Формирование познавательной деятельности дошкольников по средствам природы.
консультация (старшая группа)

Мацукова Наталья Николаевна

Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания.

Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому, что она своей яркостью, многообразием,  воздействует на все его чувства.

Здоровье ребенка в значительной степени зависит от состояния окружающей его среды и от его собственного поведения, например умения, избегать экологически неблагоприятных участков во время игр, прогулок.

Главным  фактором, который способствует  интеллектуальной активности детей, является природа, для этого необходима такая организация познавательной деятельности, где воспитание познавательных интересов ребёнка осуществляется через наблюдение и труд в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мацукова Н.Н. 6группа

Формирование познавательной  деятельности дошкольников по средствам  природы.

Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания.

Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому, что она своей яркостью, многообразием,  воздействует на все его чувства.

Здоровье ребенка в значительной степени зависит от состояния окружающей его среды и от его собственного поведения, например умения, избегать экологически неблагоприятных участков во время игр, прогулок.

Главным  фактором, который способствует  интеллектуальной активности детей, является природа, для этого необходима такая организация познавательной деятельности, где воспитание познавательных интересов ребёнка осуществляется через наблюдение и труд в природе.

Первой  ступенью умственной деятельности каждого  ребенка являются ощущения и восприятия. Для того чтобы формировать и совершенствовать ощущения и восприятия необходимо внедрять сенсорное воспитание в любую часть детской деятельности. Большое внимание воспитатель и дошкольники уделяют практической работе, когда организуют наблюдение за объектами природы. Их психологическая структура представляет собой сложный механизм, включающий многостороннее восприятие, устойчивое внимание, эмоциональные переживания наряду с активной двигательной  деятельностью.

  Наблюдая за растениями, дети рассматривают форму листьев, следят за их движением, слушают шум деревьев при порывах ветра. Наблюдение за одним и тем же объектом периодически повторяется. Это дает возможность закрепить образ предмета, явления, уточнить его детали.

Вместе с наблюдениями для расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы необходимо использовать разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, лучше осваивают приобретенные знания.

Настольно-печатные игры, дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета.

Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.

Предметные игры,  хорошо использовать в младшей и средней группах, так как они дают возможность дошкольникам сравнивать предметы природы, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Такие игры можно проводить как со всей группой, так и индивидуально,  постепенно усложняя содержание с учетом возраста ребёнка.

Словесные игры,  проводятся  с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний.  Они развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием и повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Дети, подражая действиям, имитируя звуки, в этих играх лучше усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению  интереса к природе.

Игровые упражнения помогают дошкольникам различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Проводят их со всей группой детей либо с частью ее.

В творческой игре дети отражают впечатления, полученные в процессе  непосредственно образовательной деятельности, экскурсий, повседневной жизни, формируют знания о труде взрослых в природе, и  положительное отношение к труду, дети начинают осознавать  значение труда взрослых в природе. Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом,  камешками, шишками и т. д. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. Этими играми надо руководить. В каждой возрастной группе создаются условия для игр с природным материалом во все времена года. Однако самостоятельный характер творческих игр не дает возможности воспитателю использовать их как метод обучения детей новым знаниям, навыкам и умениям. Но он должен внимательно приглядываться к творческим играм, для того чтобы учесть, какие знания достаточно усвоены детьми,  какие еще следует уточнить и расширить.

Таким образом, важнейшим средством умственного воспитания ребенка является окружающая природа. Она постепенно привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.

1. Каменева Л.А. «Как знакомить дошкольников с природой» / Под редакцией П.Г. Саморуковой-М., 2003г.

 2. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» - М., 2011 г. 

 3. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» - М., 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников нравственно - патриотического отношения

Работа по нравственно – патриотическому воспитанию....

Бражкина Д.А. Влияние детско- родительских отношений на формирование личности дошкольника старшего возраста.

Бражкина Д.А. Влияние детско- родительских отношений на формирование личности дошкольника старшего возраста// Дни науки – 2010: Педагогика и психология: Материалы научно – практической конференции сту...

Формирование у дошкольников компетенций участника дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

Праздник «Дорожная Азбука» как средство формирования у дошкольников компетенций участника дорожного движения   и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма Актуальной задачей дл...

Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития (В.Кучма, А.Баранов, ...

Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить....

Игра как средство формирования коммуникабельности дошкольников. Формирование семантической стороны речи у дошкольников с ОНР в процессе дидактических игр.

С 2008 года углублённо работаю по методической теме  «Формирование семантической стороны речи у дошкольников с ОНР в процессе дидактических игр».    Выбор темы определился результа...