"Формирование лексико-семантической стороны речи детей в онтогенезе"
статья по логопедии (младшая группа) по теме

Апейкина Татьяна Николаевна

Рассказывается об особенностях формирования лексики у детей с нормальным психо-физическим развитием

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование лексико-семантической стороны речи человека в онтогенезе

Речь человека возникает при наличии определенных биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы [13].

Л. С. Выготский отмечал, что первоначальной функцией речи ребенка является установление кон такта с окружающим миром, функция сообщения. Деятельность ребенка раннего возраста осуществ ляется совместно с взрослым, и в связи с этим общение носит ситуативный характер [4].

Общение взрослых с ребенком первоначально носит односторонний и эмоциональный характер,  вызывает желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрослых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики. Ребенок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщается к общению с помощью языка.

Такое  «подключение» происходит, прежде всего, через простейшие формы речи, с использованием понятных слов, связанных с определенной, конкретной ситуацией.

В связи с этим развитие лексики во многом опре деляется и социальной средой, в которой воспиты вается ребенок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения [30].

Анализируя развитие значения слова в онтогене зе, Л. С. Выготский писал: «Речь и значение слов развивались естественным путем, и история того, как психологически развивалось значение слова, помогает осветить до известной степени, как происходит развитие знаков, как у ребенка естественным срезом возникает первый знак,  как на основе рефлекторного рефлекса происходит овладение механизмом обозначения» [4, с.54]. Первоначально новое слово возникает у ребенка как непосредственная связь между конкретным словом и соответствующим ему предметом.

В процессе онтогенеза значение слова не остается неизменным, оно развивается. Структура значения слова в разные возраст ные периоды является различной. Л. С. Выготский подчеркивал, что в процессе развития ребенка слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей и становится обобщением более высокого типа [4]. При этом значение слова развивается в двух аспектах: смысловом и системном. Смысловое развитие значения слова заключается в том, что в процессе развития ребенка изменяется отнесенность слова к предмету, системе категорий, в которую включается данный предмет. Системное развитие значения слова свя зано с тем, что меняется система психических процессов, которая стоит за данным словом. Для маленького ребенка ведущую роль в системном значении слова играет аффективный смысл, для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста — на глядный опыт, память, которая воспроизводит оп ределенную ситуацию. Для взрослого же человека ведущую роль играет система логических связей, включение слова в иерархию понятий.

По мнению Л. С. Выготского, развитие значения слова представляет собой развитие понятий [4]. Про цесс образования понятий начинается с раннего детства, с момента знакомства со словом. Однако толь ко в подростковом возрасте созревают психические предпосылки, которые создают основу образования понятий.

Лисина М.И. указывает на то, что развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружаю щей действительности [16]. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, при знаками предметов и действий, обогащается его сло варь. Освоение окружающего мира ребенком проис ходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальны ми объектами и явлениями, а также через общение с взрослыми [16]. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми. При этом ведущее значение имеет общение ребенка с эмоционально близким для него взрослым. Эта потребность возникает впервые два месяца жизни ребенка на основе его первичных органических нужд и потребности в новых впечатлениях. Среди средств общения выделяют экспрессивно – мимические, предметно - действенные и речевые. Ребенок, прежде всего, овладевает денотативным компонентом значения слова, т.е. устанавливает связь между конкретным предметом (денотатом) и его обозначением [12]. Понятийный, концептуальный компонент значения слова усваивается ребенком позднее по мере развития операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Объясняя значение слова «стол», ребенок начала говорит: «На нем едят». Позднее он по-другому объясняет слово «стол»: «Это вид мебели», то есть, соотносит это слово с более общим понятием, определяет это слово на основе связей между словами в языковой системе.  Постепенно ребенок овладевает и контекстуальным значением слова. Так, ребенок дошкольного возраста с большим трудом овладевает переносным значением слова, афоризмами.

Новиков Л.А. отмечал, что на раннем этапе развития речи на предметную отнесенность слова оказывают влияние ситуация, жест, мимика, интонация, слово имеет диффузное, расширенное значение. В этот период предметная отнесенность слова может легко потерять свою кон кретную предметную отнесенность и приобретает расплывчатое значение. Например, словом «мишка» ребенок может назвать и плюшевую перчатку, так как по внешнему виду она напоминает мишку [25].

В конце первого и начале второго года жизни ребенка постепенно все большую силу начинает приобретать словесный раздражитель. Однако в этот период развития, слова не разграничиваются друг от друга, ребенок реагирует на весь комплекс слов со всей предметной ситуацией [16].

На начальной стадии реакция на словесный раздражитель проявляется в виде ориентировочного рефлекса (поворот головы, фиксация взгляда). В дальнейшем на основе ориентировочного реф лекса формируется так называемый рефлекс второ го порядка на словесный раздражитель. У ребенка развивается подражательность, многократное по вторение нового слова, что способствует усилению слова как компонента в общем комплексе раздра жителей. В этот период развития в речи ребенка появляются первые нерасчлененные слова, так на зываемые лепетные слова, представляющие собой фрагмент услышанного ребенком слова, состоящие в основном из ударных слогов (молоко — «моко», собака — «бака»).

Слова-представления на этом этапе выражают либо повеление (на, дай), либо указание (там), либо называние  предмета (киса, ляля) или действие (бай).

В дальнейшем, в возрасте от 1,5 до 2 лет, у ребен ка происходит расчленение комплексов на части, которые вступают между собой в различные ком бинации (Катя бай, Катя ляля). В этот период у ре бенка начинает быстро расти запас слов, который к концу второго года жизни составляет около 300 слов различных частей речи.

Развитие слова у ребенка происходит как в на правлении предметной соотнесенности слова, так и в направлении развития значения.

Рогожникова Т.Н. выделяет четыре этапа развития систем ной организации детского словаря [30].

На первом этапе словарь ребенка представ ляет собой набор отдельных слов (от 20 до 50). При этом набор лексем является неупорядоченным. Первая стадия развития детских слов протекает по типу условных рефлексов. Воспринимая новое слово (условный раздражитель), ребенок связывает его с предметом, а в дальнейшем и воспроизво дит его.

В начале второго этапа словарный запас ребенка начинает быстро увеличиваться. В возрасте от 1,5 до 2 лет ребенок переходит от пассивного приобретения слов от окружающих его людей к активному расширению своего словаря в период использования вопросов типа «что это?», «как это называется?». Вопросы ребенка о названиях окружающих его предметов и явлений свидетельствуют о том, что в его сознании формируется некоторая система слов, относящихся к одной ситуации, образуются их группы. Называ ние одного слова из данной группы вызывает у ре бенка называние других элементов этой группы.

В возрасте от 1 года до 2 лет дети усваивают слова, соотнося их только с конкретным предметом. В процессе развития значения слова, в основном у детей от 1 до 2,5 года, отмечаются явления сдвину той референции, или «растяжения» значений слов. При этом отмечается перенесение названия одного предмета на ряд других, ассоциативно свя занных с исходным предметом. Ребенок вычленя ет признак знакомого ему предмета и распростра няет его название на другой предмет, обладающий тем же признаком. Ребенок использует слово для называния целого ряда предметов, которые име ют один или несколько общих признаков (форма, размер, движение, материал, звучание, вкусовые качества и др.), а также общее функциональное назначение предметов.

 При этом обращает на себя внимание то, что ребенок объединяет одним словом признаки, которые являются психологически более значимыми для него на данном этапе психического развития. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. определяют этот этап как ситуа ционный, а группы слов — ситуационные поля  [14].

Развитие лексики ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи. К концу второго года жизни ребенок усваивает слова первой степени обобщения, т.е. начинает понимать обобщающее значение наименований однородных предметов, действий, качеств - имен нарицательных. Таким образом, сначала ребенок получает знаки от окружающих его людей, а затем осознает их, открывает функцию знаков для себя.

В возрасте 3 лет дети начинают усваивать слова – обобщения, обозначающие родовые понятия, передающие обобщенно названия предметов, признаков, действий в форме имени существительного.

Несмотря на то, что к 3,5—4 годам предметная отнесенность слова у ребенка приобретает достаточ но устойчивый характер, процесс формирования предметной отнесенности слова на этом не заканчи вается. В процессе формирования лексики происходит уточнение значения слова. Изменение значения слова, таким образом, отражает развитие представлений ребенка об окружаю щем мире, тесно связано с когнитивным развитием ребенка.

В дальнейшем ребенок начинает осознавать сход ство определенных элементов ситуации и объединяет лексемы в тематические группы. Это явление харак теризует третий этап формирования лексиче ской системы, который определяется как темати ческий этап.

Организация тематических групп слов вызыва ет развитие лексической антонимии (большой - маленький, хороший — плохой).

Противопоставление «большой — маленький» заменяет на этом этапе все варианты параметриче ских прилагательных (длинный — маленький, тол стый — маленький), а противопоставление «хоро ший — плохой» — все варианты качественно-оце ночных прилагательных (злой — хороший).

На первых стадиях знакомства со словом ребенок еще не может усвоить слово в его « взрослом » значе нии. Отмечается при этом феномен неполного овла дения значением слова, так как первоначально ребенок понимает слово как название конкретного предмета, а не как название класса предметов.

По мере развития лексической стороны речи «растяжение» значения слова постепенно сужается, так как при общении со взрослыми дети усваивают новые слова, уточняя их значения и корректируя употребление старых.

Примерно к 5-6 годам дети усваивают слова, обозначающие родовые понятия. Среди имен существительных  у детей этого возраста преобладают слова, обозначающие людей. Среди наиболее частотных прилагательных, регулярно повторяющихся в речи детей, выявляются прилагательные с широким зна чением и активной сочетаемостью (маленький, боль шой, детский, плохой, мамин и др.), антонимы из самых употребительных семантических групп: обо значение размера (маленький — большой), оценки (хороший — плохой); слова с ослабленной конкрет ностью (настоящий, разный, общий); слова, входя щие в словосочетания (детский сад, Новый год). Важное место среди групп прила гательных детского словаря занимают местоимен ные прилагательные. Самая высо кая частотность отмечается у таких местоименных прилагательных как «такой», «который», «этот», «свои», «всякий», «наш», «весь», «каждый», «мой», «самый».

Особенностью четвертого этапа развития лексической системы в онтогенезе является преодо ление этих замен, а также возникновение синони мии. На данном этапе системная организация сло варя ребенка приближается по своему строению к лексико-семантической системе взрослых.

В речи детей от 6 до 7 лет отмечается регуляр ная повторяемость прилагательных со значением размера (большой, маленький, огромный, круп ный, средний, громадный, крошечный, крохот ный). Особенностью структуры семантического поля прилагательных со значением размера явля ется асимметричность: прилагательные со значени ем «большой» представлены гораздо шире, чем со значением «маленький».

В речи детей от 6 до 7 лет выявляется более 40 прилагательных, употребляемых детьми для обозначения цвета. Прилагательные этой груп пы в речи детей оказались более распространенны ми, чем в речи взрослых. Чаще всего в речи детей этого возраста представлены прилагательные черный, красный, белый, синий.

Значением имен прилагательных дети овладевают позднее, чем значением имен существительных и глаголов. Число прилагательных возрастает в словаре ребенка по мере обогащения его представлений о различных качествах и признаках предметов, а также их действий, что точно связано с предметной деятельностью. С развитием наблюдательности дети начинают замечать в предметах и явлениях все большее число различных признаков и качеств, что соответственно отражается в речи. В словаре детей этого возраста отмечается преобладание отрицательной оценки над положительной и активное употребление срав нительной степени прилагательных.

Таким образом, по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), расширения контактов с окружающим ми ром, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качествен ном аспектах.

Становление лексико – семантической системы в онтогенезе у малень ких детей и взрослых происходит по-разному. У ма леньких детей объединение слов в группы проис ходит преимущественно на основе тематического принципа (например, собака — конура, помидор — грядка). Взрослые же чаще объединяют слова, относящиеся к одному понятию (собака — кошка, помидор — овощ).

Гвоздев А.Н. отмечал, что активный процесс развития значения слова и лексической системности не заканчивается в школьном возрасте, а продолжается и у взрослых. В разные возрастные периоды «не только меняются наборы лексико-семантических вариантов полисемантич ных слов, но и варьируется степень актуальности отдельных лексико-семантических вариантов для тех или иных возрастных групп» [5]. Таким образом, стратегия поиска ассоциативных акций у детей с нормальным речевым и психическим развитием меняется с возрастом.

Таким образом, лексический состав языка – важнейший его компонент, без усвоения которого невозможно овладеть речью как средством и орудием мышления. У маленького (слышащего) ребенка усвоение родного языка протекает в нормальных условиях общения с окружающими. И хотя этот процесс имеет свои закономерности и не лишен некоторых трудностей, тем не менее для его успешного протекания нет особых препятствий

  1. Виноградов В.В. «Русский язык» 1972г. с.17
  2. Выготский Л.С. Развитие устной речи. Детская речь.1996г.ч.1
  3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. –М.: 1961 – 336
  4. Громова О.Е, Методика формирования начального лексикона. М.: ТЦ Сфера, 2003 – 176
  5. Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у детей. – Санкт – Петербург: Издательство «Союз» 2001г. 220 с.
  6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986
  7. Логопедия. Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических высших учебных заведений /Под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской –М: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002 г.
  8. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии)
  9.   Новиков Л.А. Антонимия в русском языке. М., 1978.
  10. Основы дефектологии: Программа и методические рекомендации.
  11.  Рогожникова Т.Н Сопоставление ассоциативных реакций детей разных возрастных групп в условиях нормы и патологии. // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. Калинин, 1983, с.139
  12. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова Н.А. Современный русский язык: учебное пособие для ВУЗов. – М.: Рольф; Айрис – пресс, 1997. 448с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

«Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...

«Взаимозависимость формирования лексико-грамматической стороны речи и развития пространственного гнозиса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

У детей с речевой недостаточностью затруднения в формировании пространст­венных представлений проявляются в несформированности пространственного анализа и синтеза, недостаточности ори­ентировки ...

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ «Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речевой деятельности у детей с ОНР достигается путем целенаправленной работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития, по фор...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе для детей с нарушениями речи "В гостях у Незнайки"

Цель. 1. Учить правильно употреблять предлог НА в предложениях и словосочетаниях.               2. Уточнять и активизировать слова...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию фонетико- фонематической стороны речи детей старшего дошкольного возраста Тема: «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ»

Цели:Образовательные:закреплять умение четко артикулировать гласные звуки;закрепление умений выделять гласные звуки  в начале, в середине, в конце слов.упражнять в анализе и синтезе звукокомплекс...

Формирование ритмико-интонационной стороны речи детей у безречевых или неговорящих детей.

Формирование ритмико-интонационной стороны речи детей  у безречевых или неговорящих детей....