Картотека игр с детьми 5–6 лет для формирования математических представлений.
картотека (старшая группа)

Кузовлева Ольга Валентиновна

Формирование и усвоение математических представлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр с детьми 5–6 лет для формирования математических представлений.

Игру «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК», которая направлена на упражнение детей в счете с помощью различных анализаторов, закрепление представлений о количественных отношений между числами.

В чудесном мешочке находятся счетный материал, два-три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого–то из детй водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько тот услышит ударов молоточка, ударов бубна, или столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети, сидящие за столами, считают количество ударов и показывают цифру, соответствующую количеству ударов. Выполнение задания проверяют все вместе. Ведущим становится другой, игра повторяется.

Игра «УБИРАЕМ ЦИФРЫ» Перед всеми на столах лежат цифры первого десятка. Детям загадывают загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, пред цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши; убрать цифру, которая встречается в названии сказки про Белоснежку, и т. д.

 

Игра  «КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?» также убираются одна-две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра пять сейчас стоит между цифрами 7 и 8 (или она исчезла). Это неверно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.

Игра СКОЛЬКО?

Упражняет детей в счете. На доске закрепляется 6-8 карточек с различным количеством предметов. Ведущий говорит: «Сейчас я загадаю загадку. Тот, кто ее отгадает, пересчитает предметы ан карточке и покажет цифру. Слушайте загадку: сидит девица в темнице, а коса на улице». Играющие, догадавшиеся, что это морковь, пересчитывают, сколько морковок нарисовано на карточке, и показываю цифру 4. Вместо загадок можно давать описание предметов. Например: «Это животное ласковое и доброе. Оно не разговаривает, но хорошо знает свое имя, любит играть с мячом, клубком ниток, пьет молоко и живет вместе с людьми. Кто это? Сосчитайте сколько».

Игра «УБЕРИ ЧИСЛО». Выложить в ряд фишки с цифрами, соответствующие цифрам от 1 до 10. Ребенок переворачивает фишки, которые нужно убрать

Я – число 3. Убери, пожалуйста, моих соседей.

Я – число 5. Убери число, которое больше меня на 2.

Я – число 10. Убери 2 числа передо мной.

Я – число 6. Убери число, которое меньше меня на 1.

Я – число 1. Убери число, которое больше меня на 2.

Игра «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК» (усложненный вариант)

Педагог объясняет правила игры, вызвав двух детей: «Вы закроете глаза. Сколько раз я ударю в бубен, столько матрешек каждый из вас достанет из мешочка. Один из вас поставит их близко друг к другу, другой на некотором расстоянии друг от друга».

Дети закрывают глаза. Педагог или кто-то из детей ударяет в бубен три раза. Открыв глаза, дети выполняют задание взрослого: «Посмотрите: у одного вот сколько (разводит руки, а у другого вот столько (приближает руки одна к другой). Почему?». Пусть дети выскажутся. После этого матрешки кладутся в мешочки и игра продолжается, но на этот раз надо достать грибочки.

Игра «НЕ ОШИБИСЬ»

Дети образуют круг, Ведущий становится в центре круга, бросает кому-либо мячи называет число. Ребенок, поймав мяч, называет следующее по порядку число и перебрасывает мяч обратно.

Игра «СЧИТАЙ НЕ ОШИБИСЬ!», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете.

В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорю, в каком порядке (прямом или обратном) буду считать. Затем бросаю мяч и называю число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.

Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.

Игра «НАЗОВИ ЦИФРУ»

Педагог предлагает детям встать в круг, каждому по очереди показывает цифру от 1 до 5. Ребенок должен назвать число, которое ему показали и следующее за ним. Если он отвечает неверно, то присаживается, а сосед пытается дать правильный ответ. В игре каждый ребенок должен поучаствовать 2-3 раза.

Игра «ЧТО БЫВАЕТ ПО ДВА» (ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ?)

Дети называют предметы, каких бывает по два (два глаза, две руки, две ноги и т. д., по четыре (четыре крыла у бабочки, четыре ножки у стула, четыре этажа в доме и т. д., по пять (пять пальцев на руке и ноге, пять концов у звезды. За каждый правильный ответ дети получают фишку. В конце подводится итог, называется победитель.

Игра «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»?

На столе лежит несколько предметов. Дети запоминают, как расположены предметы по отношению друг к другу. Затем закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами 1-2 предмета. Открыв глаза, дети рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь.

Игра «РАССКАЖИ ПРО СВОЙ УЗОР»

У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать, где расположены элементы узора: в правом верхнем углу – круг, в левом верхнем углу квадрат и т. д.

Игра «ХУДОЖНИКИ».

Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната или зоопарк и т. д. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Взрослый заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку, вверху на крыше дома, - трубу. Из трубы вверх идет дым, Внизу перед избушкой сидит кот. В задании могут быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа, от за перед, между, около, рядом.

Игра «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ».

Буратино с помощью ведущего дает детям задания: «Дойти до окна. Сделать три шага вправо». Ребенок выполняет задание. Если оно выполнено успешно, то ведущий помогает найти спрятанный там фант. Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменят направление движения, количество направлений не может быть больше двух. В дальнейшем количество заданий по изменению направления можно увеличить.

Игра «ГДЕ ИГРУШКА»?

На листке картона разложены мелкие игрушки. Детям нужно описать их расположение (медвежонок находится в центре, котенок находится в правом верхнем углу, зайчик находится слева от медвежонка и т. д.)

Игра СКАЖИ НАОБОРОТ

Дети образуют круг. Взрослый становится в середину, бросает мяч ребенку и говорит: «Ручеек узкий, а река …» «Широкая», - отвечает ребенок и бросает мяч обратно. Задания могут быть самыми различными: ветка тонкая, а дерево толстое, гольфы длинные, а носки короткие, стул большой а стульчик маленький т. д.

Игра КТО БОЛЬШЕ?

Дети встают в круг, педагог становится в центр круга и бросает мяч кому-нибудь из детей и спрашивает, например: «Кто больше: корова или коза». Ребенок отвечает и бросает мяч обратно. Возможные вопросы: «Кто больше: птица или пчела? Муравей или муха?». Также можно спросить у кого больше ног: у коровы или у теленка? И т. д.

Игра ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК хорошо знакома дошкольникам. Она позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся модели геометрических фигур, Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру, которую он хочет показать.

Игра ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК может также проводиться с моделями геометрических тел, с реальными предметами, имеющими четко выраженную геометрическую форму.

Игра КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ? На доске в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дети рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагается назвать как можно больше различных фигур, которые были на доске. Чтобы дети не повторяли ответы товарищей, ведущий выслушивает каждого ребенка отдельно. Выигрывает тот, кто запомнит больше фигур.

Игра НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ. Перед детьми лежат карточки, на которых изображены три-четыре различные геометрические фигуры. Взрослый показывает свою карточку (или называет, перечисляя фигуры на карточке). Дети должны найти такую же карточку и поднять ее.

Игра НАЙДИ СВОЙ ДОМИК. Дети получают по одной ьмодели геометрической фигуры и разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все собираются у своего домика с изображением фигуры. Усложнить игру можно переместив домики.

Игра НАЙДИ ПАРУ. На столе лежат вырезанные из бумаги рукавички, на одной из которых изображены, например, круг и квадрат, на другой круг и треугольник, на третьей два треугольника и т. д. У каждого из детей тоже по одной рукавичке, они должны найти себе парную рукавичку, ориентируясь по рисунку.

Дидактическую игру ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА использую на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.

Игра ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ЛОТО. Детям раздаются карточки, на которых в ряд расположены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявляемая фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигуры совпадали. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.

Игра «Найди лишнюю фигуру». Дети обводят пальцем нарисованные на карточках фигуры, выясняют, чем отличаются фигуры, какая лишняя.

Игры на развитие логического мышления

«Логическое лото». Играть можно так же, как обычно играют в лото. Дети размещают карточки на своей карте-таблице.

«Четвертый лишний». Необходимо закрыть белой карточкой то изображение, которое не подходит к остальным.

С целью развития у детей мышления, я использую тетрадь Колесниковой «Я решаю логические задачи», а также различные игры и упражнения.

Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с таким заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагала продолжить ряд или найти пропущенный элемент.

Кроме того давала задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них можно усложнить. Предлагаю выполнить задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

Игра  «Живая неделя». Для игры вызываю к доске 7 детей, пересчитываю их по порядку, даю им в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т. д.

Затем, усложняла игру тем, что строились дети начиная с любого другого дня недели.

Игра «Что зачем?»

Дети образуют круг. Взрослый в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задает вопрос, например: «Утро. А за ним?». Поймавший отвечает на него: «День» и бросает мяч обратно.

Варианты вопросов:

- Ночь. Что за нею?

- Что делают утром?

- День. Что за ним? И т. д.

Игры на развитие логического мышления

«Логическое лото». Играть можно так же, как обычно играют в лото. Дети размещают карточки на своей карте-таблице.

«Четвертый лишний». Необходимо закрыть белой карточкой то изображение, которое не подходит к остальным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека дидактических игр по формированию математических представлений

Картотека направлена на формирование математических представлений у детей подготовительной группы...

«Инновационные формы работы с детьми младшего дошкольного возраста по формированию математических представлений»

Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается....

Картотека дидактических игр по формированию математических представлений.

В данной картотеке представлены дидактические игры по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста....

Картотека игр с детьми 5–6 лет для формирования математических представлений

Картотека игр с детьми 5-7 лет по формированию элементарныхматематических представлений:...

Картотека игр по формированию математических представлений у детей младшего возраста

Картотека игр по формированию математических представлений у детей младшего возраста...

Картотека дидактических игр. Игры по формированию представлений о сенсорных эталонах, игры по формированию математических представлений.

Картотека дидактических игрИгры по формированию представлений о сенсорных эталонах: цвет, форма, величина. Игра «Раскрась домики»Цель: содействовать формированию представлений об осно...

Картотека дидактических игр. Игры по формированию представлений о сенсорных эталонах, игры по формированию математических представлений.

Картотека дидактических игрИгры по формированию представлений о сенсорных эталонах: цвет, форма, величина. Игра «Раскрась домики»Цель: содействовать формированию представлений об осно...