Детский репертуар
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Искандарян Кристина Аркадьевна
Детский репертуар и его значение в самодеятельном коллективе Детские хореографические коллективы являются действенным средством эстетического воспитания подрастающего поколения, руководитель должен направить свою деятельность на развитие способностей у воспитанников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь к художественным ценностям. Готовясь к работе с детским коллективом, руководитель должен четко представлять его цель и задачи, которые сводятся к профессиональному и общему развитию ребенка. Приобщение к искусству танца включая ознакомление детей с классическими балетами, с источниками танцевальной культуры, с самобытностью национальных танцев, их красочными костюмами, музыкально – ритмическим складом мелодий, с образцами классической и народной музыки. С профессиональной точки зрения хореография учит детей красоте и выразительности движений, формирует фигуру; развивает физическую силу, выносливость, легкость, смелость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_repertuar_.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

        Детский репертуар и его значение в самодеятельном коллективе

Детские хореографические коллективы являются действенным средством эстетического воспитания подрастающего поколения, руководитель должен направить свою деятельность на развитие способностей у воспитанников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь к художественным ценностям.

                    Готовясь к работе с детским коллективом, руководитель должен четко представлять его цель и задачи, которые сводятся к профессиональному и общему развитию  ребенка.  Приобщение  к искусству танца включая ознакомление детей с классическими балетами, с источниками танцевальной культуры, с самобытностью национальных танцев, их красочными костюмами, музыкально – ритмическим складом мелодий, с образцами классической и народной музыки.

                    С профессиональной точки зрения хореография учит детей красоте и выразительности движений, формирует фигуру; развивает физическую  силу, выносливость, легкость, смелость.

А также, благодаря систематическому образованию и воспитанию приобретается танцевальная культура, развиваются музыкальные способности, что помогает более тонкому восприятию профессионального искусства и всего прекрасного.

                      Работая над профессиональными качествами, руководитель не должен забывать об общем развитии личности ребенка. Чередование различных знаний, видов танцевальной деятельности, требует от детей внимания, сообразительности, быстрой реакции, организованность, проявление волевых усилий. Что не может не влиять на общую культуру поведения. Танец  волнуя исполнителей, вызывая яркие эмоциональные реакции, формирует способность чувствовать характер, сопереживание  и проявлять свое отношение, отличать хорошее от плохого, доброе от злого. Все это создает необходимые условия для воспитания нравственных качеств учеников коллектива. Необходимо учитывать и познавательное значение танцевального искусства,  так как в нем отражены жизненные явления, характеры  и образы,  обогащение ребенка новыми представлениями и знаниями.  Хореографический коллектив должен стать хорошей школой общения, где закладываются основы дружбы, взаимопонимания, взаимовыручки, ответственности, умение сочетать общественные и личные интересы, испытывать радость коллективного труда. Руководителю, работающему с детьми необходимо понимать, что знания в танцевальном коллективе направлены не только на создание пластического образа или хореографического произведения, но и  является источником  преобразования воспитанников как личностей.

                         Важно, чтобы занятия в самодеятельном творческом коллективе, научили детей отличать подлинное искусство от подделки, привить с самых  ранних  лет  хороший вкус,  заложить творческие  основы для дальнейшего  развития.

                          Решая  задачи  хореографического  воспитания  детей,  руководитель  детского танцевального коллектива  может широко  использовать материал. Знакомство с основными элементами классического, народного, дуэтного,  историко – бытового и современного танца способствуют в процессе занятий специальных навыков, воспитывает  благородство и изящество исполнения движений, формируют  общую культуру.

                          Школа классического танца, как наиболее универсальная система, широко используется в детской художественной самодеятельности и даже ее ограниченное применение обеспечивает гармоничное художественно – эстетическое развитие  обучающегося. Для овладения танцевальной грамотой необходимо начать с изучения азбуки классического танца. Если ориентироваться на движения, которые обладают наибольшей «емкостью», способностью уже в первых «pas» классического танца эстетически организовать и тренировать тело, служить средством развития музыкальных и танцевальных способностей.

                        Различные танцы детского репертуара, не важно какого стиля они будут народного, классического или современного, они помогают детям раскрепостить внутренние силы, дают выход эмоциональному чувству танцевального движения, позволяет почувствовать свою коллективную принадлежность.  Знакомясь через танец с культурой, ребенок проникает  уважением к ее традициям. Так же танец развивает у детей положительные эмоции, обогащает их танцевальный опыт разнообразием ритмов и пластики. Танцуя номера из детских балетов или спектаклей таких, как «Щелкунчик», «Чипполино» и других, участники коллектива проникаются духом классической музыки И. С. Баха, В. Моцарта, Ф. Шопена, П. Чайковского, Л. Минкуса. Осваивая элементы детского танцевального репертуара, учащиеся постигают чувство позы, танцевальную координацию, построенную на согласованности изящных танцевальных движений всего тела. Занятие танцами также способствует усвоению норм этики, высокой культуры общения между мальчиком и девочкой. Выдержка, вежливость, чувство меры, скромность, доброжелательность и приветливость – вот те черты, которые воспитываются у  учащихся в процессе занятия танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни.

                     Занятия детского самодеятельного хореографического коллектива проводятся 3 раза в неделю, продолжительностью – на первом году обучения от 45 до 60 минут, на третьем и старше от 1,5 часа до 2 часов.

                       Исходя из того, что системой хореографического образования выработаны определенные традиции и каноны, каждое занятие детского  самодеятельного танцевального коллектива состоит из нескольких частей, имеющих свою определенную цель и задачи.

                  Вводная   часть ( разминка) -  чаще всего тренировка легкого  бега и шага. Занимает она от 10 – 15 минут. Ее цель – организовать внимание детей, создать у них доброе и рабочее настроение. Кроме того , здесь дети подготавливаются  к большим физическим нагрузкам, у них «открывается»  правильное дыхание и разогреваются мышцы и суставы, воспитывается вестибулярный аппарат.

                    Учебно -  тренировочная часть  часть  занятий состоит из упражнения у станка ( 20 -25 минут) и упражнения у станка (20 – 25 минут) и упражнения на середине зала (20 -35 минут), затем в старших группах занятия у станка  сокращаются до 15 минут за счет увеличения темпа исполнения и объединения движений в учебные комбинации. Основная цель – добиться четкости и точности исполнения при внутренней осмысленности  движения. Занимающиеся должны чувствовать красоту четкость выполненного упражнения и получить определенное творческое  удовлетворение от общей согласованности исполнения.

                   Постановочная часть урока  - творческий процесс, в котором концентрируется как деятельность руководителя – постановщика, так и  детей  исполнителей. Цель этой части занятия  - создание концертного  репертуара.

                    Система упражнений  выстроенных по принципу «от  простого к сложному» с учетом всех необходимых музыкально –технических навыков  выразительного исполнения при многократном  повторении  задания, поможет успешному овладению предложенного  танцевального материала.

               Одним из важнейших факторов успешной работы детского самодеятельного  хореографического коллектива является правильное   формирование  репертуара. Его основой является  учет  возрастных  особенностей учеников. Вынашивая ту или иную тему, выбирая сюжет, обдумывая средства воплощения  будущей  постановки,  необходимо помнить, для кого она предназначена. Важно, чтобы заложенные  в танце мысли, воссозданные события, волновали исполнителей, были близки их душевному  миру.  В противном случае исполнители окажутся только пассивными, равнодушными и работа не даст настоящих творческих результатов.  Источником создания репертуара могут быть герои  любимых    детям песен, сказок, мультфильмов или какие – то  бытовые  моменты из жизни.

                 Постановочная работа подводит итоги всей деятельности танцевального коллектива. В процессе создания репертуара расширяется кругозор исполнителей, происходит овладение танцевальной культурой.  Качество репертуара зависит как от индивидуальных  особенностей руководителя – постановщика, так и коллектива  исполнителей. Необходимо учитывать огромную воспитательную роль репертуара, так как посредством его педагог взаимодействует на участников коллектива и на зрителя.

                    Неотъемлемой частью учебного процесса детского самодеятельного  хореографического коллектива является концертная программа. Она дает  возможность подвести итоги  определенному  этапу работы, получить общественную оценку, познать радость творческой деятельности.

                    Подбор  репертуара требует от художественного руководителя четкого перспективного  видения педагогического процесса как цельной и последовательной  системы, в которой  каждое звено, каждое  структурное подразделение, каждый фактор  дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно – творческих и воспитательных  задач.  Одним из критериев при подборе репертуара,  является его  реалистичность,  соответствие  репертуара  техническим, художественным  и исполнительским возможностям участников.

                    При создании репертуара  необходимо придерживаться определенных требований:

  1. Необходимо помнить, что постановки должны соответствовать возрасту (каждому возрасту – свои номера) и уровню развития  детей,  они должны быть понятны им самим, тогда их  поймет и примет зритель;
  2. Для  одной и той же  возрастной группы необходимо  создавать  танцы разного жанра: игрового, сюжетного;
  3. При решении   номера его содержание  и образность  должны исходить из его  темы, диктуемой  музыкальным  материалом;
  4. Учитывать  учебно – тренировочные цели;
  5. Помнить о возрастной  психологии  детей к конкретному  отвлеченному  и ассоциативному восприятию содержания  поставленного номера   и  исходить из индивидуальных  возможностей исполнителей  при  постановке  танцев;
  6. Создавать танцевальные произведения  в расчете  на  весь  коллектив,  отдельных  сольных  исполнителей, на пять – шесть человек (это позволяет работать с двумя составами), так как важно занимать всех участников коллектива;
  7. В балетмейстерской  практике  пользоваться материалом  - бытовых и современных   с  соответствующей  выразительной  пластикой.  Классика, имеющая  специфический  язык,  как бы цементирует  весь материал, создавая  некий  обобщенный образный сплав.

             Репертуар имеет огромное значение  в воспитании  эстетической,  творческой личности. Правильно подобранный репертуар  обеспечивает возможность  решения  художественно – творческих  и воспитательных  задач одновременно. Чем богаче и разнообразнее  репертуар коллектива, созданный художественным  руководителем  с разными  индивидуальностями и творческим подчерком, тем шире возможности для  раскрытия юных  дарований.  Подлинное  творчество не  признает готовых  рецептов и правил, и каждая хореографическая  постановка, как   любое  произведение искусства, требует оригинального  решения,  индивидуального подхода.

                     При  подборе  репертуара, следует  учитывать ряд принципов:

  1. Подлинная художественная ценность танцевальной  постановки,  проводимость художественных  образов.
  2. Соответствие танцевальной постановки техническим возможностям детей.
  3. Принцип от простого  к сложному.
  4. Наличие различных по виду и формам танцевальных постановок.

Источники   формирования репертуара:

  1. Включение  в  репертуар  постановок  на основе местного  материала,  хореографии и других  республик – это сделает репертуар разнообразным,  а работу  коллектива  интересной.
  2. Могут  служить  образцы  классического  наследия, которая  прививает исполнительскую культуру, технические навыки, знание законов  сценического  хореографического  искусства.
  3. Видео  материалы,  как источники  формирования  репертуара.
  4. Творческая  фантазия руководителя – хореографа,  так  как  он  определяет  самобытное и  неповторимое лицо  творческого  коллектива.

Начиная  занятия  с  детьми,  педагог  -  хореограф,  прежде  всего,  стремиться  заинтересовать  детей,  научить  их  любить и  понимать  искусство  танца,  которое расширяет  сферу  их  интересов,  обогащает  их  новыми  впечатлениями.  Приобретение  правильных  и точных   танцевальных  навыков,  участие  в  исполнении  танцев,  творческое  отношение  к  созданию в  них  образа,  беседы педагога с детьми – все  это  развивает  эстетическое  восприятие,  воспитывает  эмоциональное  отношение  к  произведениям  искусства,  учит  правильным  суждениям  в области  хореографии.

                      Важно  заметить.  Что  успех  детей  в  хореографическом  коллективе  зависит  от  преподавателя,  который  либо  обладает  профессиональными  знаниями  и  умело  применяет  их  в учебно  –  тренировочной работе,  либо  допускает ошибки,  которые  отрицательно  влияют  на детей.  Преподавателям  хореографии  важно  знать  особенности  методики  работы  с детьми  разных  возрастов,  разбираться  в  причинах  наиболее  распространенных  ошибок,  встречающихся  в  практике.

                    Каждый  прожитый  день,  каждое  занятие,  репетиция  или  концерт  изменяют  интересы  и  возможности  детей.  Нельзя  сбрасывать  со  счетов  даже  самые  незначительные  характерные  черты,  проявляющиеся  в процессе обучения. Активность  детей  на  занятиях в  хореографическом  коллективе зависит   от  творческой  инициативы  педагога,  стремления вести  своих учеников к  совершенствованию  исполнительского  мастерства и здоровому  духовному  развитию.

                  Следует  заметить,  что  важным звеном всей  учебной,  организационно – методической,  воспитательной  и  образовательной  работы  с  детским  хореографическим  коллективом,  является  репетиционный  период  с первым  выходом  на  сцену, примеркой  костюмов,  знакомство  с  правилами  поведения  на  сценической  площадке и  за кулисами.  Руководителю  следует  воспитывать  в своих  учениках  бережное  отношение к  костюмам,  внимательное  отношение  друг  к другу,  взаимопомощь,  дисциплинированность,  чистоту   и  аккуратность.  

                  Вся  подготовка  к  концерту  его  проведения – это  продолжение  многогранной  учебно – воспитательной  работы.  Желательно  ввести  разбор  и анализ  каждого  выступления с  целью добиться  у  учащихся правильной  оценки  своей  деятельности  и желания  новых  успехов.  Репетицию  можно  представить,  как  сложный  художественно – педагогический  процесс,  в  основе  которого  лежит  коллективная  творческая  деятельность,  предполагающая  определенный  уровень  подготовки  участников.  Репетиция  должна  начинаться  с разминки,  чтобы разогреть  исполнителей,  подготовить  их  для  длительной  учебной  работы.  Но  разминка  не должна  быть  затянутой,  так  как  у  исполнителей  должны  остаться силы  для  работы  над  репертуаром коллектива.

                     Танец  является  сложной  деятельностью,  оказывающей  влияние  на  развитие  различных  сторон  психики  ребенка. Обучение  разным  видам  танца  создает  благоприятные  условия  не  только  для  физического,  но  и  умственного, морального,  эстетического  воспитания,  а  также  раскрывает  творческие задатки  ребенка. Занятия  танцами благотворно  влияют  на  разнообразные  психические  процессы;  соединение физических упражнений  и эстетического  творчества позитивно  отражается  на  формировании   разносторонней  личности  ребенка.

                 Итак,  приобщение  к  высокому  искусству – это  труд,  необходимый  ради  тех,  в  чьих душах  это  даст  свои  плоды,  труд,  необходимый  поскольку  мы  не  должны  препятствовать детям  знакомству  с  лучшим.      

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний репертуар для детского сада

Подборка песен осенней тематики позволит родителям узнать, что поёт их ребенок на музыкальных занятиях....

Влияние возрастной специфики обучаемых на формирование репертуара для ансамблей и хоров в детском дошкольном учреждении

Влияние возрастной специфики обучаемых на формирование репертуара для ансамблей и хоров в детском дошкольном учреждении.Автор музыкальный руководитель О.Г.Попова.Методические основы в работе...

Календарное планирование сюжетно- тематического репертуара по детской аэробике 1-ый год обучения

Календарное планированиесюжетно- тематического репертуара по детской аэробике1-ый год обучения...

Наш весенний детский репертуар

В первые годы жизни ребёнок почти всё время находится в окружении самых близких людей, и только семья способна развить его эстетические чувства, интерес, и любовь к богатству и красоте всего, что его ...

Детский репертуар как средство развития вокальных способностей детей дошкольного возраста

Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Дети любят петь. Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. Она воздействует ...

«Особенности формирования музыкального репертуара с учетом воспитательных задач и возрастных особенностей дошкольника (рекомендации при подборе музыкального репертуара)»

       Произведения для слушания, пения, движения под музыку отбираются с учетом программных задач воспитания ребенка в детском саду и отвечают художественно-педагогическим ...