Главные вкладки

    Консультация: «Формирование познавательной способности дошкольников по средствам обучения счету»
    материал по математике (подготовительная группа) по теме

    В детском саду в утреннее и ве­чернее время можно проводить игры математического содержания. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultaciya.docx21.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация:

    «Формирование познавательной способности дошкольников по средствам обучения счету»

    В детском саду в утреннее и вечернее время можно проводить игры математического содержания (словесные и с использованием пособий), настолько-печатные, такие, как «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Лото», «Найди пару», игры в шашки и шахматы и др. При правильной организации и руководстве со стороны воспитателей эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, геометрическими фигурами, величинами, решению задач. Таким образом математические представления детей совершенствуются. Но этого недостаточно для выявления и развития многообразных интересов и склонностей дошкольников. Дидактические игры организуются и направляются воспитателем. (Дети редко играют в них по собственному желанию.) В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

    Уголок занимательной математики — это специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, секретер, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

    Задачи уголков занимательной математики:

    1. Целенаправленное формирование у детей 4—7 лет интереса к элементарной математической деятельности. Развитие качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.

    2. Воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы должен стать средством организации полезного досуга, способствовать развитию творчества.

    Организация уголков занимательной математики возможна в группах, начиная со среднего дошкольного возраста. Данные психологический исследований свидетельствуют о возросших возможностях детей пятого года жизни в сравнении с младшими дошкольниками. Отмечается стремление их к проявлению самостоятельности, развитие познавательных мотивов, что обеспечивает элементы самоорганизации в игровой и других видах деятельности. Дети могут выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с материалом, объединяться в игре со сверстниками.

    Успех игровой деятельности в организованном в группе уголке занимательной математики определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для детей. Воспитатель должен владеть знаниями о характере, назначении, развивающем воздействии занимательного материала, приемами руководства самостоятельной деятельностью с элементарным математическим материалом. Заинтересованность, увлеченность педагога — основа для проявления детьми интереса к математическим задачам и играм.

    Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок помещается всеобразный занимательный материал, с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру. Это настольно - печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат: «Лиса и гуси», «Мельница», «Волки и овцы» и др.; головоломки (на палочках и механические); логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение. Все они интересны и занимательны.

     В настоящее время во многих детских журналах и газетах имеются рубрики, в которых сосредоточен занимательный материал. Выбрать его можно также из книг по занимательной математике для школьников, популярных сборников и других изданий. Необходимо накапливать, систематизировать его, помещать в специальные альбомы.

    Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игр. Большие возможности для творчества имеются в играх «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Кубики и цвет», «Кубики для всех» и др. Дети могут придумывать новые, более сложные силуэты не только из одного, но и из 2—3 наборов к игре; один и тот же силуэт, например лису, составлять из разных наборов. Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников необходимо использовать магнитные доски, фланелеграфы с наборами фигур, счетных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных фигур.

    В течение года по мере освоения детьми игр следует разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом.

    Художественное         оформление

    уголков должно отвечать их назначению, привлекать и заинтересовывать детей. Для этого можно использовать геометрические орнаменты или сюжетные изображения из геометрических фигур. Приемлемы сюжеты, действующими лицами которых являются любимые герои детской литературы: Незнайка, Буратино, Карандаш и др. В оформлении можно использовать фотографии, увеличенные иллюстрации из книг по занимательной математике для дошкольников и родителей, детской художественной литературы.

    Организация уголка осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть.

    Руководство самостоятельной математической деятельностью в уголке занимательной математики направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм. Всю работу в уголке педагог организует с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Он предлагает ребенку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности. Привлекает малоактивных детей, заинтересовывает их игрой и помогает освоить ее. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребенок видит свои успехи. Тот, кто составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым достижениям. Руководство со стороны педагога направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.

    Указания   к   руководству   самостоятельной    деятельностью    детей:

    1.  Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий,   исключая   сообщение   детям готовых   решений.   Стимулирование педагогом проявлений самостоятельности в играх,  поощрение стремления детей достичь результата.

    2.  Совместная  игра  воспитателя с ребенком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задач.    У    ребят    вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредоточиваться, напряженно думать в ходе поисков решения задач.

    3.  Создание элементарной проблемно-поисковой   ситуации   в   совместной с ребенком игровой деятельности.   Воспитатель  играет,  составляет    силуэт,    отгадывает    загадку, ходы лабиринта и в это время привлекает ребенка к оценке своих действий,   просит   его   подсказать   ему следующий ход, дать совет, высказать предположение.  Ребенок занимает активную позицию в организованной - подобным    образом    игре, овладевает     умением     рассуждать, обосновывать ход поисков.

    4.  Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших  ее,  с  тем   чтобы   имело  место взаимное обучение одних детей другими.

    5. Организация  разнообразных форм деятельности в уголке: соревнований, конкурсов (на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру-силуэт), вечеров досуга, математических развлечений.

    6.  Обеспечение   единства   воспитательно-образовательных задач  на занятиях  по  математике  и  вне  них. Целенаправленная  организация  самостоятельной детской деятельности, с тем   чтобы обеспечить более прочное и  глубокое  усвоение  дошкольниками программного учебного материала,  использование  его  в  других  видах  элементарной   математической деятельности, играх. Осуществление     всестороннего     развития детей, индивидуальная работа с воспитанниками,  отстающими от сверстников в развитии, и теми, кто проявляет повышенный интерес, склонность к занятиям математикой.

    7.  Пропаганда   среди   родителей занимательного математического материала   для   занятий   с   детьми   в домашних    условиях.    Воспитатель рекомендует родителям собирать занимательный    материал,    организовывать  совместные  с  детьми   игры, постепенно    создавать    домашнюю игротеку. Единство в работе детского сада и семьи будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке   их   к   обучению   в   школе.

    Далее для каждой возрастной группы предлагаются игры, апробированные в детском саду. Игры, рекомендованные для одной возрастной группы, могут быть использованы в работе с детьми других возрастов, в иных вариантах.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развивающие игры, как средство формирования познавательных способностей старших дошкольников»

    В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных метод...

    Проблемные ситуации как средство формирования познавательных способностей старших дошкольников

    Использование проблемных ситуаций в работе со старшими дошкольниками....

    КОНСУЛЬТАЦИЯ: РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧИСЛЕ. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. ДОЧИСЛОВОЙ ЭТАП И ОБУЧЕНИЕ СЧЕТУ.

    Методика формирования количественных представлений во 2 младшей группе. Обучении сравнению групп предметов по ознакомлению с понятиями равенства и неравенства....

    Мастер класс. Развитие познавательных способностей дошкольников по средством Лего - конструированию

    *: Сегодня современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения .Изменения в  дошкольном образовании предполагают, что целью и результатом образовательной деят...

    Значение игр Марии Монтессори в формировании познавательных способностей дошкольников

    Развитие ребенка по методике Монтессори дает основательную базу для формирования личности - личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной....

    Консультация для воспитателей Дидактическая игра как средство формирования познавательных способностей у старших дошкольников

    Консультация для воспитателей Дидактическая игра как средство формирования познавательных способностей у старших дошкольников...


     

    Комментарии

    В детском саду в утреннее и вечернее время можно проводить игры математического содержания.