"Методика рисования человека в разных возрастных группах"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Скуба Елена Александровна

Изображение человека- самое сложное в развитии изобразительного творчества детей- дошкольников,, которое, постепенно усложняясь, занимает главное место в детских рисунках в течении всего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение.

«Детский сад № 143»

 «Методика рисования человека в разных возрастных группах»

                                                                                                               

                                                                                                                Подготовила        

Воспитатель Скуба Е.А.

1.Методика рисования человека детей 2 младшей возрастной группы.

Очень сложно научить ребенка рисовать человека, поэтому обучение нужно начинать с рисования самых простых фигур, а в дальнейшем их постепенно усложняя. С первых же занятий у детей воспитывают интерес к рисованию. Первые попытки рисования человека – изображение снеговика кистью на бумаге.

Для обучения изображению предметов круглой формы надо, чтобы дети нарисовали ряд таких предметов: баранки, шарики, мячи, яблоки. Тогда дети овладеют способом рисования предметов этой формы и смогут изобразить их в любом случае, когда это будет необходимо, а также смогут нарисовать предметы, состоящие из частей круглой формы: снеговик, неваляшка, пирамидка (из шаров) и т. д. В окружении ребенка много предметов, представляющих собой прямые линии или сочетания прямых линий: дорожки, ленточки, ниточки, лесенка, заборчик, елочка, деревце и др. Все эти знания в дальнейшем станут неоспоримой основой в изображении человека.

Программное содержание, которое должны освоить дети 3 лет, очень невелико, но в этом возрасте закладываются основы многих навыков и умений. Программные требования по изобразительной деятельности, определенные для этой группы, являются основой, на которой в последующих группах формируются более сложные навыки и умения. Для того чтобы они были прочно усвоены, очень важно обеспечить повторность изображения предметов одной формы. Неправильно делают те педагоги, которые, желая добиться лучших результатов, предлагают детям на нескольких занятиях подряд рисовать один и тот же предмет, например шарики. У детей пропадает интерес к предмету, и они не стараются изобразить его лучше; результат, как правило, даже ухудшается. Гораздо больший эффект достигается повторностью одних и тех же программных задач на разном тематическом содержании.

Движения для изображения предметов прямоугольной формы иные, чем при изображении округлых предметов. Если при изображении предметов округлой формы движение плавное, безостановочное, поворачивающееся по кругу, то изображение прямоугольных форм требует резкого изменения направления движения, остановки движения в углах. Эта остановка осваивается детьми далеко не сразу, поэтому вначале углы скругляются. Иногда дети, сделав остановку на двух углах, остальные два скругляют. В результате заданная форма не получается, изображение не соответствует образовавшемуся представлению о предмете. Облегчить детям овладение своевременной остановкой движения и изменением его направления под углом поможет слово, регулирующее и направляющее движение руки: "Прямо - уголок, прямо - уголок" и т. д. Или: "Вверх - остановились, в сторону - остановились..." Постепенно дети овладевают этим формообразующим движением и пользуются им самостоятельно.

Детей четвертого года жизни нужно постепенно подводить к передаче предметов одной формы, но разной величины. Выполнение этой задачи в рисунке требует выработки у детей навыка регуляции движения руки по размаху. В тех случаях, когда надо изобразить большие предметы, размах руки должен быть большим, для рисования мелких форм нужен меньший размах. Постепенно дети овладевают регуляцией движения и пользуются ею сознательно. Зрительный контроль, осуществляемый за движением, помогает этому.

Задача изображения различий по величине может быть поставлена только тогда, когда дети овладеют формообразующим движением. Овладение детьми умением передавать различие по величине дает им возможность изображать предметы, состоящие из 2-3 частей одинаковой формы, но различной величины. Так как вначале перед детьми ставится задача - передать в изображении форму предмета и в некоторых случаях цвет, то при обследовании надо учить детей прежде всего выделять форму. Маленьким детям это дается не так просто. Воспитатель при обследовании постоянно фиксирует их внимание на форме. И спрашивает он не просто: "Какой шарик?", а "Какой формы шарик?" Овладение формообразующими движениями в младшей группе является той основой, на которой строится формирование техники рисования, лепки в последующих группах.

Большое значение для овладения изображением и формообразующими движениями имеет такая методика занятий, при которой детям предлагают слепить не одно яблочко, а несколько, нарисовать не одну баранку, а много, не одного цыпленка, а двух- трех. Изображение на одном листе нескольких предметов позволяет в то же время подвести детей к передаче простого сюжета. "Куклы-неваляшки гуляют", "Цыплята бегают по травке".

  1. Методика рисования человека в средней возрастной группе ДОУ.

В средней группе дети имеют уже определенные умения в изображении фигуры человека, но все же знания их уточняются, и свои умения они используют более свободно. В этом возрасте дети уже могут изображать девочку в длинной шубке, Снегурочку, Деда Мороза, различные варианты снежных баб. Учат так же передавать форму, расположения частей фигуры человека, их относительную величину, учить изображать простые движения, например, поднятая рука.

Дети в этой группе должны освоить не только статическую форму изображения предметов, но и должны научиться передать движение, например, нарисовать пляшущую девочку.

В средней группе, по сравнению с предшествующей, изобразительные задачи усложняются. В связи с этим усложняется и сенсорное содержание деятельности. Дети должны научиться различать, называть и изображать предметы не только круглой и прямоугольной форм - эти умения закрепляются в средней группе, но и овальной, и треугольной. Зрительный контроль за движением рук в процессе изображения усиливается.

И в предшествующей группе перед детьми ставилась задача передавать различия по величине; в средней же группе это умение продолжает совершенствоваться. Дети отражают разницу не только между предметами (морковки большие и маленькие), но и между частями одного предмета (у неваляшки туловище большое, голова поменьше, а руки еще меньше).

Обучение в среднем возрасте у дошкольников надо начинать с закрепления тех способов изображения, которыми дети овладели в предшествующей группе, добиваясь улучшения качества изображения. В этой группе дети продолжают овладевать техникой изобразительной деятельности, требующей не только двигательного, но и пристального зрительного контроля. В рисовании происходит Дальнейшее освоение способов правильного держания карандаша и кисти, способов рисования ими. Нужно научить детей приемам закрашивания рисунков карандашами и краской с учетом различия между ними. При закрашивании рисунков карандашом движении руки будут неотрывными туда и обратно в одном каком- либо направлении: вдоль, поперек или наискось. Не надо размахивать рукой с карандашом очень сильно, иначе штрихи выйдут за пределы контура.

В средней группе дети учатся рисовать «матрешку». Изображается голова, к низу расширенный сарафан. «Снегурочка»- голова, к низу расширенная шуба, руки от плеча. К концу года усложняется изображение можно добавить движение «поднятая рука».

  1. Методика рисования человека в старшей группе ДОУ.

В старшей группе детей учат рисовать фигуру человека, передавать расположение частей, соотношение их по величине более точно, чем в предыдущих группах. Учат так же точно передавать образ изображаемого, передавать характерные особенности: костюма, поз человека. Дети должны правильно пользоваться акварельными красками и кистью, держа ее наклонно, поворачивать на плоскости; должны уметь изображать человека во-фронтальном статичном положении и в движении, изображать птиц и животных как статично, так и в движении.

В старшей группе предлагается детям рисовать более детально. Можно предложить схему рисования из геометрических фигур, схему рисования головы.

Предложить детям рассмотреть куклу или ребенка в красивой одежде. Уточнить, спрашивая детей форму платья, головы, рук, ног, их расположение и величину. Пропорции лица: голова имеет овальную форму. Для изображения лица голова делится поперечными линиями на три части: от вершины до  надбровных дуг, от надбровных дуг до кончика носа и от конца носа до конца подбородка.  Воспитатель на доске рисует овал лица, отмечает вспомогательные линии, поясняя что они ели заметные, показывает как рисуются глаза, расстояние между глазами невелико, не больше одного глаза, внутри глаза цветной кружок и маленький зрачок. Спрашивает, что находится над глазами (брови). Далее объясняет, что нос у человека такого же цвета, как лицо, поэтому надо нарисовать только кончик носа. Можно кончик носа нарисовать короткой черточкой или изобразить ноздри. От кончика носа до конца лица посередине находятся губы.

  1. Методика обучения рисования человека детей подготовительной группы ДОУ.

В подготовительной к школе группе дети закрепляют и совершенствуют полученные в предыдущих группах умения и навыки. Дети упражняются в рисовании фигуры человека, учатся создавать образ человека, совершающего какое-то действие, передавать фигуру в движении, передавать форму и пропорции частей тела. Учатся передавать относительную величину взрослого и ребенка.

Для начала знакомим детей со строением человека. Рассмотреть схемы строения фигуры человека и пропорциональное соотношение частей. На рисунке видно, что за масштабную единицу при определении пропорций принимается какая-либо часть тела, обычно голова (ее высота). Высота всей фигуры человека составляет 7-8 масштабных единиц (включая голову). Размеры длины туловища и головы вместе равны примерно длине ног. Руки на одну единицу длиннее туловища (доходят до середины бедра). Рука до локтя длиннее предплечья; локоть находится на уровне талии (примерно на половине туловища). Ширина фигуры в плечах равна примерно двум единицам. Ноги в коленях делятся на две равные части.

Рассмотрим один из способов рисования человека в движение. Тема «Лыжная прогулка». Один из способов рисования - рисунок овалами. Рисуем овал - туловище до пояса, овал- тазовая часть. Потом пририсуем овалы - ноги до колена, от колена - овалы, овалы – ступни ног. Потом пририсуем руки, сначала найдя место плеча. Руки рисуем так же: овал до локтя, овал после локтя. Локоть на уровне талии, ладонь - овал. И наконец - голова. Находим место для шеи и пририсовываем голову. Затем плавной линией собираем рисунок и одеваем его. После того, как нарисовали карандашный набросок, резинкой стираем вспомогательные линии. Приступаем к работе в цвете.

«Человек в движении». Конечно, не просто нарисовать, человека в движении, если бы существовал только один способ рисования, ведь мы все такие разные и восприятие окружающей действительности у нас у всех тоже разное. К счастью, существует несколько способов рисования и каждый сможет выбрать для себя наиболее подходящий. Сегодня мы поговорим о трех способах изображения фигуры движущегося человека.

Первый схематичное рисование - традиционное рисование, где мы рисуем тело человека, прямыми линиями, а затем «одеваем» в одежду.

1)2) 

Второй способ, это рисование овалами. При этом способе мы передаем пропорции тела человека с помощью овалов, разных по величине.

 

Третий способ - рисование дугами, где фигуру человека мы можем изобразить при помощи дуг, длинных и коротких, перевернутых в различных направлениях.


Объяснение:

И так, берем первый лист бумаги и намечаем карандашом, еле заметной линией, размер нашего человека. Затем при помощи линий, изображаем, скелет человека, учитывая его пропорции и наклон туловища, головы, а так же положения рук и ног. Нарисовав схему, мы «одеваем» человека в одежду. Схематичное изображение, традиционно и всем хорошо известно, поэтому затруднений не вызывает.

Для освоения способа рисования овалами, возьмем чистый лист.

Весь рисунок человека состоит из семи овалов размера его головы. То есть полный рост человека будет равен семи окружностям, в одной из которых вы нарисуете голову и шею. С помощью такой схемы пропорции рисунка будут точно соблюдены. Главное нарисовать овалы одинаковыми. Давайте попробуем сделать рисунок стоящего человека и выполнить разметку как на слайде, а именно для головы с шеей, плеч и ключицы, груди, живота, ног и рук. Наносите все эти части тела на подготовленную ранее схему, по отдельности. Сначала на рисунок человека нужно нарисовать овал для головы, затем овал для плеч и круги для суставов. Дальше нарисуйте два овала поставленных друг на друга, овал повыше должен быть больше нижнего овала, это будет грудь и живот человека. Потом нужно нарисовать овал для бедер, и затем два овала прикрепленных к бедрам, это колени человека. Следующим шагом нарисуйте ноги и контуры для рук, как показано на моем рисунке. Теперь останется нарисовать только общую форму туловища человека и получиться контур стоящего человека. Это очень простой способ, но он очень эффективен для тех, кто никогда не рисовал человека и помогает выдержать в рисунке точно его пропорции. Общую форму тела человека вам будет совсем не сложно нарисовать. Просто обведите карандашом все эти овалы и кружочки. Линия может быть очень приблизительной, ведь человек на рисунке стоит в одежде.  Удалите все лишние контурные линии и нарисуйте одежду человеку

бумаги и проведем ось координат, очень тонкими линиями. Отступив от горизонтальной оси в верх и вниз равные отрезки, мы отмечаем точками рост человека(обе половины одного размера). Теперь делим нижнюю часть на две половины, это колени человека. Верхнюю часть тоже делим на две половины, эта линия отделяет грудную клетку от туловища.

Способ третий, рисование дугами. Берем чистый лист и попробуем нарисовать например фигуристку. Ставим точку чуть выше середины листа (шея), от нее вниз проводим две линии, дуги широкие вначале, но постепенно сужающиеся вниз, линии параллельны. Затем проводим две дуги вверх, по тому же принципу (рука), направление линий смотрите на слайде. Две дуги точно так же проводим параллельно нижним линиям, но чуть более изогнуто и немного короче (вторая нога в перспективе). От точки, с которой начали рисунок, мы намечаем овал (голова), осталось проработать мелкие детали, руки, коньки, волосы, платье. С этим рисунком легко справляются дети среднего возраста, настолько он прост.

Вот и на практике мы освоили три вида изображения человека в движении, по желанию и для облечения в рисовании вы можете использовать все навыки и приемы рисования в одном изображении.

Список используемой литературы

1. Комарова Т. С., Сакулина Н.П., «Изобразительная деятельность в детском саду».

2. Сакулина Н. П., «Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду», учебник для учащихся пед. училищ, изд. 5, Просвещение, 1971г.

3. Косминская В. Б., Васильева Е. И., Казакова Р. Г. «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности методики проведения занятий в разных возрастных группах

Особенности методики проведения занятий в разных возрастных группах....

Методика обучения дошкольников рисования домов в разных возрастных группах

Данная презентация представляет собой методические рекомендации по обучению дошкольников рисованию домов в разных возрастных группах  к   «Основной общеобразовательной программе  М...

ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА

Цели и задачи мероприятия: уточнить и систематизировать знания воспитателей о графике вообще, графическом изображении человека, в частности; уточнить умения рисования фигуры человека, портретных изобр...

Доклад.Ходьба-как вид движения. Раскрыть содержание и методику обучения ходьбе в разных возрастных группах.

Ходьба-как вид движения. Раскрыть содержание и  методику обучения ходьбе в разных возрастных группах....

Лепка. Конструирования. Аппликация. Рисование. Методика усложнения работы в разной возрастной группе.

Предметная лепка. Методика усложнения работы в разной возрастной группе.Предметное рисование. Методика усложнения работы в разной возрастной группе.Сюжетное рисование. Методика усложнения работы в раз...

«Рисование человека в разных возрастных группах в детском саду»

Рисование человека в разных возрастных группах в детском саду...

Консультация для педагогов "Рисование человека в разных возрастных группах"

Данная консультация будет полезна как педагогам, так и родителям....