«Детское экспериментирование — Что вокруг нас» в средней группе.
проект (средняя группа)

Чучкова Екатерина Ивановна

Актуальность проекта:

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К. Е. Тимирязев

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_espereentirovanie.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Сказка»

Проект

«Детское экспериментирование — Что вокруг нас» в средней группе.

Выполнил: Воспитатели Чучкова Е.И.

Г.о.г. Выкса 2023 год

Тема проекта: «Детское экспериментирование — Что вокруг нас»»

Название проекта: групповой; краткосрочный; поисково-исследовательский.

Описание проекта: для детей 4-5 лет.

Актуальность проекта:

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К. Е. Тимирязев

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

Объект проекта: Детская деятельность

Цель проекта:  Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи проекта:

- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

- Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода и т.д.).

- Развивать наблюдательность;

- Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

- Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Сроки реализации: краткосрочный (13.06.23-16.06.23).

Участники проекта: педагоги, дети средней группы.

Социальные партнеры: родители

Необходимые материалы: лаборатория, фотоаппарат.

Предполагаемый продукт проекта:

- Высокий уровень познавательной активности у воспитанников, усвоение основ целостного видения окружающего мира;

-   Обогащение предметно – развивающей среды в группе.

-  Пополнение научно-методической базы ДОУ по данному методу исследования.

Продукт: оформленная совместно с детьми стенгазета «Наши эксперименты»

Этапы проекта:

Подготовительный этап.

Определение цели и задач проекта.

Составление плана основного этапа проектирования.

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

Основной этап.

  • Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы;
  • Проведение опытов (практических);

Завершающий этап.

- оформление совместно с детьми стенгазеты "Наши эксперименты»

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Содержание

Сроки

Подготовительный

1.Разработка плана реализации проекта с детьми

2.Сбор и анализ литературы

3. Подбор материала.

13.07

Практический

Опыты:

 «Вода - растворитель. Очищение воды»

        Продолжить формирование детей о воде, как растворителе.          выявить вещества, которые растворяются в воде;

- познакомить со способом очистки воды - фильтрованием;

- закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.        Сосуды разного размера и формы, вода, растворитель; стиральный порошок, песок, соль, мука, сахар, шампунь, растительное масло, пищевые красители, конфитюр; стеклянные палочки, ложки бумага, марля, сетка, фильтры бумажные, марганцовка, пакетики фиточая мяты, воронки, передники клеенчатые, клеенки для столов.

 «Твердая вода. Почему не тонут айсберги?»

            Продолжить знакомить со свойствами льда.

         - уточнить представления детей о свойствах льда:  прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду;

-дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.         Таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда разного размера, разные по форме и размеру емкости, кораблики, ванна, картинки с изображением айсбергов.

«Как работает термометр»

            Посмотреть, как работает термометр.        - познакомить с работой термометра        Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.

 «Как происходит извержение вулкана?»

         Сформировать представление о вулкане.  

        -познакомить детей с природным явлением-  вулканом, причиной его извержения.

        Картинка с изображением вулкана, карта России; поддоны, картон, клей; сода, уксус; сухая красная краска, моющая жидкость; листы бумаги (или блокноты для фиксации наблюдений), цветные карандаши; чайные ложки, пипетка.  

«Солнечные зайчики»

              Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются.

        -развивать смекалку, любознательность.

- способствовать развитию речи детей как средства общения.

        Зеркало, баночка с водой, пластина из нержавеющей стали.

 «Два магнита»

          Выявить особенности взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.

        -познакомить детей с физическим явлением– магнетизмом, магнитом и его особенностями;

-развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.        Два магнита.

«Танцующая фольга».

              Показать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.

        -развить любознательность детей;

        Тонкая алюминиевая фольга (обертка от шоколада), ножницы, пластмассовая расческа, бумажное полотенце.

«Путешествие Капельки»

         Сформировать представление о круговороте воды.

        -познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега;

-расширить представления детей о значении воды для жизни человека;

 - развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.        Электрический чайник, холодное стекло, ил люстрации на тему «Вода», схема «Круговорот воды в природе», географическая карта или глобус, мнемотаблица.  

(13.03)

-

(16.04)

Заключительный

- оформление совместно с детьми стенгазеты «Наши эксперименты

16.07.23

Список литературы:

1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

2. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников/Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013.

3. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

4. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №

5. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.

6. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .

7. Рыжова Н.А. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.

8. Рыжова НА.. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.

9. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

10. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый интегрированный показ непосредственной образовательной деятельности по проекту "Вода вокруг нас" в средней группе.

Открытый интегрированный показ непосредственной образовательной деятельности по проекту " Вода вокруг нас" в средней группе.Подготовила и провела : Смирнова Ю.Ю.Область: познание.Интеграция: коммуника...

Краткосрочный проект в старшей группе «Детское экспериментирование — Что вокруг нас»

Краткосрочный проект в старшей группе по познавательному развитию "Что вокруг нас?", направленный на развитие познавательного интереса дошкольников....

Проект по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Детское экспериментирование - что вокруг нас!»

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошколь...

Консультация для родителей: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях в средней группе»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и о...

Краткосрочный проект в старшей группе «Детское экспериментирование — Что вокруг нас»

Краткосрочный проект в старшей группе «Детское экспериментирование — Что вокруг нас»Пояснительная записка.Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение ...

Краткосрочный проект в старшей группе «Детское экспериментирование — Что вокруг нас»

Краткосрочный проект в старшей группе «Детское экспериментирование — Что вокруг нас» Подготовил: воспитатель старшей группы: Загирова Айназ Казимировна. Пояснительная записка. Особое значение дл...

Проект в старшей группе «Детское экспериментирование — Что вокруг нас»

Проект в старшей группе«Детское экспериментирование — Что вокруг нас»...