Картотека театрализованных игр – подготовительная группа
картотека (подготовительная группа)

Волобуева Татьяна В.

Театрализованные игры с указанием дидактических задач, описанием хода игры, необходимого оборудования, а также возможные варианты игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr.igry_-_podgotov.gr_.docx59.52 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР

подготовительная группа

                                                                                                                                                                                                      Воспитатель: Волобуева Т.В.

1. «Кругосветное путешествие»

Цель: развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.

Содержание.

Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь - по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле - и соответственно изменять свое поведение.

2. «Больной зуб»

Цель: развивать мимику и фантазию, расширять знания детей.

Содержание.

Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.

3. «Театр пантомим»

Цель: формировать умение обыгрывать рисунок, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.

Содержание.

Делятся на две команды. У ведущего в коробочке карточки с изображением кипящего чайника, мороженного, будильника, телефона и т.д. Поочередно от каждой команды подходит по одному игроку и вытягивают для себя задания.

Игрок должен изобразить то, что нарисовано, а команды отгадывают. Команда, которая первой  назовет то, что показывает ребенок, получает фишку. К концу игры выявляется команда-победитель.

4. «Капризуля»

Цель: развивать мимику и фантазию, расширять знания детей.

Содержание.

Дети изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.

5. «Кактус и ива»

Цель: развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.

Содержание.

По любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично двигаться по залу, как в упражнении «Муравьи». По команде педагога «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактуса» — ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как колючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотическое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены. Движение возобновляется, команды чередуются.

6. «Буратино и Пьеро»

Цель: развивать мышечное расслабление и напряжение у детей.

Содержание.

Дети двигаются как в упражнении «Муравьи», по команде «Буратино» останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение по залу возобновляется. По команде «Пьеро» — опять замирают, изображая грустного Пьеро: голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу. В дальнейшем можно предложить детям двигаться, сохраняя образы деревянного крепкого Буратино и расслабленного, мягкого Пьеро.

7. «Насос и надувная кукла»

Цель: развивать мышечное расслабление и напряжение у детей.

Содержание.

Дети распределяются на пары. Один ребенок (надувная кукла, из которой выпущен воздух, он сидит на корточках, все мышцы расслаблены, руки и голова опущены); второй («накачивает» воздух в куклу с помощью насоса; наклоняясь вперед, при каждом нажатии на «рычаг», он выдыхает воздух со звуком «с-с-с-с»), при вдохе - выпрямляется. Кукла, «наполняясь воздухом», медленно поднимается и выпрямляется, руки раскинуты вверх и немного в стороны. Затем куклу сдувают, вытаскивают пробку, воздух выходит со звуком «ш-ш-ш-ш» (первый вид выдыхания), ребенок опускается на корточки, вновь расслабляя все мышцы. Затем дети меняются ролями. Можно предложить надувать куклу быстро, подключая третий вид выдыхания: «С! С! С!»

8. «Снеговик»

Цель: умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса.

Содержание.

Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь.

9. «Стряхнуть воду с платочков»

Цель: обучение полному расслаблению мышц всего тела.

Содержание.

Руки согнуть в локтях, кисти свисают ладонью вниз. Движением предплечья несколько раз подряд сбросить их вниз пассивно. Перед этим движением полезно сжать кисти в кулаки, чтобы яснее почувствовать разницу в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

10. «Гипнотизер»

Цель: обучение полному расслаблению мышц всего тела.

Содержание.

Педагог превращается в гипнотизера и проводит в сеанс усыпления»; делая характерные плавные движения рунами, он говорит: «Спите, спите, спите... Ваши голова, руки, и ноги становятся тяжелыми, глаза закрываются, вы полностью расслабляетесь и слышите шум морских волн». Дети постепенно опускаются на ковер, ложатся и полностью расслабляются.

Можно использовать аудиокассету с музыкой для медитации и релаксации.

11. «Незнайка»

Цель: обучение полному расслаблению мышц всего тела.

Содержание.

Поднять плечи как можно выше, затем дать им свободно опуститься в нормальное положение (сбросить их).

12. «Маятник»

Цель: обучение полному расслаблению мышц всего тела.

Содержание.

Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно. Руки опущены вниз и прижаты к корпусу. Тяжесть тела переносится медленно вперед на переднюю часть ступни и на пальцы; пятки от пола не отделяют; все тело слегка наклоняется вперед, корпус при этом не сгибается. Затем тяжесть тела так же переносится на пятки. Носки от пола не отделяются. Перенесение тяжести тела возможно и в другом варианте: с ноги на ногу из стороны в сторону. Движение осуществляется на расставленных ногах, рука правая и левая прижаты к корпусу. Раскачивание с ноги на ногу медленное, без отрыва от пола.

13. «Цветок»

Цель: обучение полному расслаблению мышц всего тела.

Содержание.

Теплый луч солнца упал на землю и согрел семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.

Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднять голову, распрямить корпус, руки поднять в стороны, затем вверх — цветок расцвел; голову слегка откинуть назад, медленно поворачивать ее вслед за солнцем.

Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

14. «Пальма»

Цель: обучение полному расслаблению мышц всего тела.

Содержание.

«Выросла пальма большая - пребольшая»: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на

руку.

«Завяли листочки»: уронить кисть. «Ветви»: уронить руку от локтя. «й вся пальма»: уронить руку вниз.

Упражнение повторить левой рукой.

15. «Мокрые котята»

Цель: обучение полному расслаблению мышц всего тела.

Содержание.

Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» дети медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок», с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.

16. «Штанга»

Цель: попеременное напряжение и расслабление мышц плечевого пояса и рук.

Содержание.

Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее, отдыхает.

17. «Муравьи»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах.

Содержание.

По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.

18. «Самолеты и бабочки»

Цель: формировать умение владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.

Содержание.

Дети двигаются врассыпную, (как в упражнении «Муравьи») по команде «самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону («бабочка ищет красивый цветок»), кисти, локти, плечи и шея не зажаты.

Упражнение можно делать под музыку, подобрав соответствующие произведения из репертуара по музыкальному воспитанию.

19. Игры-пантомимы

Цель: развивать пантомимические навыки.

Содержание.

  • Одеваемся на улицу. Раздеваемся.
  • Много снега — протопчем тропинку.
  • Моем посуду и вытираем.
  • Мама с папой собираются в театр.
  • Как падает снежинка.
  • Как ходит тишина.
  • Как скачет солнечный зайчик.
  • Жарим картошку: набираем, моем, чистим, режем, жарим, едим.
  • Едим щи, попалась вкусная косточка.
  • Рыбалка: сборы, поход, добывание червей, закидывание удочки, лов.
  • Разводим костер: собираем разные ветки, колем щепочки, зажигаем, подкладываем дрова. Потушили.
  • Лепим снежки.
  • Расцвели, как цветы. Завяли.
  • Волк крадется за зайцем. Не поймал.
  • Лошадка: бьет копытом, встряхивает гривой, скачет (рысью, галопом), приехала.
  • Котенок на солнышке: жмурится, нежится.
  • Пчела на цветке.
  • Обиженный щенок.
  • Обезьяна, изображающая вас.
  • Наездник на лошади.
  • Бабочка порхает с цветка на цветок.
  • Зуб болит.
  • Принцесса капризная, величественная.
  • Бабушка старенькая, хромает.

20. Игры-пантомимы

Цель: развивать пантомимические навыки.

Содержание.

  • Ловим кузнечика. Ничего не получилось.
  • Сосулька. У нас под крышей
  • Белый гвоздь висит          (руки подняты вверх).

           Солнце взойдёт —

            Гвоздь упадет                   (расслабленные руки падают вниз, присесть).

  • Теплый луч упал на землю и согрел зернышко. Из него проклюнулся росток. Из него вырос прекрасный цветок. Он нежится на солнце, подставляет теплу каждый лепесток, поворачивая головку к солнцу.
  • Стыдно: брови приподняты вверх и сведены, плечи приподняты.
  • Гадкий утенок, его все гонят (голова опущена, плечи сведены назад).
  • Я — страшная гиена,

     Я — гневная гиена.

          От гнева на моих губах

          Всегда вскипает пена.

  • Пожарить глазунью. Съесть.
  • «Мы в лесу». Звучит «Сладкая греза» П.И. Чайковского. Все дети выбирают себе образ на заданную тему, придумывают сюжет и воплощают его в движениях. Музыка остановилась, и дети остановились, взрослый задает вопросы детям.

          - Ты кто? — Жучок. — Что делаешь? — Сплю. И т.д.

21. Игры-этюды

Цель: развивать детское воображение, обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

Содержание.

  • Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама — простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).
  • Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим).
  • Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.
  • Я работник сладкий, целый день на грядке:

          Ем клубнику, ем малину, чтоб на всю наесться зиму...

          Впереди арбузы — вот! Где мне взять второй живот?

  • На носочках я иду —

          Маму я не разбужу.

  • Ах, какой искристый лед,

А по льду пингвин идет.

  • Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки мальчика.
  • У ребенка в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Он угощает товарищей, которые берут и благодарят. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.
  • Жадный пес дров принес,

          Воды наносил, тесто замесил,

          Пирогов напек, спрятал в уголок

          И съел сам. Гав, гав, гав!

  • Мама сердито отчитывает своего сына, промочившего ноги в луже                    
  • Дворник ворчит, выметая из подтаявшего снега прошлогодний мусор.
  • Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову; испуганный, ощущает слабость и недомогание.

22. Игры-этюды

Цель: развивать детское воображение, обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

Содержание.

  • Корова, тщательно пережевывающая первую весеннюю травку. Спокойно, с наслаждением.
  • Был у зайца дом как дом

          Под развесистым кустом

          И доволен был косой:   

          Крыша есть над головой! —

          А настала осень,

          Куст листочки сбросил,

          Дождь как из ведра полил,

          Заяц шубу промочил. –

          Мерзнет заяц под кустом:

          Никудышный этот дом!

  • У забора сиротливо пригорюнилась крапива.

     Может, кем обижена? Подошел поближе я,

          А она-то, злюка, обожгла мне руку.

  • Полюбуемся немножко,

          Как ступает мягко кошка.

          Еле слышно: топ-топ-топ,

          Хвостик книзу: оп-оп-оп.

          Но, подняв свой хвост пушистый,

          Кошка может быть и быстрой.

          Ввысь бросается отважно,

          А потом вновь ходит важно.

23. «Вдоль по бережку»

Цель: развивать мимику и фантазию, расширять знания детей.

Содержание.

Прочитать выразительно, нараспев стихотворение. Попросить ребенка передать его содержание в движениях.

Вдоль по бережку лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет,

Белым крылышком помахивает,

Со крыла водичку стряхивает.

Вдоль по бережку молодчик идет,

Выше по бережку молодчик идет,

Выше бережка головушку несет,

Сапожком своим пристукивает

Да по пяточкам постукивает.

24. «Превращение предмета»

Цель: развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

Содержание.

Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

  • карандаш - ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;
  • мячик - яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;
  • записная книжка - зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.

Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.

Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т.д.

25. «Превращение комнаты»

Цель: развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

Содержание.

Дети распределяются на 2-3 группы, и каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников превращения отгадывают, во что именно превращена комната.

Возможные варианты, предложенные детьми: магазин, театр, берег моря, поликлиника, зоопарк, замок Спящей красавицы, пещера дракона и т.д.

26. «Превращение детей»

Цель: развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

Содержание.

По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т.д. Педагог может сам превратиться в волшебницу и превращать детей по своему желанию.

27. «День рождения»

Цель: развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Содержание.

С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.

С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить.

28. «Не ошибись»

Цель: развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию.

Содержание.

Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед за ним. Постепенно ритмические рисунки усложняются, а темп убыстряется.

29. «Как живешь?»

Цель: развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами.

Содержание.

Педагог

                                Дети

Как живешь? -

А плывешь? -

Как бежишь? -

Вдаль глядишь?-

Ждешь обед? -

Машешь вслед?-

Утром спишь? -

А шалишь? -

Вот так!

Вот так!

Вот так!

Вот так!

Вот так!

Вот так!

Вот так!

Вот так!

С настроением показать большой палец.

Любым стилем.

Согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами.

Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.

Поза ожидания, подпереть щеку рукой.

Жест понятен.

Ручки под щечку.

Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.

30. «Тюльпан»

Цель: развивать пластику рук.

Содержание.

Утром тюльпан раскрывается

На ночь закрывается

Тюльпанное дерево

Раскидывает свои листья

И осенью листики опадают

Соединяя ладони, поднять руки к подбородку, раскрыть ладони, локти соединить.

Соединяя ладони, опустить руки вниз.

Внизу соединить тыльные стороны ладоней и поднимать руки  над головой.

Руки сверху раскинуть в стороны, ветви ладони вверх.

Повернуть ладони вниз и мягко опускать вниз, чуть перебирая    пальцами 

31. «Ёжик»

Цель: развитие координации движений, ловкости, чувства ритма.

Содержание.

Дети лежат на спине, руки вытянуты вдоль головы, носки ног вытянуты.

Ежик съежился, свернулся,

нос в колени.

Развернулся...

Потянулся.

Раз, два, три, четыре, пять...

Ежик съежился опять!..

Согнуть ноги в коленях, прижать  к животу, обхватить их руками, нос в колени.

Вернуться в исходное положение

Поворот на живот через правое плечо.

Поднять прямые руки и ноги вверх, потянуться за руками.

Поворот на спину через левое плечо, обхватить руками ноги,  согнутые в коленях, нос в колени.

32. «Марионетки»

Цель: развивать умение владеть своим телом, ощущать импульс.

Содержание.

Дети стоят врассыпную в основной стойке. По хлопку педагога они должны импульсивно, очень резко принять какую-либо позу, по второму хлопку — быстро принять новую позу и т.д. В упражнении должны участвовать все части тела, менять положение в пространстве (лежа, сидя, стоя).

33. «В «Детском мире»

Цель: развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью выразительных движений.

Содержание.

Дети распределяются на покупателей и игрушки, выбирают ребенка на роль продавца. Покупатели по очереди просят продавца показать ту или иную игрушку. Продавец заводит ее ключом. Игрушка оживает, начинает двигаться, а покупатель должен отгадать, что это за игрушка. Затем дети меняются ролями.

34. «Баба-Яга»

Цель: развивать умение напрягать и расслаблять в движении то правую, то левую ногу.

Содержание.

Дети ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и выполняя движения под текст.

Бабка-Ёжка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала!                      Дети идут врассыпную по залу.

А потом и говорит: «У меня нога болит!».    Дети останавливаются.

Пошла на улицу - раздавила курицу,

Пошла на базар - раздавила самовар!

Вышла на лужайку - испугала галку!          Дети продолжают движение, напрягая

                                                     сначала левую, а потом правую ногу, прихрамывают.

35. «Одно и то же по-разному»

Цель: развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.

Содержание.

Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т.д.

Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.

 Дети делятся на 2—3 творческие группы, и каждая получает определенное задание.

I   группа — задание «сидеть» (варианты):

  • сидеть у телевизора;
  • сидеть в цирке;
  • сидеть в кабинете у зубного врача;
  • сидеть с удочкой на берегу реки

II   группа — задание «идти» (варианты):

  • идти по дороге, вокруг лужи и грязь;
  • идти по горячему песку;
  • идти по палубе корабля;
  • идти по бревну или узкому мостику;

III   группа — задание «бежать» (варианты):

  • бежать, опаздывая в театр;
  • бежать от злой собаки;
  • бежать, попав под дождь;
  • бежать, играя в жмурки.

36. «Угадай, что я делаю»

Цель: оправдать заданную позу, развивать память, воображение.

Содержание.

Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.

  • Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и т.п.
  • Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котенка; натираю пол.
  • Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.
  • Наклониться вперед. Завязываю шнурки; поднимаю платок, срываю цветок.

37. «Что слышишь?»

Цель: тренировать слуховое внимание.

Содержание.

Сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в комнате для занятий в течение определенного времени. Вариант: слушать звуки в коридоре или за окном.

38. «Запомни фотографию»

Цель: развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность действий.

Содержание.

Дети распределяются на несколько групп по 4—5 человек. В каждой группе выбирается «фотограф». Он располагает свою группу в определенном порядке и «фотографирует», запоминая расположение группы. Затем он отворачивается, а дети меняют расположение и позы. «Фотограф» должен воспроизвести изначальный вариант. Игра усложняется, если предложить детям взять в руки какие-нибудь предметы или придумать, кто и где фотографируется.

39. «Кто во что одет?»

Цель: развивать наблюдательность, произвольную зрительную память.

Содержание.

Водящий ребенок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют русскую народную песню «Как у наших у ворот».

Для мальчиков:

В центр круга ты вставай и глаза не открывай. Поскорее дай ответ: Ваня наш во что одет?

 Для девочек:

Ждем мы твоего ответа: Машенька во что одета?

Дети останавливаются, а водящий закрывает глаза и описывает детали, а также цвет одежды названного ребенка.

40. «Воробьи – вороны»

Цель: развивать внимание, выдержку, ловкость.

Содержание.

Дети распределяются на две команды: «Воробьи» и «Вороны»; затем становятся в две шеренги спинами друг к другу. Та команда, которую называет ведущий, ловит; команда, которую не называют, — убегает в «домики» (на стулья или до определенной черты). Ведущий говорит медленно: «Во - о-ро - о...». В этот момент готовы убегать и ловить обе команды. Именно этот момент мобилизации важен в игре.

Более простой вариант: та команда, которую называет ведущий, хлопает в ладоши или начинает «летать» по залу врассыпную, а вторая команда остается на месте.

41. «Телепаты»

Цель: формировать умение удерживать внимание, чувствовать партнера.

Содержание.

Дети стоят врассыпную, перед ними водящий ребенок — «телепат». Он должен, не используя слова и жесты, связаться только глазами с кем-либо из детей и поменяться с ним местами. Игру продолжает новый «телепат». В дальнейшем можно предложить детям, меняясь местами, поздороваться или сказать друг другу что-нибудь приятное. Продолжая развивать игру, дети придумывают ситуации, когда нельзя шевелиться и разговаривать, но необходимо позвать к себе партнера или поменяться с ним местами. Например: «В разведке», «На охоте», «В царстве Кощея» и т.п.

42. «Поварята»

Цель: развивать память, внимание, фантазию.

Содержание.

Дети распределяются на две группы по 7—8 человек. Одной группе «поварят» предлагается сварить первое блюдо (что предложат дети), а второй, например, приготовить салат. Каждый ребенок придумывает, чем он будет: луком, морковью, свеклой, капустой, петрушкой, перцем, солью - для борща; картофелем, огурцом, луком, горошком, яйцом, майонезом - для салата. Все становятся в общий круг — это кастрюля — и поют песню (импровизацию):

Сварить можем быстро мы борщ или суп

И вкусную кашу из нескольких круп,

Нарезать салат иль простой винегрет,

Компот приготовить. Вот славный обед.

Дети останавливаются, а ведущий называет по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок впрыгивает в круг. Когда все «компоненты» блюда окажутся в круге, ведущий предлагает приготовить следующее блюдо. Игра начинается сначала. В следующее занятие детям можно предложить приготовить кашу из разных круп или компот из разных фруктов.

43. «Тень»

Цель: развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию.

Содержание.

Один ребенок - водящий ходит по залу, делая произвольные движения: останавливается, поднимает руку, наклоняется, поворачивается. Группа детей (3 - 5 человек), как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все, что он делает. Развивая эту игру, можно предложить детям объяснять свои действия: остановился потому, что впереди яма; поднял руку, чтобы поймать бабочку; наклонился, чтобы сорвать цветок; повернулся, так как услышал чей-то крик; и т.д.

44. «Эстафета»

Цель: развивать внимание, выдержку, согласованность действий.

Содержание.

Дети сидят на стульях в полукруге. Начиная игру, встают и садятся по очереди, сохраняя темпоритм и не вмешиваясь в действия друг друга. Это упражнение можно выполнять в разных вариантах, придумывая с детьми интересные игровые ситуации.

  • Знакомство. Из-за ширмы появляется какой-либо любимый герой детских сказок (Карлсон, Красная шапочка, Буратино и т.п.). Он хочет познакомиться с детьми и предлагает встать и назвать свое имя четко вслед за предыдущим.
  • Радиограмма. На  море тонет корабль, радист передает радиограмму с просьбой о помощи. Ребенок, сидящий на первом стуле, — «радист», он передает по цепочке хлопками или похлопыванием по плечу определенный ритмический рисунок. Все дети по очереди повторяют его, передавая дальше. Если задание выполнено правильно и последний ребенок — «капитан» спасательного судна точно повторяет ритм, тогда корабль спасен.

45. «Вышивание»

Цель: тренировать ориентировку в пространстве, согласованность действий, воображение.

Содержание.

С помощью считалки выбирается ведущий — «иголка», остальные дети становятся, держась за руки, за ним — «нитка». «Иголка» двигается по залу в разных направлениях, вышивая различные узоры. Темп движения может меняться, «нитка» не должна рваться. Усложняя игру, на пути можно поставить препятствия, разбросав мягкие модули.

46. Игра с предметами

Цель: развивать память, внимание.

Содержание.

Педагог произвольно раскладывает на столе несколько предметов (карандаш, тетрадь, часы, спички, монету).

Водящий ребенок в это время отворачивается. По команде он подходит к столу, внимательно смотрит и старается запомнить расположение всех предметов. Затем снова отворачивается, а педагог в это время либо убирает один предмет, либо меняет что-то в их расположении. Водящий соответственно должен либо назвать пропавший предмет, либо разложить все, как было.

47. Упражнение со стульями

Цель: привить умение свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами.

Содержание.

По предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко), домик для куклы (квадрат), самолет, автобус.

48. «След в след»

Цель развивать внимание, согласованность действий, ориентировку в пространстве, привить умение свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами.

Содержание.

Дети идут по залу цепочкой, ставя ногу только в освободившийся «след» впереди идущего. Нельзя торопиться и наступать на ноги. По ходу игры дети фантазируют, где они находятся, куда и почему так идут, какие препятствия преодолевают.

Например: хитрая лиса ведет своих лисят по тропинке, на которой охотники установили капканы; разведчики идут через болото по кочкам; туристы перебираются по камушкам через ручей и т.п.

Обязательно делить детей на команды, причем каждая команда придумывает свой вариант.

49. «Есть или нет?»

Цель: развивать внимание, память, образное мышление.

Содержание.

Играющие встают в круг и берутся за руки, а ведущий -  в центре. Он объясняет задание; если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат: «Да!»; если не согласны, опускают руки и кричат: «Нет!».

  • Есть ли в поле светлячки?
  • Есть ли в море рыбки?
  • Есть ли крылья у теленка?
  • Есть ли клюв у поросенка?
  • Есть ли гребень у горы?
  • Есть ли двери у норы?
  • Есть ли хвост у петуха?
  • Есть ли ключ у скрипки?
  • Есть ли рифма у стиха?
  • Есть ли в нем ошибки?

50. «Внимательные матрешки»

Цель: развивать внимание, согласованность действий, активность и выдержку. 

Содержание.

Дети сидят на стульях или на ковре, педагог показывает карточки с определенным количеством нарисованных матрешек. Через несколько секунд произносит: «Раз, два, три — замри!». Стоять должно столько детей, сколько матрешек было на карточке (от 2 до 10). Упражнение сложно тем, что в момент выполнения задания никто не знает, кто именно будет «вставшим» и сколько их будет. Готовность каждого встать (если «матрешек» не хватает) или сразу же сесть (если он видит, что вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на активность каждого ребенка. Как вариант детям можно предложить не просто встать, а образовать хоровод из заданного количества детей.

51. «Дружные звери»

Цель: развивать внимание, выдержку, согласованность действий.

Содержание.

Дети распределяются на три группы  - медведи, обезьяны и слоны. Затем педагог называет поочередно одну из команд, а дети должны одновременно выполнить свое движение. Например, медведи – топнуть ногой, обезьяны – хлопнуть в ладоши, слоны – поклониться. Можно выбирать других животных и придумывать другие движения.  Главное, чтобы каждая группа выполняла свое движение синхронно, общаясь только взглядом.

52. «Руки – ноги»

Цель: развивать активное внимание и быстроту реакции.

Содержание.

По одному хлопку дети должны поднять руки, по двум хлопкам  -  встать. Если руки подняты: по одному  -  опустить руки, по двум  -  сесть.

53. «Летает – не летает, растет – не растет»

Цель: развивать внимание, согласованность действий, активность и выдержку.

Содержание.

Педагог или водящий ребенок называет предмет, если он летает, дети машут руками, как крыльями; если не летает — опускают руки вниз. Если растет — поднимают руки вверх, не растет — охватывают себя двумя руками.

54. «Веселые обезьянки»

Цель: развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.

Содержание.

Дети стоят врассыпную -  это обезьянки. Лицом к ним   ребенок  -  посетитель зоопарка, который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки», передразнивая ребенка, точно повторяют все за ним.

55. «Внимательные звери»

Цель: тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений.

Содержание.

Дети представляют, что они находятся в лесной школе, где учитель тренирует их ловкость и внимание. Ведущий показывает, например, на ухо, нос, хвост и называет то, что он показывает. Дети внимательно за ним следят и называют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет: «Ухо!». Дети должны быстро сориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.

56. «Что мы делали не скажем, но зато мы вам покажем»

Цель: развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

Содержание.

Комната делится пополам шнуром или чертой. С одной стороны находятся выбранные с помощью считалки «Дедушка и трое - пятеро внучат», с другой стороны - остальные дети и педагог, которые будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».

Дети: Здравствуй, дедушка седой

           С длинной-длинной бородой!

Дедушка: Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята!

                   Где побывали? Что вы повидали?

Дети: Побывали мы в лесу, там увидели лису.

           Что мы делали, скажем, но зато мы вам покажем!

Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если разгадка дана правильно, дети говорят верный ответ и после слов «Раз, два, три — догони!» бегут за черту, в свой дом, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока те не пересекли спасительной линии. После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата».

В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол, и т.п.

57. «Снежная Королева»

Цель: развивать умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, координировать движения.

Содержание.

Сначала педагог, в дальнейшем ребенок превращается в «Снежную королеву» и начинает постепенно «замораживать» всех детей: называет при этом определенные части тела правая рука, левая рука, левая нога, правая нога, корпус, голова), соответствующие мышцы напрягаются. Дети превращаются в ледяную скульптуру, которая начинает медленно таять под лучами солнца. (Расслабляются шея, руки, корпус, ноги), дети сначала опускаются на корточки, затем полностью расслабляются и ложатся на пол.

58. «Поймай хлопок»

Цель: развивать произвольное слуховое внимание и быстроту реакции.

Содержание.

Дети стоят врассыпную. Их задача заключается в том, чтобы среагировать на хлопок педагога и хлопнуть практически одновременно с ним. Педагог предлагает «поймать» то маленький мячик, то цветок, то монетку.

59. «Голова или хвост»

Цель: развитие координации движений, быстроты реакции, воображения.

Содержание.

Педагог превращается в Ивана-Царевича, а все дети - в Змея-Горыныча. Иван-Царевич взмахивает мечом (гимнастической палкой или линейкой), если взмах на уровне головы - Змей Горыныч должен спрятать головы (дети быстро наклоняются), если взмах на уровне ног, Змей-Горыныч спасает хвост (дети подпрыгивают).

60. «Шея есть, шеи нет»

Цель: развивать подвижность мышц плечевого пояса.

Содержание.

Дети стоят в основной стойке и в соответствии со словами педагога выполняют движения.

Шея есть   - стоять прямо, показывая длинную шею.

Шеи нет   -   поднять плечи вверх, как бы «втянуть» шею (уродцы). 

Повторить несколько раз.

61. «Осьминог»

Цель: развивать пластику рук, координацию движений.

Содержание.

Руки в стороны, ладони вперед, основная стойка. Мягко скрестить руки в запястьях перед грудью и плавно отвести в стороны. Повторить четыре раза, сверху то правая, то левая рука. Мягко скрестить руки на груди, как бы стараясь обхватить себя руками, плавно развести в стороны. Повторить четыре раза, чередуя положение рук.

Руки в стороны, ладони вперед, основная стойка. Мягко скрестить руки в запястьях перед грудью и плавно отвести в стороны. Повторить четыре раза, сверху то правая, то левая рука. Мягко скрестить руки на груди, как бы стараясь обхватить себя руками, плавно развести в стороны. Повторить четыре раза, чередуя положение рук.

62. «Кто на картинке?»

Цель: развивать умение передавать образы живых существ с помощью пластических выразительных движений.

Содержание.

Дети разбирают карточки с изображением животных, птиц, насекомых и т.д. Затем по одному передают в пластике заданный образ, остальные отгадывают. На нескольких карточках изображения могут совпадать, что дает возможность сравнить несколько вариантов одного задания и отметить лучшее исполнение.

63. «Цыплята»

Цель: тренировать веру, фантазию и пластическую выразительность.

Содержание.

Дети ложатся на ковер, прижимают колени к груди, голову к коленям и обхватывают себя руками («яйцо»). Сначала приподнимается голова, цыплята клювиками разбивают скорлупу, расправляют крылышки, пытаются встать на ножки, начинают двигаться, знакомиться с окружающим миром, пробуют клевать зернышки.

Музыкально-пластические импровизации

Цель: передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.

1. «Первая потеря»

Музыкальное сопровождение: «Первая потеря», муз. Р.Шумана (Альбом для юношества).

Каждый ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию, как бы отвечая на вопросы: где, когда, почему, что потерял? Дети с помощью мимики, жестов, пластики тела создают мини-спектакль (этюд) на заданную тему.

Подарок

Музыкальное сопровождение: «Новая кукла», муз. П. Чайковского (Детский альбом) или «Вальс-шутка», муз. Д Шостаковича.

Дети свободно и эмоционально передают радостное настроение в связи с полученным подарком. Фантазируют, когда (Новый год или день рождения), от кого (мама, папа, друг и т.п.), что именно получили в подарок.

Осенние листья

Музыкальное сопровождение: «Вальс-фантазия», муз. М. Глинки или вальс «Осенний сон», муз А. Джойса.

Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю.

Утро

Музыкальное сопровождение: «Утро», муз. Э. Грига; «Рассвет на Москве-реке», муз. М. Мусоргского.

Дети лежат на ковре (спят), ощущают, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открывают глаза, потягиваются, поднимаются, подходят к окну и, открыв его, любуются ранним утром...

Бабочки

Музыкальное сопровождение: «Мотылек», муз. Д. Жабалевского; «Вальс» из балета «Коппелия», муз. Л Делиба.

На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают нектар с цветов, другие любуются своими пестрыми крылышками. Легкие и воздушные, они порхают и кружатся в своем радостном танце.

В стране цветов

Музыкальное сопровождение: «Подснежник» («Времена года»); «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»; муз.

 П. Чайковского.

В стране цветов праздничный бал. Каждый цветок импровизирует свои движения, выражая общее радостное настроение.

Снежинки

Музыкальное сопровождение: «Вальс» из оперы «Елка», муз. В. Ребикова; «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.И. Чайковского.

То медленно, то быстрее опускаются на землю снежинки, кружась и искрясь в своем волшебном танце.

Заколдованный лес

Музыкальное сопровождение: «Гном», муз. М. Мусоргского («Картинки с выставки»).

Страшно и таинственно в заколдованном лесу; ветви деревьев шевелятся, медленно извиваясь, заманивают путников в самую чащу...

Петя и Волк

Музыкальное сопровождение: отрывки из симф. сказки «Петя и волк»,

муз. С Прокофьева.

Храбро и весело шагает мальчик Петя, смешно переваливаясь, ковыляет утка; мягко ступая лапками, крадется кошка; легко и быстро летает птичка; тяжело, опираясь на палку, ходит дедушка, сердито идет волк...

Дети делятся на несколько групп и внутри каждой распределяют роли.

В царстве золотой рыбки

Музыкальное сопровождение: «Аквариум» («Карнавал животных»), муз.

К. Сен-Санса.

В морском царстве Золотой рыбки покой и тишина. Его обитатели занимаются своими делами: плавают рыбки, извиваются водоросли, раскрывается и закрывается раковина, быстро перемещается по дну краб...

В гостях у Русалочки

Музыкальное сопровождение: «Нептун», муз. Г. Холъста.

В подводном дворце морского царя Русалочка танцует в окружении рыб и медуз, крабов и морских звезд, раковин и кораллов...

У волшебницы Анитры

Музыкальное сопровождение: «Танец Анитры из сюиты «Пер Гюнт», муз.

Э. Грига.

В далекой и таинственной стране, где властвует прекрасная Анитра, она и ее подданные завлекают и заколдовывают путников, случайно попавших в эту страну.

В замке Спящей Красавицы

Музыкальное сопровождение: «Романс», муз. Д. Шостаковича.

В заколдованный замок, где жизнь замерла и все обитатели которого, превращенные в статуи, застыли в разных позах, попадает принц. Он дотрагивается до спящей принцессы, и все вокруг оживает: потягивается и поднимается кошка, просыпается огонь в камине, слуги накрывают на стол, гости, очнувшись от сна, начинают двигаться и танцевать.

Снегурочка

Музыкальное сопровождение: «Романс» Г. Свиридова (из музыки к к/ф

«Метель»).

Наступила весна. Все оживает и расцветает. Грустно лишь одной Снегурочке: солнечные теплые лучи несут ей гибель; она прощается со всем, что ей дорого, и медленно тает.

В стране гномов

Музыкальное сопровождение: «Шествие гномов», муз. Э. Грига.

Гномы отправляются проверить, все ли их клады на месте, не появился ли кто-нибудь чужой в их землях. Они приходят к лесному озеру, отдыхают на мягкой траве и вновь, полные сил, отправляются дальше.

Город  роботов

Музыкальное сопровождение: «Монтекки и Капулетти» (из балета «Ромео и Джульетта», муз. С. Прокофьева).

Роботы вышли на улицы города, они сделаны из металла и пластика, их движения резкие и упругие...

Факир и змеи

Музыкальное сопровождение: «Арабский танец» из балета «Щелкунчик», муз. П.Чайковского.

Факир играет на дудочке, и спокойно лежащие на полу змеи начинают свой танец, плавно покачиваясь и извиваясь.

Умирающий лебедь

Музыкальное сопровождение: «Умирающий лебедь» («Карнавал животных», муз. К. Сен-Санса).

Раненный, лебедь пытается взлететь, чтобы догнать свою стаю, он машет крыльями, но силы убывают, сломанное крыло не подчиняется, движения становятся все слабее, он бессильно опускается на землю.

Игра для шеи и челюсти

Цель: развивать артикуляцию губ и шеи.

Содержание.

  • Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди;
  • Удивленный бегемот: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.
  • Зевающая пантера: нажать двумя руками на обе щеки средней части и произносить «вау, вау, вау...», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открыв рот, затем зевнуть и потянуться.
  • Горячая картошка: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуть, мягкое небо поднято, гортань опущена).

Игра для язычка

Цель: развивать артикуляционный аппарат.

Содержание.

  • Жало змеи: рот открыт, язык выдвинут, как можно дальше вперед, медленно двигается вправо - влево.
  • Конфетка: губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо — влево, вверх — вниз, по кругу.
  • Колокольчик: рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.
  • Уколы: острым кончиком зыка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.
  • Самый длинный язычок: высунуть язык как можно дальше и пытаться достать им до носа и подбородка.

Веселый пятачок

Цель: развивать артикуляцию губ.

Содержание.

  • на счет «раз» губы вытянуть вперед, как пятачок у поросенка; на «два» губы растянуть в улыбке, не обнажая зубов;
  • вытянутые губы (пятачок) двигаются вверх и вниз, влево и вправо;
  • пятачок делает круговые движения в одну сторону, потом в другую;

Заканчивая упражнения, предложить детям полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

Упражнения на выдыхания

Цель: разогреть мышцы дыхательного аппарата.

Содержание.

  • обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.
    Свистит ветер - ССССССС...
    Шумят деревья - ШШШШШ...
    Летит пчела - ЖЖЖЖЖЖ...
    Комар звенит - 3333333333...
  • обслуживает волевую, но сдержанную речь.

Работает насос - ССССС! ССССС! ССССС!

Метет метель - ШШШШ! ШШШШ! ШШШШШ!

Сверлит дрель - 33333! 33333! 33333!

  • обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.
    Кошка сердится - Ф! Ф! Ф! Ф!

Пилит пила         - С! С! С! С!

Заводится мотор - Р! Р! Р! Р!

Дети могут сами придумывать подобные упражнения и соединять все три вида выдыхания в одном упражнении.

Например: мотоцикл. Заводим мотор: Р! Р! Р!.. РРРРР! РРРРР! Поехали быстрее и быстрее: РРРРР! РРРРР!  

1. «Чудо-лесенка»

Цель: развивать диапазон голоса.

Содержание.

Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса.

Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю,

Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю:

Шаг-на-го-ры, Шаг-на-ту-чи...

 А-подъ-ем-все-вы-ше, кру-че...

Не-ро-бе-ю, петь хо-чу,

Пря-мо к солн-цу-я-ле-чу!

2. «Веселые стихи»

Цель: тренировать четкое произношение согласных на конце слова, учить детей подбирать рифму к словам.

Содержание.

Летний день     Ут-ут-ут-ут      — на лугу цветы цветут,

                             Ют-ют-ют-ют   — птички весело поют,

                             Ят-ят-ят-ят      — злобно комары звенят,

                             Ит-ит-ит-ит     — заяц под кустом сидит.

В лесу    Ёт-ёт-ёт-ёт-      — соловей в лесу поет,

               Ут-ут-ут-ут      — у пенька грибы растут,

               Ат-ат-ат-ат      — под кустом ежи шуршат,

               Ит-ит-ит-ит     — дятел на сосне стучит.

В зоопарке       Ит-ит-ит-ит             — полосатый тигр рычит,

                           Ёт-ёт-ёт-ёт              — медленно змея ползет,

                           От-от-от-от             — пасть разинул бегемот,

                           Ут-ут-ут-ут             — быстро лебеди плывут,

                           Ят-ят-ят-ят             — обезьянки там шаля

3. «Похожий хвостик»

Цель: формировать умение подбирать рифмы к словам, пластически изображать подобранное слово.

Содержание.

Дети распределяются на группы (2—3), каждой из них предлагается слово, к которому надо подобрать рифму (слова с похожими «хвостиками») и изобразить эти слова с помощью пантомимы. Например, дается слово «ватрушка», подбираются рифмы: лягушка, подушка, старушка, кукушка, Петрушка, кормушка и т.д. Все эти слова можно изобразить с помощью пластики тела.

Слово «шишка» — книжка, мышка, крышка.

4. «Ручной мяч»

Цель: пополнить словарный запас, развивать быстроту реакции.

Содержание.

Ведущий поочередно бросает каждому ребенку мяч, называя слово. Поймавший должен придумать свое слово:

а) противоположное по значению (день -  ночь, горячий -  холодный);

б) определение к данному слову (елка  -  колючая, волк  -  зубастый);

в) действие (дерево  - растет, мальчик  - бежит).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека театрализованных игр (старшая группа)

Подборка театрализованных игр для детей 5-6 лет....

картотека театрализованных игр средняя группа

Картотека предназначена для проведения театрализованных игр в группе....

Картотека театрализованных игр старшая группа

Через театрализованные игры можно развивающие речь детей!...

КАРТОТЕКА «Театрализованные игры» Подготовительная к школе группа №8

КАРТОТЕКА«Театрализованные игры»Подготовительная к школе группа №8...

Картотека театрализованных игр. Подготовительная группа.

Цель. Развивать выразительность жестов, мимики, голоса....

Картотека театрализованных игр подготовительная группа

Картотека театрализованных игр в подготовительной группе Картотека составлена на основе: 1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотны...