Статья на тему: "В чем заключается развивающий характер предметно-пространственной среды ДОО?"
статья

Сухова Ольга Александровна

В данной статье раскрывается вопрос: на что нужно обратить внимание при организации развивающего пространства в группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

 В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ РАЗВИВАЮЩИЙ ХАРАКТЕР ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОО?

                                       

Среда, в которой живет и воспитывается ребенок, несомненно, оказывает на него влияние. В данный период времени, несмотря на разнообразие игр и игрушек, порой бывает сложно правильно организовать развивающее пространство в группе детского сада. Всегда нужно помнить, что любой предмет, с которым взаимодействует ребенок, должен нести развивающий характер, иметь педагогическую нагрузку.

Согласно С.Л. Новоселовой, предметно-развивающая среда - это «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития». Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.  Развивающая среда необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти и знакомиться с окружающим миром, учились взаимодействовать с ним.

Окружающая среда становится развивающей, если способствует решению генетических задач возраста. Это особенно важно для ясельных групп, где стремительный темп развития малыша требует быстрой переориентировки на «зону ближайшего развития». Ранний возраст –  первоначальная ступень, на которой происходит знакомство малыша с различными видами деятельности. Начинает формироваться его личностное отношение к окружающему.

Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивают в своих исследованиях: Р.Б. Стеркина, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, В.С. Мухина.

Значение окружающей среды для маленьких детей трудно переоценить. Именно поэтому важно, как будет оформлена группа в детском саду. Современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, - рассматриваются как необходимые составляющие предметно – пространственной среды. Малыш находится в группе весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.

           При оформлении группы нужно ориентироваться на то, что детский сад – это второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно; для полноценного и разностороннего развития детей необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий.

В каждом дошкольном учреждении при создании развивающей предметно-пространственной среды руководствуются положениями «Федерального государственного стандарта дошкольного образования», а также Образовательной программы самого дошкольного учреждения.

Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. При создании предметно-развивающей среды необходимо

учитывать закономерности психического развития детей, показатели здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально – потребностной сферы. При этом нужно ориентироваться на то, что ведущим видом деятельности ребенка является игра.

 Следует обратить внимание на доступность игрового материала для детей. Игры и игрушки необходимо размещать в групповом помещении таким образом, чтобы каждый ребенок имел к ним доступ, мог самостоятельно, без помощи взрослого начать игровую деятельность.

Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Следовательно, она должна быть не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, который окружает ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, при организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов, а также развитие интереса у родителей к указанной проблеме и поддержание стремления к взаимодействию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развивающая предметно - пространственная образовательная среда"

Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей - это обеспечение развивающей образовательной среды в ДОУ....

Статья на тему: "Цветотерапия и ее роль в предметно-пространственной среде детского сада."

Данный материал будет полезен для воспитателей детского сада при организации предметно-пространнственной среды....

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...

Статья "В чём заключается развивающий характер мониторинговых процедур?"

В настоящее время деятельность практическая стала все чаще приобретать характер мониторинга, который предвидит интегративное взаимодействие всех структур и компонентов для более качественного достижен...

Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...

ЭССЕ "В чём заключается развивающий характер предметно-пространственной среды ДОО"

В данной работе представлены некоторые аспекты в создании РППС ДОО...

Эссе на тему «В чем заключается развивающий характер предметно-пространственной среды ДОО?»

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л....