"Зачем нужны скороговорки" консультация для педагогов
консультация

Головлева Татьяна

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skorogovorki.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

музыкальный руководитель Головлева ТН

«Зачем нужны скороговорки»

Консультация для педагогов

  Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

Дети любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умение искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания.  Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой радостью, вызывают положительные эмоции. У ребёнка появляется заинтересованное отношение к музыке, эмоциональная отзывчивость на неё. Пение развивает у детей музыкальные способности, музыкальный слух, память и чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор.

             Пение народных песен, потешек знакомит детей с национальными традициями народа, с его песенным прошлым. Систематическое их исполнение способствует эстетическому воспитанию, развивает у детей художественный вкус, пробуждает чувство любви к Родине, родной природе.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» определяет следующие задачи в области пения детей младшего возраста:

1.учить петь естественным голосом, протяжно.

2.внятно произносить слова, правильно произносить гласные и согласные.

3.правильно передавать мелодию с сопровождением и без него.

4.формировать коллективное пение: учить одновременно начинать и              заканчивать песню, петь дружно, слаженно.

Начиная со среднего возраста, дошкольники имеют уже некоторый музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличился диапазон, дыхание стало более организованным.     У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения. Дети отличаются большей слуховой активностью, способны свободно различать по высоте звуки, слышат движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением.

            Дикция является средством донесения текстового содержания произведения, и одним из важнейших средств художественной выразительности, раскрытии      музыкального   образа. 
(Если гласная имеет полетность, согласная “полетит” вслед за ней).   Ясной, четкой дикцией, грамотной речью владеют далеко не многие. Особенно нам, педагогам, у которых наибольшая часть занятия основана на словесном объяснении это просто необходимо для работы с детскими музыкальными коллективами. Для тренировки голосового аппарата  маленького вокалиста очень хороши скороговорки.

                Как сказано в словаре Ожегова, скороговорка – это специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.

Русские скороговорки - бесценный материал для педагога ведь они играют огромную роль, помогая ребенку в развитии речи. Изначально скороговорки были придуманы исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.
Скороговорки для детей, в первую очередь – игра,

а уже после – обучение.

ЧЕМ ПОЛЕЗНЫ СКОРОГОВОРКИ?

  • Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.
  • Несмотря на то, что скороговорки читаются быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.
  • Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.
  • Он также учится не только говорить красиво, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации.

                                 КАК РАЗУЧИВАТЬ СКОРОГОВОРКИ?

         Сначала скороговорки нужно проговаривать в медленном темпе, потом темп увеличивать.  “Пробалтывание” текста в “никуда”, безо всякого смысла, не принесёт пользы.

          Важно видеть то, о чём идет речь в скороговорке, рисовать в своём воображении различные жизненные обстоятельств, представлять, например, то ласковую просьбу, то взволнованный рассказ, то требовательное обращение.  И таким образом, одну и ту же скороговорку можно произнести с совершенно разными эмоциональными оттенками. Это полезно и в смысле развития актерских способностей.

             Также очень полезно сначала проговаривать скороговорки беззвучно и медленно. Работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы, потом произносить вслух, постепенно увеличивая темп. Помимо проговаривания обязательно пропевайте скороговорки, так как произношение слов в пении и в речи несколько различно. Пойте скороговорки на одном звуке, по звукам трезвучия, по звукам гаммы и т. д. Обращайте особое внимание на резкое подчеркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию, но опять-таки надо помнить правило: согласные не крупнить, не тяжелить, а активизировать.  Постепенно старайтесь произносить скороговорки на одном дыхании.

             Существует неисчислимое множество различных скороговорок. У нас наибольшей популярностью пользуются исконно русские скороговорки – близкие нам по смыслу и по духу. Однако развивающие потешки имеют не только национальный оттенок.   Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем нужны запреты?

Слова "нет" и "нельзя" помогают родителям заботиться о безопасности и здоровье ребенка, а самому малышу - получать представление о том, что такое хорошо и что такое плохо....

Консультация для педагогов "Зачем нужно развивать память?"

Материал консультации раскрывает прямую зависимость между развитием умственных способностей дошкольника, которое происходит по мере взросления и развитием памяти....

Консультация для молодых педагогов Зачем нужны детские дидактические игры?

Консультация для молодых педагоговЗачем нужны детские дидактические игры?...

Консультация для педагогов «Книги для дошкольников. Что и зачем нужно читать дошкольникам»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениемуниципального образования г. Нягань «Детский  сад  №10 «Дубравушка»   Консультация для педагог...

Консультация для педагогов «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность и когда же начинать?»

Цель финансовой грамотности в том, чтобы помочь детям социализироваться и достичь успеха в будущем. Они узнают, как работает экономика в обществе и формируют правильное отношение к деньгам....

Нужно ли современному педагогу изучать правовые основы профессиональной деятельности и зачем?

Нужно ли современному педагогу изучать правовые основы профессиональной деятельности и зачем?...

Как и зачем нужно учить детей безопасности? Что дети должны делать в чрезвычайных ситуациях? Почему безопасности нужно специально обучать?

В детстве родители часто давали нам наставления, вроде: “Не разговаривай с подозрительными людьми”. Нам чаще просто запрещали что-то делать вместо того, чтобы объяснить, как ну...