Отчет по самообразованию за 2021-2022 уч.г Развитие речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества».
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Персональный сайт педагога

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.konyahina_e.v.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

        

Отчет по самообразованию

Тема: «Развитие речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества».

                                                                             

Подготовила: воспитатель II младшей

группы «Бирюзовый лепесток»

Коняхина Е.В.

Тельма

2022 г.

        Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Цель: Использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей младшего возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

Исходя из всего этого определила следующие задачи:

Развивающие задачи:

- Развивать речевые способности детей раннего возраста;

-Расширять словарный запас;

-Формировать связную речь;

Образовательная задача:

- Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);

Воспитательные задачи:

- Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;

- Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;

- Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.

Актуальность темы:

Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ. А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к уверенности в себе. Поэтому, считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.

           Проблема:

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Реализацию поставленных задач по развитию речи детей посредством произведений народного творчества выбрала следующие направления:

использование фольклорных произведений на занятиях;

- в играх: дидактические игры, игры-забавы, пальчиковые игры, хороводные игры, подвижные народные игры, игры инсценировки;

- чтение сказок и потешек, рассматривание к ним иллюстраций;

- использование фольклора в режимных моментах;

- работа с родителями.

Мною были использованы следующие средства:

-Совместная деятельность воспитателя с детьми;

-Самостоятельная деятельность детей;

-Взаимодействие с родителями.

Применяла  методы:

-словесные,

-наглядные,

-практические,

-игровые.

Работа по самообразованию началась с октября 2021г. во II младшей группе раннего возраста «Розовый лепесток». Для реализации поставленных задач был составлен план, на основании которого была проведена последовательная работа.

С ноября работа была продолжена во второй младшей группе «Бирюзовый лепесток». В группе имеется настольный, пальчиковый театр «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка», а также театр рукавичек.

В образовательной деятельности использовала народные песенки, пальчиковый и настольный театр русских народных сказок. Во время утреннего круга проводилась различная работа: пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, разучивали песнушки, все это обыгрывалось на занятиях, проводилась работа по темам недели, все сопровождалось художественным словом. В книжном уголке имеется подборка книг со сказками и потешками. Дети с удовольствием вместе со мной рассматривают книги, иллюстрации к русским народным потешкам, песенкам, сказкам. Расширяя словарь детей через русский народный фольклор, нельзя не отметить познавательное значение словосочетаний из сказок и потешек, по которым можно учить ориентировке в пространстве, давать понятие о временных представлениях, величине: «Вот и люди спят, вот и звери спят», «Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко встало, утро настало», «Маленькая птичка прилетела к нам», «Выросла репка большая». 

Для выработки хорошей дикции, отчётливого и ясного произношения использовала упражнения на звукопроизношение, имитацию голоса птиц. Обращала внимание детей на различную силу звучания их голосов: петушок поёт громко, гуси тоже гогочут громко, утки крякают отрывисто. Предлагала ребёнку интонацией голоса выразить нежность и ласку («Наша Маша маленькая, на ней шубка аленька»). Содержание такого рода текста как «Дон-дон-дон, загорелся Кошкин дом» обязывает передать тревогу, волнение по случаю происшедшего.

Для полного использования развивающего потенциала малых форм фольклора я применяю их в режимных моментах с целью создания благоприятной речевой среды, так как это одно из условий речевого развития детей, а также для создания благоприятной эмоциональной атмосферы.

Широко использую в своей работе загадки. Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают её отличным приёмом дидактического воздействия на детей. Предлагаю загадки в начале занятия, наблюдения, бесед, с целью мотивации на предстоящую деятельность и поддержание интереса.  Использую загадки как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме, в завершении деятельности.

Жанры детского фольклора, используемые мной в своей работе:

- колыбельные песни;

- потешки;

- прибаутки;

- заклички;

- приговорки;

- детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни);

- народные подвижные игры

- русские народные сказки

- пальчиковые игры

Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицания, вопрос, яркая интонационная мимика. Заучивание и обыгрывание диалогического фольклорного текста помогает детям улавливать интонационную окраску речи. Конкретность сформулированных вопросов вызывает чёткий и простой ответ.  

В марте 2022 г. на базе нашего детского сада для детей второй младшей группы «Бирюзовый лепесток» мною было проведено итоговое занятие «Едем к бабушке на вкусные оладушки» целью которого являлось- развитие речи у детей через приобщение к русскому народному фольклору.

На котором дети познакомились с элементами русского народного быта, пополнили свой словарный запас, учились  различать на слух звуки г и к, произносить слова с данными звуками и выделять их из фраз;упражнялись в образовании существительных в родительном падеже, а также, развивали навыки четкого, внятного произношения слов с помощью потешек, песен. В ходе открытого занятия, дети показали хорошие результаты, охотно включались в диалог, рассказывали потешки, играли на ложках, отгадывали зададки.

30.05.22 г. на базе нашего детского сада, мною был проведен мастер-класс с педагогами на тему «Изготовление куклы- оберега «Берегиня».

Целью которого было -повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта изготовления обереговой куклы «Берегиня». 

Задачи: 

  • формирование представления об изготовлении народной  куклы, как атрибута духовной культуры русского народа;
  • привитие интереса к изготовлению обереговых, обрядовых и игровых кукол;
  • создание игровой куклы по традиционной технологии; 

Во время мастер-класса педагоги познакомились со значением народной куклы в современном обществе, познакомились с историей создания кукол-оберегов, а также с принципами изготовления кукол.

Во время занятия была представлена презентация о разновидностях тряпичных кукол, в ходе которой педагоги познакомились с куклой- шестиручкой, незаменимой помощницей в домашних делах; куклой- колокольчиком, которая приносит добрые вести и хорошее настроение; куклой-благополучницей, привлекающей процветание и достаток в дом; с куклой-пеленашкой, оберегающей от сглаза младенца; куклой- подорожницей, способной отводить от путников беду, вызвала интерес и кукла - невеста, у которой нет рук, но есть семь шарфиков. 

Изготавливая куклу своими руками, педагоги получили ценнейший опыт позитивных достижений, безусловно этот опыт поможет им в дальнейшей работе с детьми.

Перспектива:

  1. Продолжить работу с детьми по данной теме.
  2. Создать мини библиотеку, в которой дети смогут познакомиться с малыми жанрами устного фольклора (картотека народных игр, куклы изготовленные из различных материалов).
  3. Провести работу с родителями. Пополнить предметно-развивающую среду (театральный уголок- конкурс с родителями на лучшее дидактическое пособие по театрализации. Музыкальный уголок- изготовление народных инструментов своими руками (бутофорские игрушки).
  4. Приобщать родителей для пополнить уголка ряжения по изготовлению народных костюмов.
  5. Провести совместное с родителями мероприятие «Роль русских народных сказок в развитии речи детей».
  6. Консультация для родителей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».


Заключение

         На основе проделанной работы я увидела, что у детей повысился интерес к народному творчеству. Дети стали эмоциональнее, активнее, свободно выражают свои просьбы и пожелания. Расширился и обогатился словарный запас детей, речь стала более четкой, внятной. Дети отвечают на простые вопросы, легко общаются друг с другом. Охотно играют вместе, развёртывают небольшие пока сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются использовать их самостоятельно.

У родителей также замечен интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. Во многих семьях была заведена традиция чтения сказок перед сном и напев колыбельных песенок. Работа по данному направлению еще не завершена. В перспективе своей деятельности вижу необходимость продолжить работу по развитию речи детей средствами устного народного творчества, а также развивать речь детей через театрализованные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество»

В даном проекте предпринята попытка использовать фольклор, как средство успешного привития культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста. Ведь на данном жизненном этапе ребенка э...

Педагогический проект "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество"

Цель проекта - использование малых форм устного народного творчества для повышения уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего  дошкольного возраста....

Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество» 2014 год

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаим...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество

Режимные процессы (кормление, подготовка ко сну, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть активного образа жизни детей. Они постоян...

Образовательный проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества»

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества»...

Презентация "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества"

Младший дошкольный возраст – благоприятный период для развития речи детей. В этот период значительно возрастает речевая активность детей, увеличивается запас активного словаря. Улучшается произн...