Консультация для родителей "Экология для дошкольников"
консультация

Лузан Светлана Юрьевна
Наука, которая изучает каким способом растения и животные связаны между собой, и как они приспосабливаются к жизни в природе, и как они сами влияют на эту природу. Эта наука называется экология. Эта наука не только помогает нам понять природу, но и учит, как её сберечь.
Слово «экология» - греческое слово, оно получилось из двух слов «экос» -дом и слова «логос» - наука.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.doc424 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей ДОУ «Экологическое воспитание

дошкольников. Играем вместе с детьми».

Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе.

Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает

решение следующих задач:

Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений,

знаний о ценности природы и правилах поведения в ней.

Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление

экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.

Накопление детьми эмоционально - позитивного опыта общения с природой.

Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения

какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют.

Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители

сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и

дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Нужно

выделить основное, что потребует совместных усилий от педагогов и

родителей. Нужно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять

совместное решение относительно окончательного перечня жизненно

важных правил и запретов.

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь

тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект

воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические

ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное

влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль

жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они

ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это.

Только с помощью многократных повторений навыков, знаний, умений на

практических мероприятиях, можно прочно сформировать экологическую

культуру у детей. В процессе обучения формированию экологической

культуры можно использовать следующие формы работы: беседы,

дискуссии, часы общения, ролевые игры. В ходе таких мероприятий

происходит взаимодействие взрослых и детей, которое дает большие

возможности для установления связей между условиями природной среды и

ее обитателями, между животными и растениями, между деятельностью

человека и состоянием природного окружения.

Среди эффективных способов экологического образования детей важно

отметить экскурсии и прогулки. С целью удовлетворить стремление познать

как можно больше об окружающем мире и природных явлениях,

привлекающих внимание, дети среднего возраста активно включаются в

процесс наблюдения.

Нужно обращать внимание на красоту природы. Необходимо наблюдать за

поведением животных и состоянием растений, обучать детей самостоятельно

замечать явления природы, называть их и делать выводы, побуждать к

задаванию вопросов. Каждое наблюдение расширяет и углубляет

представления ребенка об окружающей природной среде, дает новые знания,

пробуждает любознательность и пытливость.

Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их

обязательной связью с определенной средой обитания и полной

зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников

первоначальные представления экологического характера. Выращивая

отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный

характер их потребностей во внешних компонентах среды, на разных стадиях

роста и развития. Важным аспектом при этом является рассмотрение труда

людей как сред образующего фактора.

Посадите наряду с другими хотя бы один сломанный. Через несколько дней,

когда вы снова подойдете со своим ребенком к грядке с уже окрепшими

стеблями помидоров, покажите ему на сломанный стебелек и напомните, что

он был сломан при посадке. На следующий год ребенку нужно собственную

грядку, чтобы дать возможность делать на ней всё, что он захочет. Оказать

помощь ребенку можно, лишь спросив у него разрешение, поработать с ним

совместно. Когда вы будете высевать злаковые, дайте ему бросить на грядку

своей ручкой зерна. Так ребенок проявит интерес к растительному миру.

Дело не только в том, что он будет знать и чувствовать, как и что растет.

Главное - он начнет думать, анализировать.

Познакомьте вашего ребенка с различными птицами, их повадками,

покажите фотографии, скорей всего он будет несказанно рад и получит массу

положительных эмоций от того, что каждая птица имеет свою неповторимую

трель песни (исключая, конечно вид – пересмешник и его род, которые

способны повторять песни многих птиц, не отличимые от оригинала). Можно

прослушать несколько видов песен самых обычных пернатых.

Также важно, чтобы уголок природы присутствовал у ребёнка дома и был у

ребёнка всегда под рукой. Собирание гербария, шишек, красивых камушков

и даже перьев птиц - всё это способ познания окружающего мира. Ну, а

содержание домашних питомцев и уход за ними, это тоже большой вклад в

экологическое развитие ребёнка, воспитание моральных и этических качеств,

не стоит лишать его такого взаимодействия с природой.

«Что было бы, если из леса исчезли…»

Предлагаем убрать из леса насекомых. Что бы произошло с остальными

жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы

не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные

растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут

обходиться.        

«Какого растения не стало?»

На столик выставляется четыре или пять растений. Ребенок их запоминает.

Предлагаем детям закрыть глазки и убираем одно из растений. Дети

открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится

4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

«Где что зреет?»

Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его

листьями.

Ход игры: на стол выкладываем две ветки: на одной – плоды и листья одного

растения (яблоня, на другой – плоды и листья разных растений. (например,

листья крыжовника, а плоды груши) Задаём вопрос: «Какие плоды созреют, а

какие нет?» ребёнок исправляют ошибки, допущенные в составлении

рисунка.

«Цветочный магазин»

Можно поиграть с ребенком в магазин.

Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить

нужный цветок среди других. Научить группировать растения по цвету,

составлять красивые букеты.

Ход игры: Ребенок приходит в магазин, где представлен большой выбор

цветов.

Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы.

Выбирает понравившиеся лепестки, называет их цвет, и находят цветок,

соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2. Ребенок самостоятельно из цветов составляет три букета:

весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

Игра-сказка «Фрукты и овощи»

Наглядный материал: картинки с изображением овощей.

Рассказывает родитель:

- Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох,

капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа (поочерёдно

выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им

помидор: «Много желающих, оказалось, поэтому ставлю такое условие: в

первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых

слышаться такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр».

- Как ты думаешь, какие овощи откликнулись на его призыв? Ребенок

называет, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель,

репа, огурец, и объясняет, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове

помидор. Картинки с изображением названных овощей передвигаются

поближе к помидору.

Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем,

репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых

состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они

просить помидора сменить условие.

Помидор согласился: «Будь, по-вашему! Приходите теперь те, в названии

которых столько же частей, сколько и в моём».

- Как ты думаешь, кто теперь откликнулся? Сообща выясняется, сколько

частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Отвечающий

подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое

количество слогов.

Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону

помидора. - Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как ты думаешь,

почему? объясняет, что количество частей в названии не такое, как у

помидора, и звуки не совпадают.

Распределение плодов по цвету

Предлагаем ребенку распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить

плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а третье – с зелёным.

Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает

ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Ребенок

доброжелательно и деликатно указывает на ошибку медвежонка, называет

оттенки цвета: светло-зелёный (капуста, ярко-красный (помидор) и т. д.

Распределение плодов по форме и вкусу

Взрослый предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые – на

одно блюдо, продолговатые – на другое. После уточнения даёт детям третье

задание: распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить плоды

сладкие, на другое – несладкие. Пятачок радуется – он любит всё сладкое.

Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к

себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое!» «пятачок, разве это хорошо всё

самое вкусное брать себе? – говорит воспитательница. – Дети тоже любят

сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и

угощу всех»

«Четвёртый лишний»

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и

летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с

другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»

заяц, ёж, лиса, шмель;

трясогузка, паук, скворец, сорока;

бабочка, стрекоза, енот, пчела;

кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

пчела, стрекоза, енот, пчела;

кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

таракан, муха, пчела, майский жук;

стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

лягушка, комар, жук, бабочка;

стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

Для того, чтобы ребёнок полюбил природу, стал уважать её и относиться к

ней бережно, нужно не так и много, ведь он - сам её часть. Всё необходимое

уже заложено в ребёнке изначально. Потребность ребенка в общении с живой

природой, поможет проявлению в нём чуткости и доброты. А эстетическое

чувство прекрасного и понимание природы, заставит его проявлять такую

необходимую в наше время инициативу в сохранении нашего прекрасного и

ранимого окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы и консультации для родителей аутичных дошкольников

Коррекционно-развивающее обучение аутичного ребенка невозможно без тесного сотрудничества  специалистов с его родителями. Частые вопросы, которые задают родители на индивидуальном консультировани...

Консультация для воспитателей: Ознакомление дошкольников с народным декоративно - прикладным искусством

Знакомство воспитателей с традициями и обычаями народа, решение задач нравственно-патриотического воспитания через ознакомление дошкольников с народным прикладным искусством, формы работы с детьми по ...

Консультация: «Формирование познавательной способности дошкольников по средствам обучения счету»

В детском саду в утреннее и ве­чернее время можно проводить игры математического содержания....

Консультации для родителей старших дошкольников по соблюдению правил дорожного движения "Воспитываем пешехода".

Дать рекомендации родителям о совершенствовании культуры поведения детей на улице и в транспорте....

Консультация для родителей старших дошкольников по ПДД «Безопасность на дорогах».

Консультация для родителей старших дошкольников по ПДД «Безопасность на дорогах»....

«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ как инновационная форма речевого развития младших дошкольников» консультация для родителей младших дошкольников.

Автором представлен материал расскрывающий понятие игоровая обучающая ситуация как форма развития речи....