Презентация "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества"
презентация к уроку (младшая группа)

Младший дошкольный возраст – благоприятный период для развития речи детей. В этот период значительно возрастает речевая активность детей, увеличивается запас активного словаря. Улучшается произносительная сторона речи. Дети овладевают фразовой речью, их речевые высказывания удлиняются и усложняются, превращаясь в рассказы.

В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с детства к устному народному творчеству. Малые формы фольклора развивают образность мышления, выразительность речи, так как богаты лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами.

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т.е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении. Но и вызывает желание у ребёнка  запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памят

Колыбельные песни значительно обогащают словарный запас. Их особый ритм учит детей плавному произношению фраз, предложений. Они развивают фонематическое восприятие, содержат широкий круг сведений об окружающем мире

Потешки тренируют память и мелкую моторику. С их помощью ребенок запоминает название частей тела, животных и многое другое. Потешки  играют большую роль в развитии мелкой моторики.  Используются при формировании навыков самообслуживания.

Сказка имеет специфический звуковой стиль, которому характерны: напевность, повторы различных словосочетаний. Она понятна ребенку.

Сказка помогает понять что хорошо, а что плохо, развить речь, получить информацию о моральных устоях, привить духовно-нравственные качества: доброту, трудолюбие, щедрость. Именно сказки раскрывают перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка, и мы взрослые, читая сказки, оказываем детям реальную помощь

Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена небольшим жизненным опытом детей (об игрушках, диких животных, некоторых  предметах домашнего обихода, продуктах питания).

Загадки лаконичны, с конкретными образами, могут иметь подсказку. Способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления.

Заклички  являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи.  Развивают чувство ритма и рифмы, формируют интонационную выразительность. Можно использовать во время прогулок, наблюдая за погодными явлениями.

Считалки - для детей используются для установления очередности, для определения кому начать игру.  Благодаря считалкам у детей развивается память и чувство ритма.

Содержащийся в подвижных и хороводных народных играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. 

Фольклор используется  в работе с детьми  в разных видах деятельности: игровой, продуктивной, музыкально-художественной, коммуникативной, познавательной, восприятии художественной литературы.

 

Постоянно замечая интерес детей к потешкам, сказкам, стихам, прибауткам, я решила, что они помогут мне «разговорить» малышей, воспитать и способствовать появлению желания общаться. Работу я начала с создания условий в развивающей среде.

Была проделана работа по пополнению дидактических игр «сказки на липучках», изготовлены различные картотеки в виде кейсов с пословицами, поговорками, сказками, потешками. Также пополнили книжный уголок соответствующей художественной литературой.

Реализация поставленных задач по развитию речи возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства развития речи детей, формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью.

        Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, подготавливаю консультации, такие как: «Приобщение детей к театру», «Роль русского народного фольклора в развитии речи детей», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через русские народные сказки»,  «Почему важно петь колыбельные песни детям». Привлекаю  родителей к изготовлению материалов к дидактическим и театрализованным играм. Пополняем развивающую среду (настольно-печатными играми по русским народным сказкам,  играми  по мотивам потешек (разрезные картинки, лото).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устн...

"Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества"

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как он становится основным средством общения. Возраст от трех до четырех лет имеет ...

Семинар - практикум для педагогов "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества"

В данном материале вы найдете ответы на такие вопросы как: актульность выбранной темы, главная цель и задачи работы с детьми, подробный рассказ о средствах народного творчества, которые можно использо...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами  устного народного творчества...

Образовательный проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества»

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества»...

Отчет по самообразованию за 2021-2022 уч.г Развитие речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества».

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное нар...