миску, а затем попробовать резко её вытащить, то ничего не получится – рука застрянет. Здесь как раз можно рассказать детям про болото и зыбучие пески. Трясина затягивает и не даёт резко выбраться по аналогичным причинам, поэтому из неё нужно высвобождаться медленно, постепенно. Также предложите воспользоваться жидкостью как пластилином. Когда дети начнут лепить комочки, скручивать из субстанции шарики и сгребать её в горсть, они будут ощущать прикосновение твёрдого пластичного вещества. Но как только они остановятся, почувствуют, как жидкость «тает», просачивается сквозь пальцы.  Ещё можно попробовать перелить субстанцию из одной ёмкости в другую, она медленно будет сходить по стенкам. Но если вы решите перевернуть миску быстро, то ни одна капля не упадёт, вещество будто приклеилось ко дну.  Брызг, как у расплескавшейся воды, вы тоже не заметите, но попробовать их получить можно. Для этого нужно резко хлопнуть ладонью по поверхности или кинуть в тарелку шарик. Он просто увязнет, мягко приземлившись, и не оставит никаких всплесков. 

 А сейчас ваша задача придумать и нарисовать любой узор или предмет на этой жидкости.  ( творческая работа совместно с воспитателем)

– Наше путешествие в страну «Рисовандию» подходит к концу и нам пора возвращаться, а чтобы опять стать взрослыми закройте глаза и повторяйте за мной:

– ШУ – ШУ! Не шучу! Взрослой стать опять хочу!

Рефлексия. “Сундочок пожеланий”

Всем участникам раздаются небольшие листы бумаги, предлагается написать то, чего ему бы хотелось пожелать присутствующим, при этом ни к кому конкретно не обращаясь и опустить листок в «Сундучок пожеланий» Затем воспитатель перемешивает в сундучке все пожелания, и родители выбирают из него пожелания для себя.

Обратная связь

Воспитатель: – Большое спасибо всем. Благодарю вас за участие.

Дорогие родители, вы смогли убедиться, что творческий процесс – это настоящее чудо! Дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет рисование. Старайтесь дома создать условия, необходимые для творческого развития ваших детей, активно участвуйте в творческом процессе вместе с ребенком. Поощряйте его стремление исследовать окружающий мир, умейте ценить его достижения и его самого как личность! Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!

Наша встреча подошла к концу. Надеемся, что вы узнали для себя что-то новое, необычное и интересное.

Желаю, Вам, успехов в творческих работах с вашими детьми!

Литература: 

  1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. =М., 2000.
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1-2. =М.: «Издательство Скрипторий 2003» =2007.
  3. Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. =Мозаика-Синтез, 1915.
  4. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. = М.: Просвещение, 2005.
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа (художественно-эстетическое развитие). Учебно-методическое пособие. =М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. =144 с.

Приложение

Рецепт неньютоновской жидкости. Для приготовления вам понадобится взять: Кукурузный или картофельный крахмал. Чистую воду обычной комнатной температуры. Пропорции для смешивания – 2:1, то есть на два стакана крахмала нужен один стакан воды. Иногда предлагают более жидкий вариант 1:1 или 3:2. Можно смотреть по собственным ощущениям, полученная консистенция должна напоминать сметану.  Ёмкость для смешивания может быть из любого материала. Выбирайте миску такой формы и размера, чтобы можно было запустить в неё обе руки, то есть не слишком маленькую.  В какой последовательности добавлять ингредиенты, не имеет значения. Уже на момент смешивания вы с ребёнком будете наблюдать первую любопытную закономерность. Если усиленно мешать состав, то крахмал будет как бы сопротивляться, он останется частичками, крупинками, не растворяясь в воде полностью. А если не замешивать тесто, а оставить его на несколько минут в миске, оно приобретёт однородность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания на тему: Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

Конспект  родительского собрания  в старшей группе.                    ...

Конспект родительского собрания .Тема: «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме  игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста....

Мастер - класс для родителей "Рисование в развитии детей дошкольного возраста"

Данный материал поможет воспитателям организовать работу с родителями...

Конспект родительского собрания "Нетрадиционные техники рисования"

Знакомство родителей с нетрадиционными техниками рисования "Эбру" и "Тинга-тинга"....

Конспект Родительского собрания: Влияние современных гаджетов на развитие детей.

Телефоны, планшеты, игровые приставки, компьютеры, телевизоры – это вещи без которых современные дети не могут обойтись. А родители могут? Много ли из нас тех, кто проводит хотя бы один день без...

Конспект родительского собрания в ДОУ «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет»

Младший дошкольный возраст – важный период в жизни ребенка. Именно в это время происходят серьезные изменения в отношении между малышом и взрослыми, другими детьми, и даже окружающими предметами...