Консультация для педагогов и родителей Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как её делать?
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни.
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков.
В последнее время практически у всех детей-дошкольников встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка недостаточно четки и согласованы. Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов и родителей
Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как её делать?
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни.
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков.
В последнее время практически у всех детей-дошкольников встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка недостаточно четки и согласованы. Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.
Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. А также статические артикуляционные упражнения, направленные на выработку правильной позы и динамические, направленные на правильное выполнение движений.
Таким образом, работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики, целью которой является выработка правильных, полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.
Артикуляционные упражнения для звука Р.
1.«Улыбочка» Растянуть губы в улыбке. При этом зубы сомкнуты. «Грибок» Присасываем к небу широкий язык
2. «Дудочка» С напряжением вытянуть вперед губы. «Маляр» Язык высунут. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. 10 раз.
3. «Чашечка» Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”. «Дятел» Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верхними зубами; ребенок при этом произносит звук Д, подражая дятлу: Д-Д-Д. 15-20 сек.
4. «Парус» Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поставлен за верхние зубы на бугорки, спинку языка немного прогнуть вперед. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам.10 с. «Качели» Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
5. «Вкусное варенье» Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу движениями сверху-вниз. «Покусывание кончика языка» Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8-10 р.
6. «Утюжок» Рот приоткрыть. Широким кончиком языка поглаживаем бугорки, находящиеся за верхними зубами: вперед-назад. 20-25 р.
7. «Лошадка» Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, пощелкать кончиком язычка за верхними зубами медленно, потом быстрее, как лошадка. Работает только язык, нижняя челюсть неподвижна. 10-15р.
8. «Прогони комарика» Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на «Хоботок» Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед до предела. 10 сек.
Артикуляционные упражнения для звука С,Сь.
1. «Улыбка» – Растянуть губы в улыбке, не показывать все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд.
2. «Заборчик» – Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, таким образом покажите все зубы и удерживайте улыбку 3 – 5 секунд.
3. «Чистим нижние зубы» – Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая языком движения из стороны в сторону.
4. «Лопатка» – Рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 3 – 7 сек.
5. «Месим тесто» – из Упр. «Лопаточка», пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.
6. «Кошка сердится» – Губы улыбаются, рот приоткрыт. Прижимать кончик языка к основанию нижних передних зубов. Боковые края языка прижать к боковым верхним зубам. Посередине языка стараться сделать желобок. Дуть не надо. Язычок при выполнении этого упражнения приобретает форму дуги: выгибает спинку точно так же, как киска, когда она сердится.
7. «Горка» – улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упирается под нижние зубы, широкий язык приподнять «горкой». Удерживать язык 5 – 10 секунд.
Артикуляционные упражнения для звука Л,Ль.
1.«Окошко» Открыть рот – «Накажем Зубы обнажены,
2. «Желобок» Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух. «Борцы» Рот широко открыт. Кончик языка упирается в верхние зубы изнутри. «С язычком случилось что-то Он толкает зубы, Будто хочет их за что-то Вытолкнуть за губы». Затем толкаем изнутри нижние зубки
3. «Красим нижний заборчик» Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо. «Трубочка» Учить сворачивать язык в трубочку.
4. «Шторки» Рот приоткрыт. Нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя губа в этот момент открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется. Выполнять 5-6 раз. «Парус» Под счет взрослого «Раз, два, три, четыре, пять – можно парус поднимать» ребенок удерживает кончик языка за верхними зубками; под счет « Раз, два, три, четыре, пять – можно парус опускать» язычок опускается, ротик закрывается.
5. «Качели» Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз. «Зайчик смотрит в окошко» Зубы обнажены, между зубами выглядывает кончик языка и прячется обратно.
6. «Часики» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, повернуть высунутый язык вправо, удержать, повернуть влево, удержать. Чередовать. Длительность – 20 сек. «Пароход гудит» Зубы обнажены, язык между зубами, прижимаем достаточно сильно язык зубами. В это время длительно произносим л-л-л.
7. «Катание шарика» Напряженный кончик языка движется между губами и зубами, делая круговые движения как бы вокруг губ, но с внутренней стороны рта. «Иголочка» Язык высунуть далеко вперед, напрячь его. Сделать узким. Удерживать 10 сек.
8.«Слоник» Ребенок удерживает губы, вытянутые «хоботком». Зубки плотно сжаты. Взрослый комментирует: «Подражаю я слону, Губы хоботом тяну. Потяну и перестану… И нисколько не устану» «Язычок на прогулке» Поднимаем язычок вверх, тянемся к носику: «язычок хочет посмотреть на небо, нет ли тучек, светит ли солнышко». Опускаем язычок вниз, тянемся к подбородку: «язычок смотрит на землю – нет ли луж после дождя». Ведем кончиком языка от одного угла рта к другому: «Язычок оглядывается по сторонам на домики своих соседей».
9. «Красим потолок» Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед. “Красим верхний заборчик” Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой”.
Артикуляционные упражнения для звука Ш.
1.«Улыбка-трубочка-квадратик» Растянуть губы в улыбке. Потом вытянуть губы в трубочку. Потом квадратик. При этом зубы все время сомкнуты.
2. «Грибок» Присасываем к небу широкий язык
3. «Дудочка» С напряжением вытянуть вперед губы.
4. «Маляр» Язык высунут. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. 10 раз.
5. «Чашечка» Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме «чашечки».
6. «Дятел» Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верхними зубами; ребенок при этом произносит звук Д, подражая дятлу: Д-Д-Д. 15-20 сек.
7.«Утиный клювик» Губы находятся в положении трубочки, затем щеки втягиваются в полость рта, а губы несколько расслабляются и могут производить смыкательные и размыкательные движения. «Качели» Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
8. «Вкусное варенье» Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу движениями сверху-вниз. «Катание шарика» Напряженный кончик языка движется между губами и зубами, делая круговые движения как бы вокруг губ, но с внутренней стороны рта.
9. «Мясорубка» Губы в положении улыбки. Зубы плотно сжаты. Кончик языка проталкиваем между сжатыми зубами. Язык становится широким и тонким. Выдвигаем его вперед до предела. Упражнение повторить 3-4 р. «Лошадка» Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, пощелкать кончиком язычка за верхними зубами медленно, потом быстрее, как лошадка. Работает только язык, нижняя челюсть неподвижна. 10-15р.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"
Помощь родителям, которые хотят помочь своему ребёнку исправить звукопроизношение....

Консультация для родителей: "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"
Это статья для тех родителей, кто хочет помочь своим деткам....

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА»
Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился произносить сложные звук...

Консультация учителя-логопеда. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой? Рекомендации к проведению упражнений...

Консультация для родителей "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"
Консультация содержит методику проведения артикуляционной гимнастики в игровой форме и практический материал - артикуляционные сказки для дошкольников, чистоговорки и скороговорки на автоматизацию зву...
Консультация для родителей «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?»
Важность артикуляционной гимнастики для ребёнка....

Консультация для родителей: Для чего нужна артикуляционная гимнастика. Июль 2017г
В статье отражены цели артикуляционной гимнастики и даны рекомендации родителям о проведении гимнастики в домашних условиях....
