Картотека игр для детей дошкольного возраста.
картотека

Пинюгина Анна Сергеевна

В картотеке представлены дидактические, сюжетно-ролевые, строительные, театрализованные игры для дошкольников, которые сгруппированы по возрастам и образовательным областям. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx50.63 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевые игры

1. Название: «Детский сад»

Возраст: младшая группа (3-4)

Цель: ознакомить детей с трудом взрослых, работающих в детском саду.

Задачи: формировать умение придумывать несложный сюжет, выбирать роль;

Развивать воображение, словарный запас ребенка;

Воспитывать интерес к труду взрослых.

Оборудование: куклы, игрушечная посуда, предметы-заместители.

Предварительная работа: экскурсия по детскому саду.        

Игровые роли: повар, врач, няня, воспитатель, музыкальный работник.

Ход игры: Проведя экскурсию по детскому саду, воспитатель предлагает детям попробовать на себе роли воспитателя, няни и других работников детского сада. Сначала воспитатель сам показывает действия, например, как готовит повар, затем одному из детей предлагает попробовать. Таким образом проигрывает несколько ситуаций, что постепенно складывается в единый сюжет. По мере игры воспитатель помогает детям развивать сюжет.

2. Название: «Шофёры»

Возраст: средняя группа (4-5)

Цель: познакомить детей с профессией шофёра.

Задачи: формировать у детей умение устанавливать взаимоотношения в игре;

развивать творческое воображение;

воспитывать интерес и уважение к профессии водителя.

Оборудование: строительный материал, рули, светофор, фуражка регулировщика, коляски, куклы.

Предварительная работа: наблюдение за машинами на улице, беседа о профессии шофёра.

Игровые роли: шофёры, пешеходы, регулировщик, автозаправщик.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в шофёров, взяв на себя роль регулировщика. Дети рисуют на земле дорогу с разметкой. Мальчики «Шофёры» едут по дороге, придерживаясь правой стороны улицы. Девочки «Пешеходы, мамы с колясками» переходят дорогу, гуляют по тротуару. Воспитатель регулирует движение; знакомит детей с тем, что машины заправляют бензином.

3. Название: «Семья»

Возраст: старшая группа (5-6)

Цель: развитие игровых умений по сюжету «Семья».

Задачи: побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи;

закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи;

воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.

Оборудование: куклы, игрушечная посуда, предметы домашнего обихода.

Предварительная работа: беседа о семье, просмотр мультимедийной презентации.

Игровые роли: мама, папа, дочка, сын, гости.

Ход игры: воспитатель предлагает детям игровую ситуацию «день рождения дочки». Помогает распределить роли. Семья готовится к празднику, мама готовит еду и накрывает на стол, дети встречают гостей, которых привозит папа, гости дарят подарки. После праздника папа развозит гостей, помогает двигать мебель. В ходе игры воспитатель помогает развивать сюжет.

4. Название: «Школа»

Возраст: подготовительная группа (6-7)

Цель: обогащение и расширение знаний детей о школе.

Задачи: расширять и конкретизировать знания детей о школе;

формировать умение творчески развивать сюжет игры;

воспитывать у детей желание учиться, вызвать интерес к учебе в школе.

Оборудование: тетради, карандаши, мел, доска, указка.

Предварительная работа: беседа о школе, чтение произведения С. Маршака «Первое сентября», рассматривание иллюстраций про школу.

Игровые роли: учитель, ученики.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в школу, помогает распределить роли. Учитель ведет уроки, рассказывает, спрашивает учеников, дает задания, ученики отвечают на вопросы учителя, выполняют задания, считают, рисуют и т.д. Воспитатель помогает детям в развитии сюжета.

Театрализованные игры

5. Игра-драматизация

Название: «Зверята»         

Возраст: младшая группа

Цель: формирование у детей навыков звукоподражания.

Задачи: формировать у детей навыки звукоподражания;

развивать внимание, память, речевую активность;

воспитывать интерес к театрализованным играм.

Оборудование: шапочки зверей, карточки со стихотворениями про животных.

Предварительная работа: просмотр мультимедийной презентации про звуки животных.

Ход игры: воспитатель раздает детям шапочки животных и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, какие звуки издают эти животные.

Все пушистые цыплятки,

Любопытные ребятки.

Мама спросит: «Где же вы?»

Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»

Курочка-хохлатушка по двору гуляла,

Деток созывала:

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко!»

Ходит по двору петух,

Аж захватывает дух.

Как увидит он зерно,

Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»

Вышел котик погулять,

Решил цыпленка напугать.

Стал подкрадываться сразу

И мяукнул громко: «Мяу!»

Ловко прыгает лягушка,

У ней толстенькое брюшко,

Выпученные глаза,

Говорит она: «Ква-ква!»

6. Театр на руке (пальчиковый)

Название: «Колобок»        

Возраст: средняя группа

Цель: побуждать детей к активному участию в театрализованной игре.

Задачи: формировать умение согласовывать действия с другими детьми;

развивать речевую активность, творческие способности;

воспитывать интерес к театрализованным играм.

Оборудование: пальчиковые куклы (дед, баба, колобок, заяц, волк, медведь, лиса); ширма.

Предварительная работа: чтение сказки «Колобок», разучивание слов героев сказки.

Ход игры: воспитатель помогает распределить роли и подсказывает поочередность действий героев. Бабушка испекла колобок, он покатился в лес. Там он поочередно встречает зайца, волка, медведя, от которых убегает, затем встречает лису, кторая его перехитрила и съела.

7. Игра-драматизация

Название: «Веселый Старичок-Лесовичок»

Возраст: старшая группа

Цель: формировать у детей умение пользоваться разными интонациями.

Задачи: формировать у детей навыки звукоподражания, умение слушать;

развивать внимательность, память, умение пользоваться разными интонациями;

воспитывать интерес к театрализованным играм.

Оборудование: карточка со стихотворением «Старичок-Лесовичок».

Ход игры: воспитатель читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.

Воспитатель:

Жил в лесу старичок маленького роста

И смеялся старичок чрезвычайно просто:

Старичок-Лесовичок:

Ха-ха-ха да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи да бух-бух-бух        

 Бу-бу-буда бе-бе-бе,

Динь-динь-динь да трюх-трюх!

Воспитатель:        

Раз, увидя паука, страшно испугался,

Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:

Старичок-Лесовичок:

Хи-хи-хи да ха-ха-ха,

Хо-хо-хода гуль-гуль-гуль!

Го-го-го да буль-буль-буль.

Воспитатель:

А увидя стрекозу, страшно рассердился,

Но от смеха на траву так и повалился:

Старичок-Лесовичок:

Гы-гы-гы да гу-гу-гу,

Г-гo-гo да бах-бах-бах!

Ой, ребята, не могу!

Ой, ребята, ах-ах-ах!

                                                                                                                                 (Д.Хармс) 

Игра проводится несколько раз.

8. Название: «В детском мире»

Возраст: подготовительная группа

Цель: формировать умение создавать различные образы.

Задачи: формировать умение детей создавать образы с помощью выразительных движений;

развивать воображение, фантазию;

воспитывать интерес к театрализованным играм.

Оборудование: декорации магазина игрушек.

 Ход игры: дети распределяются на покупателей и игрушки, выбирают ребенка на роль продавца. Покупатели по очереди просят показать ту или иную игрушку. Продавец заводит ее ключом. Игрушка оживает, начинает двигаться, а дети должны отгадать, что это за игрушка. Затем дети меняются ролями.

Строительные игры

9. Название: «Построим домик для щенка»

Возраст: младшая группа (3-4)

Цель: способствовать развитию предметно-пространственного мышления.

Задачи: способствовать развитию сенсорики, мелкой моторики;

развивать у детей конструктивные способности;

воспитывать умение взаимодействовать в игре с другими детьми.

Оборудование: крупный строительный материал.

Предварительная работа: просмотр презентации «Домик для щенка».

Ход игры: воспитатель приносит игрушечного щенка в группу и говорит, что тот замерз на улице и дрожит. Затем предлагает детям построить домик из конструктора для него, чтобы щенок согрелся и смог укрыться от дождя. Дети сами придумывают, какой будет домик. Воспитатель помогает детям в постройке домика.

10. Название: «Построим дом мечты»

Возраст: средняя группа (4-5)

Цель: Развивать конструктивные навыки детей.

Задачи; формировать у детей умение ориентироваться в пространстве;

развивать творческое воображение, глазомер, мелкую моторику;

воспитывать интерес к совместным играм.

Оборудование: крупный конструктор «Lego».

Предварительная работа: беседа с детьми на тему «Домик мечты».

Ход игры: воспитатель предлагает детям построить дом таким, какой они хотели бы себе иметь. Дети сами придумывают, какой дом будут строить. При необходимости воспитатель помогает.

11. Название: «Собери и построй»

Возраст: старшая группа (5-6)

Цель: закреплять умение определять геометрические фигуры.

Задачи: закреплять умение узнавать и называть различные геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, круг, овал, тругольник;

развивать мелкую моторику, творческое воображение, умение выкладывать из геометрических фигур разные предметы;

воспитывать интерес к конструированию, к строительным играм.

Оборудование: кубик с наклеенными геометрическими фигурами, геометрические фигуры из картона.

Предварительная работа: просмотр иллюстраций на тему «Геометрические фигуры», повторение геометрических фигур.

Ход игры: ребенок бросает кубик, называет фигуру, которую видит на верхней грани и берет такую же картонную любого цвета. Из фигур, набранных за несколько ходов, ребенок составляет любое изображение.

12. Название: «Мастерская форм»

Возраст: подготовительная группа (6-7)

Цель: закреплять у детей знания геометрических фигур.

Задачи: закреплять и уточнять знания о геометрических фигурах;

развивать умение выкладывать геометрические фигуры и предметы по условиям; развивать мелкую моторику;

воспитывать аккуратность в работе, интерес к конструированию.

Оборудование: счетные палочки, карточки с изображением геометрических фигур.

Предварительная работа: повторение геометрических фигур, просмотр иллюстраций.

Ход игры: воспитатель предлагает детям выложить из палочек геометрические фигуры по образцам. Затем спрашивает детей, какие предметы такой формы они знают.

Дидактические игры

Математические

13. Название: «Соберем бусы»

Возраст: младшая группа (3-4)

Цель: формировать умение видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Задачи: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум параметрам (цвету и форме);

развивать восприятие цвета и формы, внимательность;

воспитывать усидчивость, умение доводить начатое до конца.

Оборудование: длинная лента, геометрические фигуры (красные треугольники, зелёные круги).

Ход игры: воспитатель предлагает детям сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами (поочередно красный треугольник, зеленый круг и т.д.) И говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки.

Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.

14. Название: «Кому какая фигура»

Возраст: средняя группа (4-5)

Цель: учить детей группировать геометрические фигуры по определенным параметрам. 

Задачи: формировать умение группировать геометрические фигуры (квадрат, круг) по форме, отвлекаясь от цвета, величины;

развивать внимательность, восприятие цвета и формы;

воспитывать интерес к развивающим играм.

Оборудование: большие мишка и матрёшка; по три квадрата и круга разных цветов и размеров; по два больших подноса для каждого ребёнка.

Ход игры:  Воспитатель демонстрирует круг и квадрат, просит детей вспомнить названия этих фигур. Затем говорит: «А теперь все кружочки положите на один поднос - матрешке, все овалы на другой - мишке». Воспитатель наблюдает, как дети выполняют заданием, в случае затруднения, предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется.

15. Название: «Живая неделя»

Возраст: старшая группа (5-6)

Цель: формирование у детей элементарных математических представлений.

Задачи: закреплять умение называть последовательно дни недели, определять какой день недели был вчера, какой сегодня и какой будет завтра;

развивать внимание, память, мышление;

воспитывать интерес к развивающим играм.

Оборудование: карточки с цифрами от 1 до 7, музыка (какое-то музыкальное оборудование)

Ход игры: воспитатель дает детям карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию воспитателя дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.

16. Название: «Художники»

Возраст: подготовительная группа (6-7)

Цель: развитие ориентировки в пространстве.

Задачи: формировать у детей знание понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева», «за», «перед», «между», «около», «рядом»;

развивать внимательность, умение ориентироваться в пространстве;

воспитывать интерес к развивающим играм; умение играть в коллективе.

Оборудование: ватман, фломастеры и маркеры разных цветов.

Ход игры: воспитатель предлагает детям совместно нарисовать большую картину. Все вместе продумывают ее сюжет. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее фломастером на большом листе бумаги (либо, по желанию детей, они сами рисуют свой элемент, проговаривая его расположение относительно других предметов). В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и узнаваемым) вверху, на крыше дома – трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа, от, за, перед, между, около, рядом и т.д.

Сенсорные

17. Название: «Загадочные пуговки»

Возраст: младшая группа (3-4)

Цель: развитие у детей цветового восприятия и мелкой моторики рук.

Задачи: формировать умение узнавать и называть цвета;

развивать мелкую моторику рук; внимательность;

воспитывать интерес и желание играть в развивающие игры.

Оборудование: полотно, разделенное на 4 сектора разных цветов (красный, желтый, синий, зеленый); 4 пуговки разных цветов (красный, желтый, синий, зеленый).

Ход игры:    Воспитатель показывает детям полотно, разделенное на 4 сектора разного цвета, он рассказывает, что это домики для пуговок. Воспитатель обращает внимание на то, что каждая пуговка живет в домике своего цвета, и просит детей помочь найти пуговкам домик.

Взялись цвета мы изучать,

Ну и с чего же нам начать?

Есть чудо пуговки у нас,

Помогут нам они сейчас.

Мы в руки пуговки возьмём

И дом по цвету им найдём.

18. Название: «Соберём фигурки»

Возраст: средняя группа (4-5)

Цель: развитие тактильных ощущений, закрепление цветов.

Задачи: закреплять у детей знания цветов;

развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения;

воспитывать интерес к развивающим играм.

Оборудование: конструктор «Велькрошка», карточки со схемами фигур и предметов.

Ход игры: воспитатель раздаёт детям конструктор, карточки со схемами и предлагает сделать из конструктора предметы и фигуры по схеме. Затем спрашивает у детей, что они сделали и какого цвета конструктор использовали (назвать цвета).

19. Название: «Чудесный мешочек»

Возраст: старшая группа (5-6)

Цель: развитие сенсорики, тактильных ощущений.

Задачи: формировать умение выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образу; закреплять знания геометрических фигур.

развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения;

воспитывать интерес к развивающим играм.

Оборудование: два набора объёмных и плоскостных фигур (шарики, конусы, цилиндры, квадраты, треугольники, овалы). Один набор в мешочке, другой – на столе.

Ход игры: Воспитатель заранее расставляет на столе геометрические фигуры и прячет мешочек с набором таких же фигур в групповой комнате. Дети ищут мешочек. По указанию педагога ребёнок находит в мешочке ту фигуру, которую показал воспитатель и называет её.

20. Название: «Автогонки»

Возраст: подготовительная группа (6-7)

Цель: развитие слухового восприятия, закрепление цветов, размеров.

Задачи: формировать у детей умение при помощи слуха определять направления движущихся предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными терминами;

развивать слуховое восприятие, внимательность, умение сосредотачиваться;

воспитывать интерес к развивающим играм.

Оборудование: 2 машинки разного цвета, размера, способа управления (обычная и энерционная), тёмная повязка для глаз.

Ход игры: ребенку предлагается 2 машинки. Ребенок, рассматривая их, отмечает цвет, размер, звук, издаваемый в процессе движения. Затем ему закрывают глаза и предлагают при помощи сохранного анализатора (слуха) определить и сказать в каком направлении от него сейчас поехала машинка, какого она цвета и размера. Это проигрывается со всеми детьми по очереди.

Речевые

21. Название: «Чего не стало?»

Возраст: младшая группа (3-4)

Цель: обогащение активного словаря.

Задачи: формировать умение детей образовывать форму родительного падежа, множественного числа существительных;

развивать речь, умение правильно произносить слова в предложениях;

воспитывать интерес к развивающим играм, желание познавать новое.

Оборудование: матрёшки (большая и маленькая), пирамидки (большая и маленькая), ленточки (разного цвета и размера – длинная и короткая), лошадки, утята, Буратино, мешок.

Ход игры: Перед детьми появляется Буратино с мешком. Он говорит, что принес ребятам игрушки. Дети рассматривают игрушки. Называют их. Выставляют на столе.

— Что это? Матрёшка. Давайте посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка. Поставьте их рядом.

 (Пирамидка.) Еще пирамидка есть? И т. д.

— Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Буратино с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны будете говорить, каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего-то другого.

На столе остаются три пары предметов: матрешки, пирамидки, лошадки. Дети закрывают глаза. Прячем матрёшек, а на их место кладем ленточки.

(«Кого не стало?»)

Затем прячем ленточки, а на их место ставим пирамидки.

(«Чего не стало?»).  И т. д. Наконец убираем все игрушки и спрашиваем: «Каких игрушек не стало?»

22. Название: «Как кто разговаривает?»

Возраст: средняя группа (4-5)

Цель: развитие речи, навыков звукоподражания.

Задачи: способствовать расширению словарного запаса;

развивать навыки звукоподражания, быстроту реакций;

воспитывать интерес к развивающим играм, к познанию нового.

Оборудование: мяч.

Ход игры: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит, собака лает, волк воет, утка крякает, свинья хрюкает и т.д.

23. Название: «Придумай сам»

Возраст: старшая группа (5-6)

Цель: развитие у детей воображения, речи.

Задачи: формировать умение детей видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры; формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот;

развивать речь, воображение;

воспитывать интерес к развивающим играм.

Оборудование: различные предметы (шишка, кубик, листик, камешек, полоска бумаги, крышечка)

Ход игры: Воспитатель предлагает выбрать каждому ребенку по одному предмету и пофантазировать: «Как можно поиграть этими предметами?» Каждый ребенок называет предмет, на что похож и как можно с ним играть.

24. Название: «Замени звук»

Возраст: подготовительная группа (6-7)

Цель: развивать речь детей, расширять словарный запас.

Задачи: формировать у детей умение мысленно представлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся слова;

Развивать внимание, логическое мышление, активизацию речевого словаря;

Воспитывать интерес к развивающим играм.

Оборудование: карточки со словами для преобразования, карточки со словами, которые должны получиться.

Ход игры: Воспитатель задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове.

Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.

Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть) или последний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).

По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.

Музыкальные

25. Название: «Весёлый кубик»

Возраст: младшая группа (3-4)

Цель: формировать умение подражать звучанию голосов животных.

Задачи: формировать умение детей подражать звучанию голосов животных, используя возможности сил и тембра своего голоса;

развивать речь, слуховое восприятие, свойства голоса (высоту, темп и т.д.);

воспитывать умение играть в коллективе, интерес к развивающим играм.

Оборудование: кубик с изображением животных на гранях (кошка, собака, петух, поросёнок, лошадь, утка).

Ход игры: Педагог и дети стоят в кругу. Звучит веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст:

Кубик детям передай,

Кто пришел к нам угадай!

Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Педагог спрашивает, кто изображен на кубике. Дети отвечают. Если там нарисована кошка, педагог предлагает ребенку, который бросал кубик, показать голосом, как кошечка здоровается («Мяу, мяу») и т. п.

26. Название: «Угадай, на чём играю»

Возраст: средняя группа (4-5)

Цель: развивать музыкальную память у детей.

Задачи: Формировать у детей умение различать звучание разных детских музыкальных инструментов;

развивать слуховое восприятие детей, память, внимательность;

воспитывать интерес к развивающим играм, эмоциональную отзывчивость.

Оборудование: ширма, детские музыкальные инструменты (бубен, трещотка, ложки, треугольник, колокольчик, бубенцы, погремушка).

Ход игры: Ведущий за ширмой поочерёдно играет на детских музыкальных инструментах.  (бубен, трещотка, ложки, треугольник, колокольчик, бубенцы, погремушка.) Дети отгадывают инструмент по звучанию. По щелчку в презентации появляется соответствующая картинка музыкального инструмента. 

27. Название: «На чём играю?»

Возраст: старшая группа (5-6)

Цель: развитие тембрового слуха.

Задачи: формировать умение детей определять по звуку различные музыкальные инструменты;

развивать музыкальную память, внимание, скорость мышления;

воспитывать интерес к развивающим играм, к музыке и музыкальным инструментам.

Оборудование: Карточки с изображением различных музыкальных инструментов (по 3-4 на ребёнка, в отдельном конверте), ширма и детские музыкальные инструменты.

Ход игры: детям раздают по 3-4 карточки в конверте. Педагог проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте за ширмой. Дети определяют звучание инструмента и поднимают соответствующую карточку.

28. Название: «Солнышко и дождик»

Возраст: подготовительная группа (6-7)

Цель: развитие слухового внимания.

Задачи: формировать умение детей различать долгие и короткие звуки;

развивать слуховое внимание, быстроту реакции;

воспитывать интерес к коллективным играм, к развивающим играм.

Оборудование: Круги желтого цвета – солнышки, синие - тучки. Бубен или барабан.

Ход игры: дети сидят перед воспитателем. В руках у первой группы детей – «солнышки», у второй группы – «тучки». Предлагается при исполнении долгих звуков поднять «солнышки», при исполнении коротких звуков - «тучки». Воспитатель многократно без остановок меняет звучание и следит за правильной реакцией детей. В конце игры отмечает команду победителя.

Природоведческие

29. Название: «Что где растёт?»

Возраст: младшая группа (3-4)

Цель: расширение знаний детей об овощах и фруктах.

Задачи: расширять и уточнять представления детей об овощах и фруктах;

развивать память, речь, внимательность;

 воспитывать усидчивость.

Оборудование: вырезанные из картона овощи и фрукты, макет дерева, макет огорода.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям по очереди подойти к столу и взять один овощ или фрукт, назвать его, определить, где он растет и соответственно положить на макет огорода или повесить на макет дерева. Например: ребенок берет яблоко и говорит: «Это яблоко, оно растет в саду на дереве», затем подходит к макету дерева и вешает вырезанный фрукт на него.

30. Название: «Выбери нужное»

Возраст: средняя группа (4-5)

Цель: развивать знания детей о природе.

Задачи: формировать умение детей называть свойства предметов;

развивать мышление, познавательную активность;

воспитывать интерес к коллективным играм, к знаниям о природе.

Оборудование: картинки с изображением предметов.

Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинкиВоспитатель называет какое-либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «мокрый» - вода, роса, облако, туман, иней и т. д.

31. Название: «Вершки-корешки»

Возраст: старшая группа (5-6)

Цель:  формировать умение детей составлять целое из частей.

Задачи: уточнять и расширять знания детей об овощных культурах;

развивать память, внимание;

воспитывать интерес к коллективным играм.

Оборудование: два обруча (синий и красный), картинки овощей.

Ход игры: Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у которых используются вершки.

Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т. д.).

32. Название: «Большая цепочка»

Возраст: подготовительная группа (6-7)

Цель: уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы.

Задачи: уточнять и закреплять знания детей о живой и неживой природе;

развивать мышление, внимание;

воспитывать интерес к коллективным играм.

Оборудование: картинки с изображением объектов живой и неживой природы.

Ход игры:  у воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т. д.

Игры по окружающему миру

33. Название: «Кто что ест?»

Возраст: младшая группа (3-4)

Цель: расширять и уточнять знания детей об окружающем мире.

Задачи: формировать у детей знания о том, чем питаются домашние и дикие животные;

развивать внимание, мышление, речь, мелкую моторику рук и тактильную чувствительность;

 воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: вырезанные из картона изображения животных (мордочки, приклеенные на прищепки), картонный круг с изображением еды животных.

Ход игры: Воспитатель выдает детям прищепки с мордочками и круг с различными видами пищи. Ребенку необходимо прикрепить прищепку с картинкой животного на круг около пищи, которое употребляет данное животное.

34. Название: «Это когда?»

Возраст: средняя группа (4-5)

Цель: уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе. 

Задачи: формировать знания детей о сезонных явлениях в природе;

развивать внимание, наблюдательность;

воспитывать интерес к коллективным играм, к природе.

Оборудование: предметные карточки.

Ход игры: У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.

35. Название: «Что кому?»

Возраст: старшая группа (5-6)

Цель: уточнять и расширять знания о профессиях.

Задачи: формировать умение детей соотносить орудия труда с профессией людей;

воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им;

воспитывать уважение к профессиям, интерес к коллективным играм.

Оборудование: игрушечные орудия труда для разных профессий.

Ход игры: На столе приготовлены предметы для труда людей разных профессий - игрушки.

Ребенок  берет предмет и называет его, остальные дети называют кому что нужно для работы (молоток – он нужен столяру, плотнику).

Если есть несколько орудий труда для одной какой-либо профессии, воспитатель предлагает детям их найти.

Усложнение: Дети делятся на команды: одна называет орудия труда, а другая – профессии.

36. Название: «Где это можно купить?»

Возраст: подготовительная группа (6-7)

Цель: расширять и уточнять знания детей об окружающей обстановке.

Задачи: Закреплять знания детей о том,  что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных;

развивать умение детей различать магазины по их назначению, ориентироваться в окружающей обстановке;

 воспитывать желание помогать  родителям, делать несложные покупки.

Оборудование: карточки с изображением товаров, большие карты (магазины)

Ход игры: Детям раздают маленькие   картинки,  каждый ребенок говорит, где в каком магазине это можно купить. Положить карточку на большую карту (магазин)

Игры по изобразительной деятельности

37. Название: «Дорисуй картинку»

Возраст: младшая группа (3-4)

Цель: развивать зрительное восприятие детей.

Задачи: формировать умение находить недостающий элемент;

развивать внимание, зрительное восприятие детей;

воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Оборудование: бумага, карандаши.

Ход игры: перед проведением игры совместно с детьми нарисовать предмет без одной важной детали (а именно, лицо без рта, домик без крыши, машинку без колёс и т. д.) На рисунке не должно быть множества мелких деталей. Попросить детей назвать, а затем изобразить недостающий элемент. Чтобы детям было легче справиться с заданием, постоянно задавайте наводящие вопросы.

38. Название: «Составь изображение из частей»

Возраст: средняя группа (4-5)

Цель: развивать зрительное восприятие детей.

Задачи: формировать у детей умение составлять изображение из частей, сверяясь с образцом;

развивать внимание, мышление, зрительное восприятие;

воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Оборудование: карточки с картинками, которые нужно собрать, вырезанные из картона части этих картинок.

Ход игры: детям предлагается собрать картинки из частей по образцу.

39. Название: «Волшебная палитра»

Возраст: старшая группа (5-6)

Цель: развивать у детей чувство цвета.

Задачи: формировать умение детей смешивать цвета, получая новые оттенки;

развивать цветовое восприятие;

воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Оборудование: гуашь, палитра, кисти для рисования, бумага.

Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть с палитрой и красками. Смешивая краски, можно получать различные оттенки цветов. Можно предложить изобразить, как светлеет небо на рассвете с помощью синей и белой красок. Высветлять синюю краску нужно на палитре, постепенно добавляя белую и последовательно нанося мазки на лист бумаги. Также можно предложить детям изобразить, как заходит солнце, как желтеют листья осенью.

40. Название: «Большой – маленький»

Возраст: подготовительная группа (6-7)

Цель: развивать умение видеть красоту, выделять объекты по размеру.

Задачи: формировать умение выделять объекты по размеру (большой, маленький);

развивать умение сравнивать изображения, развивать мышление, зрительное восприятие;

воспитывать умение видеть красоту природы.

Оборудование: карточки с изображением больших и маленьких предметов (рыбы, цветы, листья и т.д.).

Ход игры: на карточках больших слева – два объекта (большой и маленький, справа – две пустые клетки такого же размера, маленькие карточки с теми же изображениями). Нужно сопоставить изображения по размеру и форме и переместить в пустые клетки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека загадок для детей дошкольного возраста 3 - 7 лет

Загадка - это жанр устного народного творчества...

Картотека игр для детей дошкольного возраста.

Хочу поделиться подборкой интересных и полезных, на мой взгляд, игр для детей....

Картотека игр для детей дошкольного возраста

Картотека включает в себя:-игры на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций;-игры на развитие коммуникативных навыков;-игры на развитие познавательных процессов;-игры и упражнения на снятие ст...

Картотека игр для детей дошкольного возраста

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. В игре дети получают новые знания об окружающем их мире, уточняют уже имеющиеся у них представления и регулируют свои взаимоотношения со свер...

Картотека физкультминуток для детей дошкольного возраста.

В этом материале сделана подборка физкультминуток для детей дошкольного возраста....

Картотека физкультминуток для детей дошкольного возраста

Для отдыха и снятия напряжения уместны и необходимы небольшие физкультминутки. Лучше, если физ. минутки не будут повторяться. Вот, некоторые из них:...

Картотека «Физминутки» для детей дошкольного возраста по всем возрастам.

Картотека «Физминутки» для детей дошкольного возраста по всем возрастам....