Игры для безречевых детей
статья (средняя группа)

Соколова Людмила Степановна

Цель: способствовать максимальным сенсорным впечатлениям при кратких, эмоциональных речевых комментариях.

Задачи: развитие мотивации к речевой деятельности, расширение внутреннего лексикона, развитие высших психических функций, входящих в состав функциональной речевой системы, развитие продуктивных видов деятельности, ознакомление с окружающим миром.

Опираемся на первоначальные возможности ребенка: если ребенок может и хочет повторить за Вами, это замечательно. Если не может или в данный момент не хочет, продолжайте занятия – Ваша информация войдет в его внутренний лексикон (пассивный словарь).

1. ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОПОДРАЖАНИЙ
Игра «Машинка из одеяла»
Взрослый стелит на пол небольшое покрывало, ребенок садится на него, получая в руки что-то, имитирующее руль. Ребенку объясняют, что он едет на машине и нужно «сигналить», произнося «би-би». Взрослый, взяв одеяло за два угла, катает ребенка по комнате, стимулируя его к произнесению звукоподражания. Взрослый предлагает ребенку попрощаться с игрушкой, уезжая из комнаты: «Пока!», стимулирует к воспроизведению жеста.

«Мусорка»
Логопед по очереди с ребенком бросает различные бумажки, тряпочки в коробку, при этом выкрикивая «оп» - если попал, «бум» - если что-то упало с грохотом». При этом логопед сопровождает все это словами: бросать, кидать, швырять. Таким образом, ребенка подводят к осознанию того, что одно и то же действие может иметь разные значения.
«Дождик»
Рассыпать рис, гречку, обозначив крупы дождем и проговаривать звукоподражания «Кап-кап».
«Снег»
Для закрепления простого слова «вата» можно сдувать ватки со стола, отщипывать вату от большого куска, постоянно проговаривая слово.
«Будильник»
Для развития кинестетических ощущений (что очень важно при моторной алалии» и закрепления или вызова звукоподражания «тик-так», звука «з» используется эта игра. Логопед пальцем заводит на руке ребенка будильник, приговаривая «тик-так», затем трясет руку ребенка- будильник зазвонил «з-ззз». Затем предлагается ребенку завести будильник логопеду, маме, самому себе. Также можно «заводить будильник» на животе, спине, голове.
«Чудесный мешочек»
Знаменитую игру можно использовать для закрепления простых слов. Сложить в мешочек: вату, мох, бусы и т.д. И предложить ребенку на ощупь определить, что он достает и назвать этот предмет.
«Обертки»
Ребенок разворачивает различные мелкие предметы, завернутые в ткани/бумагу разной фактуры, увидев, что в обертке, взрослый стимулирует ребенка к произнесению: «Опа!» или названий предметов.

2. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА, НАВЫКОВ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ
Сортировка игрушек
Купите несколько однотипных коробок или контейнеров, на каждый наклейте условное обозначение – машины, куклы, лейки, формочки и т.п. Главное, что игрушки, которые Вы выберете для сортировки в им.падеже, мн.числе имели окончания: -ы, -и. предоставьте ребенку возможность самостоятельно поиграть с разными игрушками в песочнице, сопровождая игру ребенка простым речевым комментарием, состоящим из глаголов: едет, топает, льется, поливаем, лепим и т.п. По окончанию игры покажите ребенку одну игрушку, произнося «одна, один», а затем много таких же игрушек - «много». Далее: «Это лейкА, это лейкИ; Это куклА, это куклЫ». Окончания слов выделяйте интонацией. Дайте задание: разложить игрушки по коробкам. Будет лучше, если Вы вместе с ребенком подготовите логотип для коробки: вырежете картинку из журнала, нарисуете вместе, свяжете, переведете аппликацию и т.п. По окончанию игры предложите ребенку на ощупь угадать содержание коробки, по возможности употребляя слово во мн.числе и сопровождая указательным словом, например: «Тут машинЫ».

Игра «Теремок»
Для закрепления понимания предлогов ребенку предлагается провести в теремок героев сказки по сооруженному лабиринту. Взрослый четко формулирует инструкцию: «Посади В дом мышку». Если позволяют речевые возможности ребенка, логопед просит его произнести, куда он посадил животное, проговаривая ответ вместе с ребенком, интонационно выделяя предлог: «В дом!». Игра способствует профилактике нарушений чтения и письма за счет развития зрительно-моторной координации. Для этой игры можно использовать деревянные конструкторы «Сказки».

Упражнение «Разноцветный сундучок»
Ребенок по инструкции взрослого достает из красочной шкатулки различные предметы, одинаковые по цвету: достань КРАСНЫЙ, достань КРАСНУЮ.

Игра «Домики для животных»
Взрослый предлагает расселить в большие домики (построенные ребенком из природного материала) мам, а в маленькие – деток. «В большой домик поселим белку, а в маленький – бельчонка. Дай бельчонка, дай белку».

3. ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ
Для закрепления прилагательных разложите наборы конструкторов по коробкам (в одну коробку – самые высокие бруски; в другую?)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_bezzvuchnyh_detey.docx14.71 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: способствовать максимальным сенсорным впечатлениям при кратких, эмоциональных речевых комментариях.

Задачи: развитие мотивации к речевой деятельности, расширение внутреннего лексикона, развитие высших психических функций, входящих в состав функциональной речевой системы, развитие продуктивных видов деятельности, ознакомление с окружающим миром.

Опираемся на первоначальные возможности ребенка: если ребенок может и хочет повторить за Вами, это замечательно. Если не может или в данный момент не хочет, продолжайте занятия – Ваша информация войдет в его внутренний лексикон (пассивный словарь).

1. ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОПОДРАЖАНИЙ
Игра «Машинка из одеяла»
Взрослый стелит на пол небольшое покрывало, ребенок садится на него, получая в руки что-то, имитирующее руль. Ребенку объясняют, что он едет на машине и нужно «сигналить», произнося «би-би». Взрослый, взяв одеяло за два угла, катает ребенка по комнате, стимулируя его к произнесению звукоподражания. Взрослый предлагает ребенку попрощаться с игрушкой, уезжая из комнаты: «Пока!», стимулирует к воспроизведению жеста.

«Мусорка»
Логопед по очереди с ребенком бросает различные бумажки, тряпочки в коробку, при этом выкрикивая «оп» - если попал, «бум» - если что-то упало с грохотом». При этом логопед сопровождает все это словами: бросать, кидать, швырять. Таким образом, ребенка подводят к осознанию того, что одно и то же действие может иметь разные значения.
«Дождик»
Рассыпать рис, гречку, обозначив крупы дождем и проговаривать звукоподражания «Кап-кап».
«Снег»
Для закрепления простого слова «вата» можно сдувать ватки со стола, отщипывать вату от большого куска, постоянно проговаривая слово.
«Будильник»
Для развития кинестетических ощущений (что очень важно при моторной алалии» и закрепления или вызова звукоподражания «тик-так», звука «з» используется эта игра. Логопед пальцем заводит на руке ребенка будильник, приговаривая «тик-так», затем трясет руку ребенка- будильник зазвонил «з-ззз». Затем предлагается ребенку завести будильник логопеду, маме, самому себе. Также можно «заводить будильник» на животе, спине, голове.
«Чудесный мешочек»
Знаменитую игру можно использовать для закрепления простых слов. Сложить в мешочек: вату, мох, бусы и т.д. И предложить ребенку на ощупь определить, что он достает и назвать этот предмет.
«Обертки»
Ребенок разворачивает различные мелкие предметы, завернутые в ткани/бумагу разной фактуры, увидев, что в обертке, взрослый стимулирует ребенка к произнесению: «Опа!» или названий предметов.

2. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА, НАВЫКОВ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ
Сортировка игрушек
Купите несколько однотипных коробок или контейнеров, на каждый наклейте условное обозначение – машины, куклы, лейки, формочки и т.п. Главное, что игрушки, которые Вы выберете для сортировки в им.падеже, мн.числе имели окончания: -ы, -и. предоставьте ребенку возможность самостоятельно поиграть с разными игрушками в песочнице, сопровождая игру ребенка простым речевым комментарием, состоящим из глаголов: едет, топает, льется, поливаем, лепим и т.п. По окончанию игры покажите ребенку одну игрушку, произнося «одна, один», а затем много таких же игрушек - «много». Далее: «Это лейкА, это лейкИ; Это куклА, это куклЫ». Окончания слов выделяйте интонацией. Дайте задание: разложить игрушки по коробкам. Будет лучше, если Вы вместе с ребенком подготовите логотип для коробки: вырежете картинку из журнала, нарисуете вместе, свяжете, переведете аппликацию и т.п. По окончанию игры предложите ребенку на ощупь угадать содержание коробки, по возможности употребляя слово во мн.числе и сопровождая указательным словом, например: «Тут машинЫ».

Игра «Теремок»
Для закрепления понимания предлогов ребенку предлагается провести в теремок героев сказки по сооруженному лабиринту. Взрослый четко формулирует инструкцию: «Посади В дом мышку». Если позволяют речевые возможности ребенка, логопед просит его произнести, куда он посадил животное, проговаривая ответ вместе с ребенком, интонационно выделяя предлог: «В дом!». Игра способствует профилактике нарушений чтения и письма за счет развития зрительно-моторной координации. Для этой игры можно использовать деревянные конструкторы «Сказки».

Упражнение «Разноцветный сундучок»
Ребенок по инструкции взрослого достает из красочной шкатулки различные предметы, одинаковые по цвету: достань КРАСНЫЙ, достань КРАСНУЮ.

Игра «Домики для животных»
Взрослый предлагает расселить в большие домики (построенные ребенком из природного материала) мам, а в маленькие – деток. «В большой домик поселим белку, а в маленький – бельчонка. Дай бельчонка, дай белку».

3. ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ
Для закрепления прилагательных разложите наборы конструкторов по коробкам (в одну коробку – самые высокие бруски; в другую?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКС ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ БЕЗРЕЧЕВЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Предлагаю учителям-логопедам ДОУ игры для занятий с детьми с алалией....

"Основные аспекты технологии обследования и формирования произносительной стороны речи у безречевых детей"

В статье дается ответ на вопрос " Кто такой безречевой ребенок?". Далее автор знакомит с  дифференциальной  диагностикой и  логопедическим обследованием. Дано теоретическое обоснование ...

Игры для безречевых детей

Картотека "Игры для безречевых детей"...

Игры для безречевых детей

Игры для безречевых детей...

Игры для безречевых детей. (М. Лынская)

Статья М. Лынской "Игры для безречевых детей" будет полезна  не только на педагогам, но и родителям детей с нарушением речи....

Игры для безречевых детей

Комплекс занятий предусматривает развитие активной речи до уровня звукоподражаний, лепетной речи....

Игры для безречевых детей

Данные игры развивают мотивацию к речевой деятельности и расширяют внутренний лексикон....