Статья "Важность единства взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании детей"
статья (старшая группа)

Человек - существо социальное.Это значит, что результаты его индивидуального развития во многом зависят от условий среды, в которых он находится и то какое окружение его оберегает. Здесь наиболее мзначимо выступает взаимодействие семьи и дошкольного учреждения. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка неоценима. Главной особенностью семейного воспитания является эмоциональный микроклимат, где формируется поведение в общественной жизни, отношение к себе Семья дает ребенку поддержку, психологическую защищенность. Здесь он находит примеры для подражания и если мы хотим вырастить здоровых детей, то должны воспитывать сообща: семья, детский сад, общественность. За воспитание несут ответственность родители, а все остальные должны поддерживать воспитательную деятельность. Семья и детский сад — две важные структуры для ребенка, которые взаимосвязаны с собой. Задача детского сада — оказать педагогическую помощь, сделать так, чтобы семья помогала в воспитании ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vazhnost_semi_i_dou.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

Человек - существо социальное. Это значит, что результаты его индивидуального развития во многом зависят от условий среды, в которых он находится и то какое окружение его оберегает. Здесь наиболее значимо выступает взаимодействие семьи и дошкольного учреждения. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка неоценима. Главной особенностью семейного воспитания является эмоциональный микроклимат, где формируется поведение в общественной жизни, отношение к себе Семья дает ребенку поддержку, психологическую защищенность. Здесь он находит примеры для подражания и если мы хотим вырастить здоровых детей, то должны воспитывать сообща: семья, детский сад, общественность. За воспитание несут ответственность родители, а все остальные должны поддерживать воспитательную деятельность. Семья и детский сад — две важные структуры для ребенка, которые взаимосвязаны с собой. Задача детского сада — оказать педагогическую помощь, сделать так, чтобы семья помогала в воспитании ребенка. При взаимодействии работы педагога с семьей нужно учитывать дифференцированный подход, социальный статус семьи, а также степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Если мы будем любить детей не зависимо  от того , плохо или хорошо они себя , но будем совместно направлять их в нужное русло, вот только тогда они вырастут мудрыми и грамотными всесторонне развитыми детьми. Цель педагога — сделать родителей (законных представителей) участниками полноценного воспитательного процесса. И реализовать через функции: ‒ развитие интересов ребенка; ‒ распределение обязанностей и ответственностей между родителями; ‒ формирование семейных отношений; Понимание индивидуальности ребенка. Основные задачи работы с родителями: ‒ создать атмосферу взаимопонимания, ‒ установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, ‒ развивать и воспитывать детей, ‒ использовать с родителями различные формы сотрудничества.

Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:

Доброжелательный стиль педагога с родителями.

Индивидуальный подход — воспитатель чувствует ситуацию, настроение родителей. Сотрудничество — создать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

Создать развивающую среду, где взаимодействует педагог с семьей, развивается личность в семье и детском коллективе.

Динамичность — быстро реагировать на изменение социального состава родителей, их воспитательные процессы.

Формы взаимодействия детского сада и родителей — это организация совместной деятельности и общения. Главная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей — это доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами, делиться своими проблемами и уметь их решать совместно.

При взаимодействии  с родителями можно использовать традиционные и нетрадиционные формы.

Традиционные формы делятся на следующие группы:

‒ Коллективные — родительские собрания, конференции, консультации;

‒ Индивидуальные — индивидуальные консультации, беседы;

‒ Наглядные — папки-передвижки, стенды, дни открытых дверей.

 Существуют требования к формам взаимодействия — это оригинальность и интерактивность.

Большой популярностью у родителей пользуются нетрадиционные формы: Информационно-аналитический. Направлены на выявление интересов, запросов, установление контакта между детьми, родителями и педагогами. Сюда можно отнести анкетирование, опрос. Эта форма используется воспитателем с целью изучения семьи, выяснение образовательных потребностей родителей. Получив данные, педагог вырабатывает тактику общения с каждым родителем.

Наглядно-информационный — это форма направлена на обогащение знаний и информационное просвещение родителей. Эту форму разделяют на две подгруппы:

А) информационно-ознакомительная;

Б) информационно-просветительская;

Задача информационно-ознакомительной формы — познакомить родителей с учреждением, педагогами. Сюда можно отнести: совместные выставки детских рисунков и коллажей. Задачи информационно-просветительской формы направлены на обогащение знаний родителей об развитии и воспитании детей. Сюда можно отнести: Папки-передвижки — они формируются по тематическому принципу. Информационные стенды — знакомство родителей с задачами, условиями и методами воспитания детей в дошкольном учреждении. Мини-библиотеки — с помощью методической литературы родители могут проанализировать интересующие их проблемы.

Познавательные формы — ознакомление — ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, обогащение педагогического опыта. В этой группе лидируют родительские собрания — на них воспитатель знакомит с задачами, содержанием и целями воспитательного процесса, а также обсуждаются проблемы воспитания детей. Родительские конференции — повышение педагогической культуры родителей. На ней выступают педагоги, представители медицинской службы, психологи. Клубы для родителей — педагог оказывает помощь в возникших проблемах.

Досуговые — это неформальные, доверительные отношения, происходит контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Родители становятся более открытые для общения. Сюда можно отнести праздники, утренники, совместные досуги. Родители могут поучаствовать в конкурсах, выставках, семейных вернисажах. Здесь демонстрируется совместная трудовая деятельность родителей и детей. Посещение семей — обследование условий проживания ребенка. Семья и детский сад имеют свои функции и не могут заменить друг друга.

Главная задача — установить доверительный контакт между детским садом и семьей. А использование нетрадиционных форм взаимодействия детского сада с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями. Так как они уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем. А педагоги уверены в поддержке со стороны родителей в большинстве проблем.

Литература:

Дронова Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. — М.: Просвещение, 2005. Глебова, С. В. Детский сад — семья: аспекты взаимодействия. Г. А. Антипова / Воспитатель ДОУ. — 2011. -№ 12. –С.88–94 Давыдова, О. И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. О. И. Давыдова. — СПБ.: ООО «Издательство Детство Пресс», 2013. — 128с. Елисеева, Т. П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. — Мн.: Лексис, 2007. — 68с. Миклеева Н. В. Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия. М.: Творческий Центр, 2010г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Роль семьи в воспитании детей"

Консультация для родителей о роли семьи в современном обществе, о воспитании детей. Информация о возрастных нормах развития ребенка....

«Неблагоприятные формы поведения родителей в семье при воспитании детей с особыми образовательными потребностями»

В семьях детей с отклонениями в развитии может преобладать один из неправильных вариантов воспитания, а именно  - воспитание в культе болезни. В этих случаях болезнь ребёнка становится смысловым ...

Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании детей»

Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании детей» Воспитание подрастающего поколения в демократическом обществе является предметом особой заботы. Его успех определяется единством ...

Роль семьи в воспитании детей

Консультация для родителей...

Тема: "Наша дружная семья". Нравственное воспитание детей раннего возраста.

Тема: «Наша дружная семья» Программное содержание: Цель: • Научить детей внимательно рассматривать сюжетную картинку, отвечать на вопрос кто это? называть членов семьи; Отвечать на вопрос «какая»?...

«Возрастные особенности детей 5-6 лет. Роль семьи в воспитании детей».

Какой он, ребенок старшего дошкольного возраста? В этом возрасте в развитии ребенка происходит большой скачок: появляется способность произвольно управлять своим поведением....

Роль семьи в воспитании детей. Функции семьи

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, дру...