Игра как средство формирования коммуникабельности дошкольников. Формирование семантической стороны речи у дошкольников с ОНР в процессе дидактических игр.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Ковалева Наталья Вениаминовна

С 2008 года углублённо работаю по методической теме  «Формирование семантической стороны речи у дошкольников с ОНР в процессе дидактических игр».

    Выбор темы определился результатами диагностики уровня речевого развития детей коррекционной группы, которые показали несоответствие  словаря воспитанников возрастным нормам. Поэтому возникла  необходимость  поиска эффективных форм и методов  развития семантической стороны речи.

      Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е.И. Тихеева, М.М. Конина, Л.А. Пеньевская, В.И. Логинова, В.В. Гербова, А.П. Иваненко, В.И. Яшина. Специфика усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.

   Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы. Организация дидактических игр хоть и является традиционным методом в дошкольном образовании, но требует творческого подхода, обновления методики их проведения за счёт поиска эффективных приёмов руководства, мотивации детей.

 

Обоснование выбора темы углублённой работы:

Анализ уровня развития детей группы:

Проблемы

1. недостаточный уровень речевого развития:

- бедность словарного запаса у 45% детей,

-  отдельные грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении у 30%,

-  невыразительная речь 75% детей,

-  пропуск структурных компонентов повествовательного рассказа у 40% детей,

 

2. проблемы  в общении:

- со сверстниками у 20% детей,

- со взрослыми у 5% детей,

-затруднения детей в аргументировании суждений у 70%,

 

 

3. отклонения в состоянии здоровья:

 -малый объём освоенных основных движений, общеразвивающих и спортивных упражнений у 40% детей,

- низкий уровень выносливости у 30% детей,

 - нарушение координации движений у 25% детей;

- слабо контролируют способ выполнения упражнений, не обращают внимание на качество движений.

 

Выводы

Направления работы

 Требуется углублённая работа по речевому развитию, по формированию навыков общения и физическому воспитанию.

 

- Развитие речи и коммуникативных способностей детей.

-Развитие у детей физических качеств, содействие гармоничному физическому развитию детей, накапливание и обогащение двигательного опыта у детей.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование лексико-семантической стороны речи детей в онтогенезе"

Рассказывается об особенностях формирования лексики у детей с нормальным психо-физическим развитием...

Формирование семантической стороны речи детей младшего дошкольного возраста

Теоретическое обоснование проблемы . Практический материал по работе над словарем....

Формирование семантической стороны речи у младших дошкольников

Сообщение на районном методическом объединении «Формирование семантической стороны речи у младших дошкольников»...

Дидактическая игра как средство формирования лексикси-грамматических категорий имен существительных у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.

Дидактическая игра как средство формирования лексикси-грамматических категорий имен существительных у старших дошкольников с ОНР 3 уровня....

Формирование семантической стороны речи детей дошкольного возраста.

Формирование семантической стороны речи детей дошкольного возраста....

Формирование семантической стороны речи детей с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста.

данные представленны после проведенного исследования на базе компенсирующего детского сада....